Личность потребителя.
Проявление личности потребителя как совокупности устойчивых реакций на стимулы внешней среды. Характер личности и ее самосознание. Основные теории личности и поведения потребителя: психоанализ (З. Фрейд), социальная теория (неофрейдизм – А. Адлер, К. Хорни), теория исследования личностных черт (Р. Кэттел, Л. Фестингер).
Теория «Я–концепции» (самоконцепции) и поведение потребителя. Рассогласование реальной и идеальной (желаемой) самоконцепции потребителя как детерминанта покупательского поведения. Роль самооценки в поведении потребителя. Самооценка и имидж торговой марки.
Понятие об эмоциях и чувствах как психических процессах личности. Типы эмоций и эмоционально-волевая среда потребительского поведения.
Характеры людей отличаются, обусловливая индивидуальность каждого человека и особенности мотива его потребительского поведения.
Индивидуальность — это внутренние психологические качества личности, которые приводят к соответствующим реакциям на окружающие условия.
У людей могут проявляться следующие противоположные черты характера:
добросердечие — равнодушие,
господство — подчинение,
общительность — замкнутость,
приспособляемость — негибкость,
склонность к сотрудничеству — соперничество и т. п.
Если в результате маркетинговых исследований обнаруживается, что определенный товар покупают люди с определенным профилем индивидуальности, то реклама, демонстрирующая применение этого товара, должна ориентироваться на людей такого же типа.
Индивидуальные особенности могут помочь объяснить поведение потребителей на разных стадиях процесса принятия решения (осознание потребности, ).
Личность представляет собой те характеристики конкретного человека и людей вообще, которые объясняют схемы поведения.
Свойствами личности объясняют те аспекты поведения, которые остаются относительно неизменными, отсюда и возможность использовать параметры личности для прогнозирования поведения.
Таким образом, личность — это уникальный способ организации в человеке характера, отношений, склонностей.
Личность представляет собой врожденные импульсы-инстинкты, а также приобретенный опыт и мотивы.
Позитивные личностные и поведенческие данные включают:
• благоприятное отношение к переменам;
• способность справляться с сомнениями;
• благоприятное отношение к обучению и науке;
• мотивацию на достижения;
• высокие устремления.
Негативные связи с новаторством обычно обусловлены:
• догматизмом;
• фатализмом.
Большинство исследователей, анализирующих социоэкономические переменные, говорят о положительной связи с новаторством следующих показателей:
• образование;
• грамотность;
• высокий социальный статус;
• социальная мобильность;
• коммерческая, а не потребительская ориентация;
• доступность кредитов;
• широкая специализация деятельности.
Личностные факторы— это особенности, характеризующие постоянные, устойчивые формы поведения. Например, требовательность, агрессивность или покорность отражают глубоко укоренившиеся наклонности, которые сформировались в детстве.
Потребители, как личности, могут быть разделены на консерваторов и новаторов.
- консерваторынацелены на максимально качественное выполнение знакомых задач и в организационных и иных социальных условиях их решения могут, как правило реализовываться без нарушения установленных рабочих режимов или целей взаимодействия;
- новаторыдалеки от того, чтобы искать решения, вписывающиеся в существующие системы. Их главный подход к решению проблемы с очень большой вероятностью предполагает переоценку всей системы решений. Новатор может пересмотреть не только саму проблему, но и пути ее решения. В результате новаторы находят особые, непохожие на другие способы удовлетворения потребностей и решения проблем.
Связь определенных свойств личности с этими стилями обработки информации подтверждается. По сравнению с новаторами консерваторы считаются более сдержанными, методичными, последовательными, спокойными, надежными, благоразумными, чувствительными, практичными, рациональными и организованными. Новаторы обычно более экстравертные, менее догматичные, более толерантные к неоднозначности, радикальные, гибкие, настойчивые, целеустремленные и недисциплинированные; этим людям необходимы новые ощущения.
Приверженцев новых товаров, в свою очередь, можно с известной степенью условности разделить на познавательных и сенсорных:
- у познавательных новаторовустойчиво предпочтение поиска новых ментальных (умственных, психологических) ощущений;
- сенсорные новаторы обладают устойчивым предпочтением новых чувственных ощущений.
Познавательным новаторам нравится думать, решать проблемы, находить решения сложных вопросов и заниматься другой умственной деятельностью, тогда как сенсорное новаторство включает такой новый опыт, как фантазии, мечты, а также новые внешние захватывающие и рискованные ощущения.
Реклама и другие способы коммуникации могут быть нацелены как на познавательных, так и на сенсорных новаторов, однако рекламные обращения для них должны быть разными.
