Концепции лидерства

Поведенческая школа также занималась исследованием про­блем лидерства в управлении. Вначале исследования на тему лидерства в XX в. касались относительно малого числа великих людей, которые живут в любом обществе, работают в любой орга­низации и обладают определенными чертами характера, которые присущи не всем и не в одинаковой степени. Так появились теории лидерских качеств.

Теории лидерских качеств

Согласно данной теории лучшие руководители обладают набором общих для всех лидерских качеств, отличающих их от масс. Основной вывод теории: лидерами рождаются, а не становятся.

Ральф Стогдилл и Ричард Манн считали, что лидера характеризуют пять качеств: ум и интеллект; господство над другими; уверенность в себе; активность и энергичность; знание дела. Но оказалось, что многие люди, обладая этими качествами, оставались последователями.

Уорен Беннис исследовал 90 успешных лидеров и определил 4 группы лидерских качеств:

1. Физиологические: рост, вес, сложение, фигура, красота, энергичность движений, состояние здоровья.

2. Психологические (эмоциональные) качества проявляются через характер человека.

3. Умственные или интеллектуальные качества. Успех лидера зависит от его умственных способностей, умения принимать взвешенное решение.

4. Деловые качества – это навыки и умения в выполнении своих функций.

Недостатки теории лидерских качеств:

- перечень качеств можно продолжать бесконечно, невозможно создать единый образ лидера;

- невозможно измерить эти качества и соотношение этих качеств;

- на практике ни один человек не обладает полным набором качеств лидера.

Примерно в середине XX в. научные исследования в области лидерства столкнулись с неразрешимыми задачами, когда подход, основанный на чертах характера и направленный на идентифика­цию личных качеств выдающихся лидеров, оказался безрезультат­ным. В этом случае приходилось иметь дело со слишком большим числом исключений, относящихся почти к каждой черте харак­тера, поэтому центр внимания был перемещен на поведение лидера и свойственные ему методы руководства.