ОСТРАЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ

С этого начинается проницательность. Вы — наблюда-
тельны. Значит, замечаете несколько больше, чем обыч-
ные люди. А если остро наблюдательны? Тогда по-иному
начинает раскрываться окружающий мир. Потому что ваши
органы чувств поставляют в сознание намного больше раз-
нообразной информации «к размышлению» и познанию. Они
будоражат интеллект и питают его, предельно насыщая
фактическим материалом для проницательной мыслитель-
ной деятельности. Вот уж точно: мир открывается тем,
кто умеет видеть.

Как воспитать у себя острую наблюдательность? Если
хорошо подумаете, то ответ без особых затруднений сфор-
мулируете сами. Надо досконально разобраться в сущности
процесса наблюдения, освоить приемы управления им и
вытренировать их так, чтобы применять привычно быстро,
подсознательно, сосредоточиваясь главным образом на со-
держании воспринимаемой информации. То есть подняться
на качественно новый уровень наблюдательности. Даже если
острота этого качества врожденная. Вот и продвигаемся в
такой последовательности.

Что наблюдать

Вы никогда не задумывались над этим? Просто воспри-
нимали информацию, как все обычные люди, не затруд-
няясь в поиске объекта. Это — непроизвольное наблюде-


^fcf ___________Острая наблюдательность________________©

ние.Но для воспитания острой наблюдательности жела-
тельно бы уметь воспринимать информацию еще и целе-
направленно,
для чего прежде всего нужно знать хотя
бы некоторые ориентиры — на чем сосредоточивать вни-
мание.

С этой целью вначале составьте самое общее представ-
ление о структуре окружающего мира. Примите за акси-
ому, что весь мир — это процессы, протекающие в систе-
мах.
Согласитесь, что наше сознание достаточно привычно
выделяет относительно стабильные системы, то есть из-
меняющиеся медленно.
Например, природные — горы,
океан, леса, пустыни, или созданные человеком — зда-
ния, машины и т. п. И подвижные, постоянно и быстро
изменяющиеся системы
— информационные, коммуни-
кативные, жидкостные, газообразные и т. п. Применитель-
но к последним привычно употребляем понятие «ситуа-
ция», означающее сиюминутное состояние подвижной сис-
темы.

То, что не укладывается в такую схему, — хаотиче-
ское нагромождение компонентов разрушенных систем.
Из хаоса системы зарождаются самопроизвольно или со-
здаются человеком, развиваются, а затем, израсходовав
свой потенциал, разрушаются, вновь превращаясь в хаос.
Сомневаетесь? Тогда проанализируйте с этой позиции все,
что окружает вас. И попытайтесь найти что-либо, не отно-
сящееся к процессам, системам или компонентам разру-
шенных систем. Только поглубже и масштабнее вникайте.
Даже если вы не сразу сможете разобраться, со време-
нем придет мудрость подобного восприятия.

А для более глубокого анализа выберите, например, так
хорошо знакомый физиологический процесс усвоения пищи.
Обратите внимание: он протекает в максимально приспо-
собленной для его специфики пищеварительной системе
организма, состоящей из ряда компонентов. Начинается


j£> Станьте проницательнее (Э

процесс с того, что вы находите пищу и съедаете ее, по-
ставляя материал для переработки. Пища пережевывает-
ся, то есть подвергается механическому воздействию, а
потом в пищеварительном тракте — химическому, то есть
воздействию кислотами и другими расщепляющими реа-
гентами. Остатки выводятся, а усвоенное в качестве энер-
гии, молекул и атомов направляется для функционирова-
ния и развития организма.

Заметьте, непосредственному наблюдению доступны толь-
ко принимаемая пища и выводимые остатки. Сам же про-
цесс скрыт, и можно воспринимать только его внешние
проявления. Скажем, если пусто в пищеварительном трак-
те, то вы испытываете ситуативное чувство голода, что
явно заметно в выражении лица и по действиям, направ-
ленным на поиск пищи. Постоянная нехватка пищи приве-
дет к бросающимся в глаза дистрофии и заторможенности.
Леность в движениях, блаженство и сонливость будут явно
свидетельствовать о насыщении, а то и пресыщении. Рвота
и высокая температура — о нарушениях нормального пи-
щеварения. Подействуете лекарством — положительный эф-
фект также проявится внешне.