Рекламные обращения для познавательных новаторов должны подчеркивать относительные преимущества инновации в сравнении с другими существующими товарами и услугами и сглаживать ощущение риска. При обращении к сенсорным новаторам, следует подчеркивать уникальность товара и сглаживать ощущение его сложности и риска с помощью предложения долгосрочных гарантий, фирменных сервис-центров, бесплатных служб консультирования покупателей, простых и понятных инструкций.
Для познавательных новаторов руководства по эксплуатации и другая информация о товаре могут быть сложными и детализированными, содержать сведения о технологии изготовления и другую дополнительную информацию.
Обычно сенсорные новаторы — это молодые люди, а познавательные новаторы, как правило, имеют высшее образование. Это дает возможность выбрать такие средства информации, которые позволят обратиться непосредственно к этим группам потребителей со специально разработанными для них обращениями.
Потребители, являющиеся новаторами для многих товаров, называются полиморфными,те, кто является новатором по отношению только к одному товару, — мономорфными.Если инновация потенциально мономорфична, процесс поиска новаторов для определенного товара может не оправдать себя. Однако если новинка полиморфна, то поиск новаторов вполне оправдан.
Показатели коммуникативного поведения, положительно связанные с новаторством, включают:
• социальную активность;
• связь с социальной системой;
• космополитизм;
• контакт со средствами массовой информации;
• контакт с каналами межличностного общения;
• знание инноваций.
В поисках связи между особенностями личности и ее привычками в сфере потребления потребители классифицируются на покладистых, агрессивных и независимых.
Покладистые люди не любят одиночества, нуждаются в любви, признании, помощи, руководстве. Такие потребности обусловливают их порой чрезмерную доброту и чувствительность, они смущаются от любой критики и подвержены чужому влиянию.
Агрессивные (деятельные) люди стремятся к успеху, считают жизнь соперничеством. Нуждаясь в восхищении окружающих, они обладают так называемыми задатками лидера.
Независимые пытаются обособиться от других эмоционально и в поведении; не желают брать на себя ответственность или обязательства и не стараются произвести впечатление на окружающих.
Каждый из типов личности вмещает уникальные черты, отличающие их друг от друга. Однако практика показывает, что во многих людях присутствуют элементы более чем одного типажа.
Имеется соответствие между типами личности и их предпочтениями и коэффициентами использования продуктов и марок. Например, очень покладистые люди с большей вероятностью, чем менее покладистые, используют ополаскиватели для полости рта, пьют вино, по крайней мере, несколько раз в месяц. Респонденты, показавшие себя при тестировании людьми агрессивного типа, покупали больше дезодорантов, чем менее агрессивные личности. Покладистые и независимые люди пьют чай несколько раз в неделю, а агрессивные делают это значительно реже.
Еще одна теория типов личности, приложимая к выбору потребителя, строится на поведенческих категориях. Она подразделяет людей на:
- ориентирующихся на традицию (у них есть четкое личное представление о прошлом),
- ориентирующихся на себя (собственное понимание того, что считать правильным поведением),
- ориентирующихся на других (свои ценности, отношения и поведение они в основном перенимают от других людей).
Видя два рекламных объявления, одно из которых нацелено на ориентирующихся на себя потребителей, а другое — на ориентирующихся на других, респонденты тяготеют именно к тому, которое соответствует их собственному типу личности. Обе группы выразили мнение, что обращения, нацеленные на ориентирующихся на других, будут в значительной степени влиять на большинство людей; но ни одна из групп не продемонстрировала какого-либо особого интереса или предпочтений в сфере СМИ. Рекламное объявление книжного клуба, нацеленное на ориентирующихся на себя, должно включать изображения обложек книг о великих людях и приключениях, а объявления для ориентирующихся на других, должны включать изображения книг об обычных людях, бестселлеров и книг о самосовершенствовании.
Ориентация на традицию может иметь большое значение для понимания поведения отдельных групп потребителей.
Деление индивидуумов на экстравертов и интровертов основывается на психоаналитической теории Карла Юнга. Считается, что у экстравертов более низкий уровень возбудимости коры головного мозга по сравнению с интровертами, поэтому им необходима подпитка, которую дает ориентированный на окружающих опыт. Интровертов с высоким уровнем корковой стимуляции обычно смущают шумные, возбуждающие события и ситуации. Высокий показатель экстравертности связан с потреблением большего количества алкоголя, и показатель: экстраверты, предположительно, с большей вероятностью, чем интроверты, ищут и находят стимуляцию, проводя время в барах.
