Классификация О.С. Виханского и А.И. Наумова

Классификация подходов и школ менеджмента

В связи с обилием школ, подходов и концепций, изложенных в литературе по управлению, очень трудно четко выделить подходы и школы менеджмента.

Классификация О.С. Виханского и А.И. Наумова

В основу классификации управленческой мысли О.С. Виханский и А.И. Наумов положили три основных элемента управления — задачи, человека и управленческую деятельность. Исходя из того, на какой из этих элементов делался акцент, они разбили управленческая мысль XX в. разбита ими на две большие группы:

1. «Одномерные» учения об управлении, разработанные применительно к одному из трех вышеназванных элементов управления.

К числу «одномерных» учений об управлении отнесены:

• «научное управление», основным разработчиком которого является Ф. Тейлор;

• организационные теории, согласно которым успех фирмы определяется правильной организацией работ. На таких позициях стояли А. Файоль, М. Вебер

• школа человеческих отношений, создателем которой является Э. Мэйо, принявший непосредственное участие в проведении хоторнского эксперимента;

• бихевиористские учения менеджмента, связанные с переносом акцента в управлении с задач на человека. Наиболее яркими представителями этой школы были В.Д. Скотт, М.П. Фоллетт, А. Маслоу, разработавший «пирамиду потребностей» (гл. 4);

• теория X и теория У, сформулированные Д. Макгрегором (гл. 4);

2. «Синтетические» учения об управлении, опирающиеся на все три элемента управления и рассматривающие его в тесной связи с изменениями внутренней и внешней среды организации.

«Синтетические» учения об управлении основываются на так называемом системном подходе к организации:

• концепция управления по целям, сформулированная Питером Друкером;

• ситуационные теории управления, дающие рекомендации, как следует управлять в конкретных ситуациях. Эти теории отрицают наличие универсальных подходов к управлению и принципов его осуществления;

• системные концепции менеджмента, среди которых наиболее популярной в 1980-е гг. является теория «7С». Теорию разработали две пары исследователей: Томас Питере — Роберт Уотерман и Ричард Паскаль — Энтони Атос. Согласно этой концепции эффективность организации зависит от семи составляющих. Изменение одной из них требует соответствующего изменения остальных шести. По-английски название всех

составляющих начинается с буквы «с», поэтому эта концепция получила название «7С». Ключевыми составляющими теории являются: стратегия, структура, системы, штат (кадры), стиль, квалификация, разделенные ценности (смысл и содержание основных направлений деятельности, которые организация доводит до своих членов);

• теория Z, выдвинутая Уильямом Оучи. На основе изучения японского опыта управления У. Оучи дополнил теорию X и теорию Y, разработанные Д. Макгрегором. Оучи сформулировал основные положения и правила управления людьми, от которых зависит эффективность управления.

На протяжении всей истории развития менеджмента исследователи управленческих проблем предпринимали попытки разработать универсальную классификацию школ менеджмента. Однако отразить все нюансы различных взглядов и позиций невозможно, поэтому одного универсального принципа классификации не существует.