Но это, можно сказать, основной процесс. А параллель-
но с ним неизбежно протекает еще один — процесс раз-
вития самой пищеварительной системы, ее компонентов.
У каждого она зарождается и формируется в утробе мате-
ри и затем в младенчестве, достигает пика развития в зре-
лом возрасте и, расходуя свой потенциал, постепенно уга-
сает в старости. Причем происходит все это в постоянном
взаимодействии с другими биологическими системами орга-
низма. Однако что удивительно: и потенциал, и стадии раз-
вития, и даже взаимодействие обязательно опять-таки про-
являются внешне. Например, большой живот или поджа-
рость, непомерный или плохой аппетит, объем съедаемой
пищи и т. п.


j£*f____________Острая наблюдательность_______________О

По аналогии с этим проанализируйте любые другие
процессы и системы, и вы сможете выявить примерно сле-
дующее общее:

® каждый процесс протекает в своей, максимально при-
способленной к его специфике системе;

® материал для переработки поступает в систему из-
вне, непереработанные остатки вновь выводятся из
нее. Для этого каждая система имеет вход и выход
или несколько входов и выходов;

® полученный в результате переработки функциональ-
ный продукт также выводится из системы;

® параллельно протекает процесс развитая самой сис-
темы и ее взаимодействия с окружающей средой;

® непосредственному наблюдению доступно (если доступ-
но) только то, что входит в систему и выходит из нее;

® информацию о сущности процесса, его нормальном
протекании и нарушениях, ответных реакциях на воз-
действие, потенциале и стадиях развития системы
можно получить, только наблюдая внешние прояв-
ления.

Вот это и есть основа для определения наиболее общих
ориентиров наблюдения. Что наблюдаете в данный момент?
Или что хотите наблюдать? Определяйтесь, исходя из ана-
лиза. Это может быть:

® то, что входит в систему для переработки процессом;

® то, что выходит из системы как остатки переработки;

® то, что выходит как функциональный продукт систе-
мы, полученный в результате переработки;

® внешние проявления того, что входит в систему или
выходит из нее, если это недоступно непосредствен-
ному наблюдению;

® внешние проявления нормального хода процесса;

® внешние проявления отклонений или искажений нор-
мального хода процесса;


l£> Станьте проницательнее &

<•> внешние проявления в ответ на какое-либо воздей-
ствие на процесс;

<•> внешние проявления потенциала, стадий развития
системы и ее взаимодействия с окружающей средой.
Попытайтесь понаблюдать за каким-либо процессом и
его системой по названным ориентирам. Не могу сказать,
что это такое уж простое дело. Но как только начнет
получаться, вы сразу ощутите, что как-то четче, с пони-
манием и даже быстрее стали схватывать суть восприни-
маемого. Отсюда вывод: острота наблюдательности усили-
вается, если вы четко осознаете ориентиры наблюдения.
Однако-однако... Не закрадывается ли мысль, что не-
сколько надуманно все это, затеоретизировано и сложно-
вато? Ведь гораздо проще: наблюдай как обычно, или,
другими словами, как получится, и делай выводы. Что ж,
определенный резон в такой позиции тоже есть. И я готов
был бы с ней согласиться, да препятствует следующее об-
стоятельство: если сразу вы не можете определить, к ка-
кой составляющей процесса или системы относится на-
блюдаемое внешнее проявление, то дальнейший ход мыс-
ли затягивается, или прерывается, или ведет к неверным
выводам.
Рушится проницательность, и невольно начина-
ешь задумываться: «А какой вообще в ней толк?». Бесполез-
ной кажется. Особенно это проявляется при проницании хода
мыслей, предвидении возможных действий людей в раз-
личных ситуациях, интеллектуального и физического раз-
вития человека, о чем подробнее — в следующих главах.
С этой перспективой вникайте в ориентиры наблюдения и
постепенно осваивайте их.

