II. Теория ожидания

Основными разработчиками теории ожидания являются В. Врум, Л. Портер и Э. Лоулер.

Ожидание — это представление человека о том, в какой мере его действия приведут к определенным результатам. Ожидание оказывает очень сильное влияние на поведение человека в ор­ганизации.

Процесс мотивации по теории ожидания как бы слагается из взаимодействия трех составляющих: усилие, исполнение, ре­зультат.

Теория ожидания изучает взаимодействие этих трех состав­ляющих и базируется на трех взаимосвязях:

  • затраты труда — результаты труда (ожидание того, что за­траченные усилия обязательно приведут к результату);
  • результаты труда — вознаграждение (ожидание того, что за конкретный результат будет получено вознаграждение);
  • валентность (удовлетворенность) вознаграждения (ожидание того, что вознаграждение будет валентным, т.е. ценным для работника).

Основной тезис данной теории: для того чтобы система стимулирования подтолкнула человека к деятельности, он дол­жен верить, что его усилия увеличат вероятность получения со­ответствующего вознаграждения.

Практическая ценность теории ожидания для менеджеров:

  • объясняет им, что люди осуществляют свои действия в со­ответствии с тем, к какому возможному результату (возна­граждению) эти действия могут привести;
  • позволяет им сделать прогноз поведения подчиненного при известных системах мотивации труда работников.