ПРИЕМЫ ПРОНИЦАНИЯ

Почувствовали вы, что как-то быстрее и цепче стали
схватывать окружающую обстановку? Тогда поднимайтесь
на следующую ступеньку — осваивайте приемы проница-
ния. Они уже названы и в какой-то мере обозначены в
предыдущих главах. Если есть необходимость, вернитесь и
освежите в памяти сформулированные определения каж-
дого приема. Здесь же вникните в их суть, вытренируйте
до привычного применения и активнее — в жизнь. С по-
мощью этих приемов добивайтесь осознанного управле-
ния процессом своего проницания!
На первых порах по-
чти обязательно что-то будет получаться не так, как хо-
телось бы. Вряд ли вы сможете избежать ошибок. Но не
вздумайте опускать руки! Эти трудности — временные.
Последовательные и упорные тренинги, настойчивое при-
менение приемов в различных жизненных ситуациях,
осознанное управление процессом обязательно будут раз-
вивать вашу проницательность. Собственно, до нее толь-
ко один шаг. Так что побольше энтузиазма. И вперед!

Угадывание и высчитывание

Потрясающий прием! Вы постоянно применяете его в
жизни, зачастую не осознавая этого. Представьте: на ули-
це к вам подходит мужчина довольно крепкого телосло-
жения с непонятным выражением лица и неряшливо оде-


*Ш______________Приемы проницания________________О

тый. В те секунды, пока он не заговорил, возникает мо-
ментальный вопрос: «Чего он хочет?» И быстро, подсозна-
тельно, воспроизводите варианты возможных ответов:
«Спросить дорогу куда-то? Уточнить, который час? Заве-
сти знакомство? Выклянчить или отобрать деньги? При-
драться?» А затем так же быстро или интуитивно угады-
ваете, или осознанно высчитываете наиболее вероятный,
чтобы успеть подготовиться к более эффективному реаги-
рованию на возможные действия подошедшего, особенно
агрессивные.

И каково, полагаете, будет соотношение вот таких под-
сознательно угаданных вами правильных и неправильных
ответов? Да, конечно, правильных окажется намного мень-
ше. И тогда закономерен практический вопрос: «А нельзя ли
их количество как-то увеличить?» Глядишь, и поможет из-
бежать многих опасностей в жизни.

Можно! Для этого подсознательное угадывание надо
усилить осознаваемым и управляемым высчитыванием.
Приступайте! Поглубже анализируйте эти процессы и
формулируйте правила. Мне они видятся примерно сле-
дующими:

<§> знать как можно больше различных возможных
причин каждого внешнего проявления.
Как правило,
привычный ход мыслей настойчиво подталкивает вас
к одной из них, наиболее расхожей и привычной. Но
со знаниями, житейским опытом и практикой прони-
цательности вы приходите к пониманию, что она мо-
жет оказаться далеко не единственной. Вот типичный
пример, с которым сталкивался, наверное, каждый.
В автобусе, трамвае или вагоне метро все сидячие
места заняты женщинами и пожилыми людьми. Из-за
этого старушка стоит уже довольно долго, но... пря-
мо перед ней упорно сидит молодой человек. Первое,
что сразу приходит в голову: «Не хочет уступить


У Станьте проницательнее (J)

место. Но он же должен, потому что и мужчина,
и моложе». Так осуждающе думают почти все сидя-
щие и сами не торопятся вставать. Ну, а вдруг при-
чины другие? Рана на ноге, сильное недомогание,
глубокое горе, из-за которого он не замечает нико-
го и ничего, и т. п. Объяснять же это всем, согласи-
тесь, как-то не очень приятно. В подобных ситуаци-
ях я сам побывал после перенесенной тяжелейшей
хирургической операции, поэтому не понаслышке
знаю. Но, ориентируясь на этот пример, сделайте
вывод: при анализе различных жизненных ситуа-
ций выявляйте как можно больше возможных при-
чин каждого внешнего проявления и накапливайте
их в памяти для последующего угадывания или вы-
считывания;
<•) фиксировать как можно больше внешних проявле-
ний.
Другой пример. Еду в переполненном вагоне
метро. И вдруг стоящая рядом девушка, сползая по
стенке, садится на корточки. Первая мысль: «Вы-
пендривается, как вся молодежь. Хочет показать
свою оригинальность и независимость». Так же, на-
верное, подумали и окружающие, потому что ни-
кто никак не отреагировал. Однако другие внешние
проявления: еле уловимые страдание на лице, ис-
пуганность во взгляде и пониклость в движениях
не подтверждали эту версию. Спрашиваю: «Валидол
дать?» Она едва заметно кивнула, с трудом протя-
нула руку и взяла таблетку. Оказалось — больное
сердце, да еще в душной атмосфере. Тут уже все
стали сочувствовать. Подобных примеров вы немало
найдете и в своей практике общения. Вывод: чем
больше внешних проявлений зафиксируете, тем
точнее сможете угадать или высчитать истинную
причину;


^_______________Приемы проницания__________________О

® чувствовать, осознавать внутренний процесс, его
систему и соотносить с ними зафиксированные вне-
шние проявления.
Об этом уже много говорилось в
предыдущей главе. За каждым внешним проявле-
нием всегда старайтесь ощутить породивший его
внутренний процесс, а потом уже размышлять над
причиной.
К каким стадиям процесса относится
внешнее проявление: входу в систему, протеканию
в ней или выходу из нее, к самой системе и т. п.?
Найдете правильные ответы — уже легче и уве-
реннее угадываете или высчитываете. Но как зача-
стую вы делаете? Представляете процесс и его си-
стему примерно, приблизительно, исходя из соб-
ственного опыта и здравого смысла, думаете, что
он протекает так-то и так-то. В высчитывании это
чревато серьезными ошибками. Чем лучше вы зна-
ете внутренний процесс и его систему, тем безоши-
бочнее высчитываете причину внешнего проявле-
ния;

<•> выбрать одну причину, если есть уверенность, что не
ошибетесь. Или две-три наиболее вероятностных, если
есть сомнения.
Вот, собственно, логика осознанного
высчитывания и привела вас к необходимости выбора.
Определяйтесь! Только удержитесь от соблазна вы-
бирать окончательно, при отсутствии твердой уве-
ренности. Лучше прибегните к нижеследующему пра-
вилу;

<•> проверить или уточнить.Подстрахуйтесь проверкой,
если выбор уже сделали. И разрешите сомнения уточ-
нением, если оставили несколько версий. Ряд при-
емов для этого достаточно прост: а) дождитесь новых
внешних проявлений, подтверждающих или опровер-
гающих ваш выбор; б) спросите самого человека, по-
чему он так сказал или сделал. Даже если в ответ