Как наблюдать

Не спешите усмехнуться или улыбнуться. Никто не пы-
тается сделать из вас подобие впередсмотрящих, навязчи-
во и пристально фиксирующих малейшие несообразные


у*2г_____________Острая наблюдательность________________О

слова и действия окружающих. Речь идет об обычных спо-
собах наблюдения,
которые вы совершаете ежедневно и
без которых просто немыслима жизнедеятельность любого
человека.
Но осознайте их, поднимите на более высокий
уровень, и тогда вы сделаете еще один шаг на пути к фор-
мированию острой наблюдательности.

Вот вы встретили человека, знакомого или незнакомого,
подошли к группе людей, вошли в офис, класс, аудито-
рию, заблудились в лесу... и что вы делаете? Сразу схва-
тываете и вбираете в сознание то, что явно доступно взгля-
ду и другим органам чувств. Мгновенное наблюдение. Вре-
зультате получаете первое впечатление.Оро помогает
моментально сориентироваться и скорректировать свои дей-
ствия, извлекая пользу для себя и избегая опасностей. Гово-
рят также, что оно самое истинное. Зависимость здесь сле-
дующая: чем детальнее вы фиксируете обстановку с пер-
вого взгляда, тем острее ваша наблюдательность.
Уже одно
это дает немало жизненных преимуществ и продвигает на
пути к проницательности.

Однако согласитесь, как бы ни было развито ваше мгно-
венное наблюдение, оно все равно имеет какие-то пределы.
Мозг просто не в состоянии быстро обработать весь объем
информации, которую органы чувств в состоянии поставить
об окружающей обстановке. Поэтому в первом впечатлении
фиксируется и анализируется лишь достаточно крупное и
сильно впечатляющее. А чтобы воспринимать мелкое и ме-
нее заметное, нужно уже постоянное наблюдение.Это мож-
но делать как бы со стороны,как, например, учитель на-
блюдает за каким-нибудь учеником или формированием класс-
ного коллектива. Но лучше — включенно,когда вы находитесь
в постоянном контакте с человеком — являетесь членами
одного коллектива и заняты совместной деятельностью.

А теперь проанализируйте, как при постоянном наблю-
дении срабатывает ваше сознание. Впервые встретив


£wf Станьте проницательнее ©

человека, вы в основном фиксируете то, что сразу броса-
ется в глаза: его внешние данные, одежду, манеру дер-
жаться, выражение лица и т. п. После нескольких встреч
привыкаете к этому и начинаете больше обращать внима-
ния уже на то, что и как говорит, делает, в каком настро-
ении и как часто оно меняется и т. п. Затем воспринимаете
еще менее заметные проявления — скажем, каких-либо
черт характера, ума, взаимоотношений с окружающими
и т. п. Вот и получаем в результате пословицу: «Встречают
по одежке, а провожают по уму». Точнее не скажешь.

Другими словами, усвоив первое впечатление, созна-
ние привыкает к нему, высвобождая внимание для вос-
приятия следующих, уже менее крупных деталей. Запом-
нив их, делает очередной шаг к восприятию более мелких.
И так поэтапно, пока не достигнет предела возможностей
вашей наблюдательности.
Или того уровня самых мелких
и незначительных деталей, которые вы способны замечать,
воспринимать и анализировать.
Достигнув его, вы теряете
интерес к объекту наблюдения, потому что он уже не не-
сет новой информации. Но если необходимо, то пригляды-
ваете, отслеживаете его динамику и развитие. И как толь-
ко появится что-то новое, тотчас интерес возбуждается и
постоянное наблюдение возобновляется.