Экстраверты более общительны, энергичны и импульсивны. Интроверты, наоборот, спокойны и склонны к уединению, замкнуты и осторожны.
8.4. Теория «Я–концепции» (самоконцепции) и поведение потребителя.
Рассогласование реальной и идеальной (желаемой) самоконцепции потребителя как детерминанта покупательского поведения. Роль самооценки в поведении потребителя. Самооценка и имидж торговой марки.
Самовосприятие, или внутреннее устройство личности, является организованной структурой представлений о себе, которая становится частью активной памяти. Она включает в себя такие элементы, как представления о своих возможностях, качествах; восприятие самого себя и своих взаимоотношений с другими людьми и внешней средой; ценности и качества, связанные с опытом; цели, задачи и идеи, имеющие (опять же по собственным оценкам) как положительную, так и отрицательную валентность.
Считается, что это понятие включает в себя несколько граней. Они, равно как и соответствующие им виды поведения, представлены на рис. 28. Это:
• идеальное «Я» (тот, кем я стремлюсь стать);
• реальное «Я» (тот, кем я себя считаю на самом деле);
• ситуационное «Я» (то, каким я вижу себя в различных ситуациях);
• обобщенное «Я» («Я», воплощенное в объектах и артефактах, признанных важными).
Общее правило: потребитель ведет себя так, чтобы поведение соответствовало его «Я» или гармонировало с ним.
Концепция самореализации проявляется в повседневной жизни человека: стремление к совершенству, самоконтроль, фантазии и подарки самому себе.
Самовоопрмятие отражает то, чем обладает человек. Это дает ему возможность расширить (усовершенствовать) понятие своего существования.
Большинство людей очень хорошо знает, что разные ситуации характеризуются собственными социальными ожиданиями, и поэтому соответствующим образом меняют свое поведение. Это называют самоконтролем. Самоконтроль проявляется в трех формах: озабоченность социальной уместностью поведения; внимание к социальным различиям как способ определения подходящего самовыражения и способность по-разному «подавать» себя и выражать свои чувства в зависимости от ситуации.
Соответствующее поведение:
Рис. 28. Расширенный взгляд на самовосприятие
Люди с низким уровнем самоконтроля более склонны в своем поведении исходить из личных представлений, чувств и интересов, следовательно, они более последовательны. Представители этой категории людей реагируют на рекламные призывы, они предпочитают быть лидерами, нежели следовать за ними. Однако те, у кого самоконтроль очень развит, более отзывчивы на объявления, представляющие их идеальный образ, т. е. имидж, которому они хотели бы соответствовать в определенной социальной ситуации.
Другая форма контроля — сравнение своего настоящего и идеального «Я». Результатом этого сравнения чаще всего становятся фантазии и мечты, что является заранее обдуманным и выражается в виде приобретения продукта или услуги, в которых человек заинтересован.
Способность принимать на себя рисковые обязательства также может влиять на реакцию потребителей на такие маркетинговые мероприятия, как предложения новых товаров и продажи по каталогу.
Риск, как его определяют в исследованиях личности, — это нечто большее, чем просто неопределенность результата. Это личное ожидание возможной потери.
Некоторых потребителей называют не иначе как «искателями ощущений. Их потребность в дополнительных стимулах очень высока.
Пожалуй, будущие исследования потребителей будут направлены на изучение проблем восприятия и реакций человека в процессе потребления. Возьмем, к примеру, понятие «самоконтроль». Обычно самоконтроль определяют как степень влияния на человека внутренних сигналов по сравнению с сигналами внешними. Люди с низким уровнем самоконтроля особенно чувствительны и восприимчивы к своим внутренним ощущениям, подходам и убеждениям, они видят свое поведение зависимым от личных убеждений и ценностей.
Напротив, обладающие высоким самоконтролем менее чувствительны к внутренним факторам. Эти люди полагают, что поведение обусловлено в основном прагматическими взглядами, тем, какие обстоятельства определяют действие как социально приемлемое. Они заботятся о том, как выглядят в глазах окружающих в различных социальных ситуациях, используют внешние сигналы как средство для контроля и регулирования собственного вербального и невербального выражения.
Исследования, предпринимаемые в настоящее время, сосредоточены также на взаимодействии потребителей с торговым персоналом «один на один». Это взаимодействие может определять такие поступки, как запланированные и импульсивные покупки, и различные ситуации, связанные с продуктом/магазином. Между самоконтролем покупателя и торгового работника существует интерактивный эффект. Положительный результат наиболее вероятен, если уровни самоконтроля двух партнеров различны.