Библиографический список

Основной

1. Философия: учебник для вузов / под ред. В.П. Лавриненко. М., 2004, 2005, 2007.

2. Историко-философское введение (от Конфуция до Бодрийара) / под ред. Л.Я. Курочкиной. Воронеж, 2008.

3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. М., 2005.

4. Введение в философию: учеб. пособие для вузов. - М., 2003.

Дополнительный

1. Антология мировой философии: в 4 т. - М., 1969 - 1970.

2. Ильин В. История философии: учебник для вузов / В. Ильин. - СПб., 2003.

3. Каратини Р. Введение в философию / Р. Каратини. - М., 2003.


ТЕМА 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

1. Источники формирования и особенности философствования в Древней Индии.

2. Основные школы и направления древнеиндийской философии: ортодоксальные - веданта, йога, ньяя, вайшешика, миманса, санкхья; неортодоксальные - джайнизм и буддизм.

3. Основные школы китайской философии и темы их размышлений: а) даосизм; б) конфуцианство; в) моизм; г) легизм.

4. Особенности развития и связь философии и культуры в Древнем Китае.

 

Основные понятия: атман; ахимса; Будда; буддизм; брахман; Варны, веды, гунн, Дао, даосизм; карма; мокша; нирвана; пракрити; раджас; сансара; саттва; ян; инь; санхиты; Ригведа; Самаведа; Атхарведа; араньяки; упанишады; ортодоксальный; неортодоксальный; гедонизм; аскетизм; медитация; индуизм.

 

Вторая тема посвящена изучению становления и развития философии в Древнем мире. Уровень развития философии Древнего Востока равноценен философии Запада данного периода, поэтому и начинаем изучение истории философии с Востока. Философия Древнего Востока имеет много общего с западной философией, но все, же есть и существенные различия в философской проблематике. Мы познакомимся с философскими школами Древней Индии, назовем их ортодоксальными, что означает не отступающими от раз и навсегда заведенных традиций и правил, и неортодоксальных, т.е. имеющих свои идеи и концепции, не опирающихся на авторитеты. Не менее интересны многочисленные школы китайской философии. Мы познакомимся с конфуцианством, который в Китае и поныне является основой общественной жизни. Познакомимся с буддизмом, модным и поныне философско-религиозного учения на Востоке. Вы узнаете такие понятия, как брахман, нирвана, карма, Веды, Упанишады и т.д. Узнаете, наконец, как на Востоке представляли возникновение и существование Вселенной, предназначение человека и смысл его жизни.

 

Темы докладов

1. Место социально-нравственной проблематики в философии Древнего Китая.

2. Буддизм как философия этического совершенствования.

3. Антропоцентризм философии Конфуция.

4. Учение о брахмане и Атмане.

 

Контрольные вопросы и задания


1. Что означает термин " карма" в древнеиндийской философии?

 

2. Какая школа классической индийской философии была скорее практической, нежели теоретической?

 

3. Какое исходное понятие лежит в основе буддизма?

 

4. В чем состоит различие между Брахманом и христианским Богом?

 

5. Что тренирует йог в первую очередь - тело или дух? Кто такой йог - спортсмен или философ?

 

6. Видите ли Вы связь между современными экономическими преобразованиями в Китае и принципами конфуцианства?

 

7. Прокомментируйте слова Конфуция "Приносите жертвы богам, но держитесь подальше от них".

 

8. Какова общая направленность философии Древнего Востока?

 

9. Что такое "четыре истины" буддистского учения Древней Индии?

10. Раскройте понятие "дао" в учении древнего китайского мыслителя Лао-Цзы?

 

11. В чем заключается политический смысл нравственно-политической доктрины Конфуция? В чем ее отличие от легизма?

 

12. Выберите правильный ответ. Основателем даосизма считается:

а) Конфуций;

б) Лао Цзы;

в) Мо Цзы;

г) Мэн Цзы.

 

13. Как звали Будду до того, как он стал пробужденным"?