Уточним, что предел наблюдательности тесно взаимо-
связан с пороговым раздражителем,определяющим мини-
мальную силу внешних сигналов, на которые мозг в состо-
янии реагировать, но не адекватен ему. Сигнал вы можете
воспринять и как-то отреагировать на него. Но если неком-
петентны в данной проблеме, смысл сигнала не распознает-
ся и акт наблюдения вряд ли состоится. Сигнал просто сколь-
знет по сознанию как нечто незначащее и не зафиксирует-
ся в памяти. Интересный пример: если вы не привыкли
употреблять каждое слово в его точном значении, то и не
заметите неточности в речи других. Слово воспримется,


jCwf_____________Острая наблюдательность________________О

обработается сознанием, но вот насколько оно точно упот-
реблено — не «зацепится». И наоборот: если сами точны в
словах, то любая неточность другого будет восприниматься
как признак неграмотности и т. п. Или еще. Вооружитесь
специальными приборами, скажем микроскопом или теле-
скопом, и предел наблюдательности тогда существенно вый-
дет за ограничения порогового раздражителя.

Удивительное дело — этот предел наблюдательности.
Попытайтесь определить его у себя и других. К примеру,
посмотрите какой-нибудь спектакль и отметьте, чем впе-
чатлила или не понравилась игра актеров. А потом обсу-
дите это с другими зрителями, лучше со своими знако-
мыми или друзьями для большей откровенности. Почти
обязательно обнаружите, что они восприняли игру тонь-
ше или грубее. Значит, предел наблюдательности у них
ниже или выше вашего. Или проделайте простенький
эксперимент. Попросите разных людей, находящихся в
одной комнате, закрыть глаза и поочередно рассказать,
что они зафиксировали из окружающей обстановки. Бу-
дете просто поражены, насколько различны их ответы.
Поразмыслите основательнее над этим, и вы придете при-
мерно к следующим выводам:

® предел наблюдательности различен у разных людей;

® почти у каждого с возрастом он становится ниже и
расширяет возможности наблюдения;

® в молодости его можно понизить специальными тре-
нингами;

® также его можно понизить с помощью специальных
приборов.

И более значимый вывод: ваша наблюдательность тем
острее, чем ниже предел ее возможностей и чем быст-
рее вы достигаете его при постоянном наблюдении.

Не закрадывается ли вопрос: настолько ли значим в жиз-
ни этот предел наблюдательности, чтобы уделять ему так


jC£> Станьте проницательнее (J)

много внимания? А если задуматься над встречным вопро-
сом: для чего нужны различные микроскопы, телескопы,
бинокли, приборы ночного видения, эхолоты, акустические
системы, термометры, датчики и т. п.? Вдумайтесь, ведь все
они по своей сути предназначены для значительного пони-
жения предела наблюдательности и расширения возможно-
стей наблюдения. Они усиливают наши органы чувств, чтобы
воспринять то, что непосредственно им уже недоступно.
В результате огромная индустрия упорно работает над тем,
чтобы человечество в целом стало наблюдательнее и прони-
цательнее. А в конечном итоге — все глубже познавало мир.
Но есть еще один вид острого наблюдения — типовое.
Оно развивается по мере освоения постоянного. Накапли-
вая впечатления от наблюдения многих объектов, созна-
ние начинает их систематизировать и типизировать. Сход-
ство — главная отличительная черта типизации. На его
основе вы формируете типы всего воспринимаемого: рас-
тений, животных, машин, зданий, людей, фирм, учреж-
дений и т. п. И тогда создается возможность, встретив
объект, тип которого уже имеется в сознании, фиксиро-
вать только его отличия. Вот она, быстрота и острота на-
блюдательности. Исходя из этого, делаем вывод: чемболь-
ше наблюдаемых объектов типизировано в сознании, тем
острее ваша наблюдательность.

