Доминанта Ухтомского
Путем многочисленных экспериментов Ухтомский доказал, что при некоем сильном воздействии на сознание, в головном мозгу образуется очаг, влияющий на поведение человека в сходных ситуациях. Это явление получило название «доминанта».
Доминанта образуется при однократном воздействии, усиливаясь при повторении воздействия. К доминантам можно отнести «табу», то есть свод безусловных запретов в некоторых патриархальных культурах. Описаны множество случаев, когда нарушение «табу» приводило к физическим расстройствам и даже смерти, нарушившего «табу» человека. С точки зрения теории «доминанты» такие случаи объясняются воздействием сформировавшегося очага головного мозга на человеческий организм.
В современном мире психика человека содержит также множественные доминанты, приводящие к рефлекторным поступкам.
Внедрение доминанты в сознание человека.
1.Сильное однократное воздействие.
Например, взрыв ядерной бомбы в Хиросиме и Нагасаке, а также информация об испытаниях ядерного оружия привели к тому, что солдаты испытывали сильнейший стресс (вплоть до обмороков) при одном объявлении, о ядерном взрыве на учениях.
2. Сильное воздействие с многократным повторением.
Все воспитание малолетних детей, тренировки спортсменов и муштра солдат построены на создании доминанты. При этом первое воздействие забывается, доминанта остается.
3.Многократное воздействие.
Постоянный контроль, за выполнением правил дорожного движения, приводит к доминанте выполнения ПДД водителями.
В зависимости от культурных особенностей доминанты могут быть как положительными, так и отрицательными.
Аудиторное задание: студентам предлагается выписать положительные и отрицательные доминанты, и лектор сравнивает списки у разных студентов. Цель выявить сходство и различие, а также приоритеты у разных групп студентов.
Способы усиления положительной доминанты.
1. Многократное повторение.
2. Сильное информационное воздействие
3. Создание культурного фона поддержки положительной доминанты.
Способы ослабление отрицательной доминанты.
1. Торможение «в лоб» - прямой запрет
2. Выработка положительной доминанты, как приз за преодоление отрицательной
3. Превращение отрицательной доминанты в положительную (при смене культуры) и/или замена отрицательной доминанты положительной.
СРС: Студенты должны предложить способ преодоления отрицательной доминанты – разбрасывания мусора на улице, трудность раннего подъема и т.п.