Результаты наблюдения

Наблюдаете... и что же получаете? Сами, сами анали-
зируйте. Ощущаете, что в вашем сознании постепенно со-
здается образная информационная копия объекта наблю-
дения?
И чем дольше и острее наблюдаете, тем больше
накапливается информации и тем точнее эта копия соот-
ветствует оригиналу. Но в жизни так не бывает, чтобы все
время уделять только какому-то одному объекту. Окру-


ipfr____________Острая наблюдательность_______________О

ясающая обстановка непрерывно поставляет информацию
в сознание и заставляет постоянно переключать внимание
то на одно, то на другое. При этом результаты каждого
нового наблюдения мозг четко относит к соответствую-
щей копии. Точь-в-точь, как компьютер по файлам. В итоге
в сознании появляется образная информационная копия
окружающей обстановки.
А по мере того как человек,
находясь в течение жизни в постоянных перемещениях,
впитывает в себя все новые и новые впечатления, фор-
мируется образная информационная картина мира.

Вот она, пища для ума. Или, как у Штирлица, «инфор-
мация к размышлению». «Образное» систематизируется,
анализируется, в нем обнаруживаются внутренние и вне-
шние взаимосвязи. И вы обогащаетесь все большим, уже
более глубоким, знанием объекта наблюдения, окружа-
ющей обстановки и всего мира. Вы скажете, это нужно
ученому или исследователю. А мне, обычному человеку,
зачем? Не могу согласиться. Каждый из нас, далеко не
всегда осознавая, постигает мир подобным образом. Пото-
му что мы «управляем тем, что осознаем, а то, что не осо-
знаем, управляет нами».
Не помню уже, где прочитал я
эту формулу, но сказать о прагматической целесообраз-
ности познания точнее и ярче, наверное, трудно.

Какое отношение все это имеет к теме нашего разго-
вора? Да самое прямое. Чем точнее и полнее ваша инфор-
мационная копия объекта, окружающей обстановки и кар-
тина мира, тем острее наблюдательность и проницатель-
ность.
Потому что, освоив одни впечатления и встроив их в
информационные копии, сознание стремится зафиксиро-
вать новые, менее заметные. Все глубже и глубже хочет-
ся постичь то, что привлекает внимание. Познание, инте-
рес, любопытство движут вами. Но чем глубже вы позна-
ли, тем быстрее и точнее можете определять внутренние
Движения и предсказывать их.


l£> Станьте проницательнее <Э

Потренируйте острую
наблюдательность

Ну что? Осилили вы теоретические положения? Теперь
работа потруднее — освоить их до уверенного применения.
Сразу предупреждаю: дело не такое быстрое, как может
показаться на первый взгляд. Возможно, понадобятся меся-
цы, а то и больше. Но это не должно останавливать. Ведь
результат ожидается достаточно весомый — более широ-
кое и детальное видение мира. А с ним будет уже заметно
легче идти по жизни и почти гарантированно можно доби-
ваться ярких успехов. Поэтому приложите волевые усилия
и максимум терпения. Последовательно и настойчиво ис-
полните тренинги. Постарайтесь ощутить, как вдруг при-
бавляет в остроте ваша наблюдательность.

1. Доведите осознание ориентиров
наблюдения до привычного

Главное — приучите себя за любым внешним проявле-
нием осознавать, даже почти чувствовать, внутренний
процесс и систему, в которой он функционирует. А затем
определяйте, на что ориентироваться при дальнейшем на-
блюдении. Например, человек явно солгал. Это внешнее
проявление. Что же привело к нему? Сразу отслеживайте
процесс возникновения лжи. Человека могли ввести в заб-
луждение, или он что-то неправильно понял. То есть ложь
появилась уже на входе информации в сознание. Или он мог
сам решить солгать по какой-либо причине — это уже
функциональный продукт его сознания. Наконец, он может
быть попросту лживым, таков уж его сложившийся образ
мышления — негативно сформированная система. Вот это и
есть ориентиры дальнейшего наблюдения в данном случае.
Теперь следуйте им и фиксируйте новые внешние прояв-
ления, пока не уясните истинную причину лжи и соответ-
ственно не выработаете правильные собственные действия
в этой ситуации.
46


£wf____________Острая наблюдательность_______________0

Возьмите этот пример в качестве образца. Выучите
наизусть общие ориентиры наблюдения, приведенные
выше. И хотя бы один раз в день анализируйте по ним
какое-нибудь замеченное внешнее проявление, глубже вни-
кая в суть внутреннего процесса и обеспечивающей его
системы. Доведите таким образом осознание ориентиров
наблюдения до привычного, до автоматизма. И активнее
применяйте в жизни, особенно в сложных ситуациях.

2. Последовательно снижайте предел
наблюдательности

Начните со зрительного предела наблюдательности. Вклю-
чите видеофильм, лучше боевик, и дождитесь какой-ни-
будь насыщенной сцены. Например, когда много автомашин
затормозили на светофоре или столкнулись в аварии. Тут
же нажмите стоп-кадр. Затем отвернитесь от экрана и по-
пытайтесь ответить на следующие вопросы:

® сколько автомашин?

® каких моделей?

® какого цвета?

® кто в них водители — мужчины или женщины?

® какого примерно возраста?

® во что одеты, прическа?

® какое выражение лиц?

® какие номера у машин?

® сколько человек стояло на улице?

® сколько из них мужчин и женщин?

® какого возраста?

® во что одеты, прическа?

® какое выражение лиц?

Ответили? Теперь посмотрите на стоп-кадр и проверьте
Детальность и точность своей наблюдательности. Повторяйте
тренинг с этой же сценой до тех пор, пока не сможете точ-
но или почти точно ответить на все вопросы. Постарайтесь
сверх этого уловить еще какие-либо более мелкие детали.


l£> Станьте проницательнее ©

Поменяйте сцену. Другая остановка на светофоре, ава-
рия, скопление людей на вечеринке, в какой-нибудь ауди-
тории или что-либо подобное. Составьте аналогичный пе-
речень вопросов и потренируйтесь таким же образом. Пе-
риодически меняйте сцены и добивайтесь:

<•> чтобы с первого раза схватывалось как можно боль-
ше мелких деталей;

® чтобы к окончанию работы со стоп-кадром вы могли

фиксировать как можно более мелкие детали.
Параллельно снижайте слуховой предел наблюдатель-
ности. Звонок в дверь. Постарайтесь по характеру звонка
определить, кто из домашних звонит. Сформулируйте раз-
личия в звонках членов семьи. Но вот звонок незнакомый.
Постарайтесь определить, кто звонит — мужчина или
женщина, какого возраста и т. п. Затем откройте дверь и
проверьте наблюдения. Для ремарки: опытная жена уже
по скрежету открываемого замка точно определяет, пьян
ли муж и насколько.

За окном слышны шаги. Определите по ним, кто идет —
мужчина или женщина, какого возраста и т. п. Выгляните
в окно и проверьте наблюдения. Сформулируйте разли-
чия в звучании шагов мужчины, женщины, ребенка, по-
жилого человека и т. п. По интонации человека определи-
те его настроение и отношение к вам. Сформулируйте, на
основании каких признаков вы сделали это.

Если вы думаете, что эти тренинги трудны, то вот вам
пример из кинофильма. В доме слепой. Полиция окружила
дом и ведет наблюдение. От слепого пытаются скрыть, что-
бы не расстраивать. И вдруг он спрашивает: «Что, поли-
ция?» — «От тебя ничего не скроешь», — говорит жена.
«Машины как-то не так ездили». Нужно комментировать?
Придумайте сами аналогичные тренинги и осуществляйте
их, добиваясь, чтобы слух фиксировал как можно более
мелкие детали.


i£*fr_____________Острая наблюдательность________________О

3. Расширяйте полноту и детальность
первого впечатления

Переходите улицу на перекрестке. Автомашины затор-
мозили на красный свет. Окиньте их взглядом, всмотри-
тесь повнимательнее. Загорелся зеленый — ситуация рас-
сыпалась. Вот теперь постарайтесь воспроизвести ее и от-
ветить на те же вопросы, что и в предыдущем тренинге.
Повторяйте и повторяйте упражнение, добиваясь более
полной и детальной фиксации увиденного.

Другой тренинг. Вы входите в привычную аудиторию
или офис, где уже находятся несколько человек. Десять-
пятнадцать секунд присмотритесь, охватите взглядом по-
мещение. Затем отвлекитесь от увиденного, как бы уйдите
в себя и постарайтесь ответить примерно на те же вопро-
сы: сколько человек, мужчин, женщин, какого возраста,
во что одеты, прическа, выражение лиц и т. п. И еще на
один: что изменилось с предыдущего посещения? После
чего вновь взгляните на аудиторию (офис) и проверьте
правильность и глубину своего первого впечатления. От
тренинга к тренингу сокращайте время охватывания взгля-
дом до минимального, скажем, до двух-трех секунд, но
добиваясь той же полноты и детальности. Придумайте ка-
кие-либо иные аналогичные тренинги, может быть более
подходящие и удобные для вас.

И еще один тренинг. Первое впечатление о человеке.
Увидели кого-то впервые, постарайтесь сразу зафиксиро-
вать и сформулировать как можно больше деталей его
внешнего вида, выражений лица, интонаций, особенно-
стей характера, манеры говорить и двигаться и т. п. Прак-
тикуйте это при каждом новом знакомстве. Последователь-
но добивайтесь все большей полноты и детальности. А за-
тем, уже в процессе дальнейших отношений, проверяйте
свои первоначальные впечатления и выводы.


l£> Станьте проницательнее ©

4. Тренируйте умения и навыки
постоянного наблюдения

Поставьте следующие задачи:

® главное — от наблюдения к наблюдению замечать
все более мелкие детали и, исходя из них, глубже
проникать в сущность процесса и системы, обеспе-
чивающей его функционирование;

® а также фиксировать происходящие во время наблю-
дения изменения.
Для их реализации выберите такие объекты, которые
безо всяких дополнительных усилий всегда будут доступ-
ны для наблюдения:

® например, младший брат или сестра;

® ваш коллега по работе или начальник;

® возможно, какой-нибудь комнатный цветок или дру-
гое растение.

Наблюдайте за объектом в целом, если это комнатное
растение или что-то подобное. Однако за человеком так
наблюдать будет посложнее. Поэтому для первого тре-
нинга лучше выделите один из процессов. Скажем, как
общается ваш брат или сестра, коллега, начальник. Или
как они трудятся, делают уроки и т. п. Зафиксируйте в
качестве отправной точки то, что вам уже известно об
этом. Определитесь с ориентирами наблюдения: откуда и
какая информация об общении питает сознание извне,
к каким выводам человек пришел сам и как это проявля-
ется на выходе из системы, во взаимоотношениях, речи,
действиях и т. п.

Затем начинайте подмечать все более мелкие внешние
проявления: как быстро объект сходится с незнакомыми,
какими приемами поддерживает хорошие отношения, что
за причины и поводы служат основанием для разрыва?
Каков характер взаимоотношений с сослуживцами или од-
ноклассниками, сколько друзей, врагов? Кто из них ока-
50


ъ^>____________Острая наблюдательность_______________О

зывает наибольшее влияние, а кто подчиняется и поче-
му? Владеет ли этикетными выражениями, какие привыч-
ные слова и фразы использует в общении, насколько час-
то вводит новые выражения? Умело ли пользуется инто-
нацией, мимикой, жестами? Есть ли интерес к изучению
книг по общению? И, как говорится, так далее и тому
подобное... Старайтесь все удержать в памяти, не особо
обременяя себя записями.

А чтобы было интереснее, делайте выводы, о которых
более подробно — в следующих главах. Насколько сфор-
мирован у этого человека процесс общения, умело ли он
владеет им и совершенствует его? И более важные, прак-
тические выводы — как самому построить эффективное
общение с ним? И как помочь ему улучшить общение,
если необходимо? Освоили наблюдение за этим процес-
сом, выбирайте какой-нибудь еще. Скажем, как физи-
чески развивается человек и т. п. А когда почувствуете
уверенность в применении умений и навыков постоянного
наблюдения, доведите их до автоматизма и переходите к
постоянному наблюдению за человеком в целом.

5. Тренируйте умения и навыки
типового наблюдения

Задачи и приемы аналогичны предыдущим, но подход
несколько иной. Наблюдайте тот же процесс общения или
какой-либо иной у другого, третьего, четвертого человека.
Быстро фиксируйте общее, типичное во внешних прояв-
лениях. И сразу переключайте основное внимание на раз-
личия. Это даст возможность ощутимо скорее вникнуть в
суть процесса и конкретику общения данного человека. Со
временем вы накопите столько информации о типичном в
людях, что достаточно будет только взглянуть, зафикси-
ровать специфичное — и вы уже видите человека насквозь.
Аналогично с природными объектами и техникой.


jCSf Станьте проницательнее (J)

6. Тренируйте естественность
наблюдения

Казалось бы, небольшой пустячок: как вы выглядите,
когда наблюдаете за людьми? Вцепляетесь взглядом и
упорно, не отрываясь, держите его на наблюдаемом?
Подобно впередсмотрящему на корабле. Ну-у-у, хуже
просто не придумаешь. Вот этого делать как раз и не
надо. Во-первых, выглядите вы при этом, согласитесь,
довольно глуповато. А во-вторых, под вашим прилипчи-
вым, неотрывным взглядом наблюдаемый начинает вес-
ти себя неестественно, его поведение заметно искажа-
ется. Может и высказать: «Я что — подопытный или подо-
зреваемый?» Намного труднее тогда проницать истинные
причины внешних проявлений. Поэтому наблюдайте ес-
тественно. Безо всякой явно бросающейся в глаза обо-
стренности и напряжения во взглядах и мимике. В про-
цессе обычных разговоров и дел. Чтобы никто даже и
не догадывался об этом.
Вот тогда она и достигнута —
высшая острота наблюдения, а за ней недалеко и прони-
цательность!

7. Проделайте специальные тренинги

<•> Вы едете в автобусе или метро. Следующую оста-
новку еще не объявляли. Попытайтесь по едва уло-
вимым изменениям в поведении определить, кто
сейчас будет выходить. Подсказка: расслабленный
и полудремлющий пассажир вдруг откроет глаза,
осмотрится, подтянет к себе сумку, поправит одеж-
ду и т. п. Если он действительно потом встанет и
выйдет, значит, наблюдение и проницание верные.

® На вашем пути нищий просит милостыню. Попытай-
тесь определить, действительно ли он в безвыходной
ситуации или попросту превратил попрошайничество
в доходную профессию. Подсказка: во взгляде, мими-


jf______________Острая наблюдательность_________________<Э

ке, позе, интонации в первом случае сквозят подлин-
ные отчаяние и безысходность, а во втором — это
искусная игра с едва уловимыми фальшью, цепко-
стью взгляда, некоторой бесцеремонностью, даже на-
хальством и т. п.

<•> Вы встречаете кого-то с авиарейса. Представьте, что
никогда не видели этого человека, а знаете только
его фамилию и самое общее описание внешнего вида.
Например, мужчина пожилого возраста, среднего
роста. Подсказка: всматривайтесь в толпу выходящих
пассажиров и сразу оставляйте без внимания всех
женщин, молодых мужчин, старых людей, супруже-
ские пары и т. п. В результате обнаружите, что под-
ходящих под описание всего два-три пассажира,
у которых совсем нетрудно спросить фамилию.

<•> Вы в незнакомом городе, и нужно, не спрашивая,
найти путь к расположенному недалеко вокзалу, стан-
ции метро или крупному торговому центру. Подсказ-
ка: посмотрите, куда направляются интенсивные по-
токи людей, и идите с ними. Если они приведут к
цели, значит, вы достаточно наблюдательны.

Придумайте сами подобные тренинги.