а) Махавира Вардхамана Джина;

б) Тит Лукреций Кар;

в) Сидтхарата Гуатама Шакьмуни;

г) Абу-л-Валид Мухаммед ибн Рушд.

 

14. Общественный идеал Конфуция –

а) государство - это семья, в которой император - отец, а подданные - его дети;

б) общественная собственность и демократическое управление;

в) возврат к "золотому веку предков" - натуральному хозяйству и отсутствию государства;

г) опора не на религию и мораль, а на практические интересы государства.

 

15. Какое из приведенных положений не может принадлежать буддизму?

а) жизнь - это страдание;

б) причина страданий - жажда жизни;

г) путь избавления от страданий - жажда жизни;

д) у страдания есть причина.

 

16. В конфуцианстве практически не разрабатывались проблемы:

а) происхождения и структуры бытия;

б) отношения к традициям предков;

в) добродетели, долга, чести, благородства;

г) надлежащего управления государством.

 

17. Определите, какие из приведенных ниже философско-религиозных учений по своему происхождению были:

а) древнекитайскими; б) древнеиндийскими:

1) конфуцианство;

2) легизм;

3) ньяя;

4) моизм;

5) буддизм;

7) вайшешика;

8) веданта;

9) йога;

10) джайнизм.

 

18. Каким философским учениям и школам Древнего Востока соответствуют принципы и идеи, содержащиеся во втором столбце таблицы?

а) Конфуцианство Строгий аскетизм и следование принципу ахимсы.

б) Буддизм Религиозное освящение логико-философского мышления.

в) Джайнизм Человек должен бороться за счастье в земной жизни, так как загробного мира не существует.

г) Даосизм Совместная эволюция материи и сознания приводит к положительному или отрицательному взаимодействию мира и человека.

д) Санкхья Главное средство спасения - психический тренинг Йога Мир вечен и неподвижен, движение - иллюзия, безличным все определяется принципом мира.

е) Ньяя Принцип "не - деяния".

ж) Легизм Идеал человека - "благородный муж" - "человек политический".

з) Чарваки (локаята) Учение об освобождении от страданий и праве каждого на спасение.

 

19. Какие из перечисленных черт являются характерными для: философствования Древней Индии; Древнего Китая; общими для обоих исторических типов?

1) признание Дао верховным законом и конструктивным принципом мироздания;

2) учение о карме как нравственном регулятиве повседневной жизни;

3) влияние на развитие философской мысли отшельников-аскетов, занимающихся медитацией;

4) мысль о тождестве индивидуальной и мировой души;

5) созерцание, погружение в себя как религиозно-философского мироощущения;

6) признание круговой динамики чередования активности и пассивности - взаимодействия противоположностей, образующих основу жизни;

7) рассмотрение Неба и Земли как родителей человека;

8) ориентация в основном на нравственные проблемы;

9) поиск способов совпадения "пути человека" и "пути Неба";

10) религиозное освещение логико-философского мышления;

11) трактовка социальных изменений в старых социокосмических образах родового сознания;

12) четкое определение нравственных отношений государя и подданного;

13) гуманистический настрой философской мысли;
14) проповедь принципа ахимсы /ненасилия/.

20. Недеяние в даосизме - это:

а) полная бездеятельность;

б) необходимое вмешательство в происходящее;

в) планирование своих действий;

г) внутреннее освобождение от всякой эгоистической деятельности.

 

21. Что означает термин "Дао"?

а) нечто реальное, материальное;

б) нечто непонятное, невидимое;

в) естественный путь, он же закон и основа всего сущего.

 

22. Формы, в которых обнаруживает себя "Дао", называются:

а) Ян;

б) Инь;

в) Дэ;

г) Ци.

 

23. Как должен жить человек, который придерживается принципов даосизма?

а) стремиться к наслаждениям;

б) человек должен жить в согласии с окружающим миром;

в) соблюдать меру во всем;

г) принимать мир таким, какой он есть, и не пытаться его изменить.

 

24. Какими качествами, по мнению Конфуция, должен обладать благородный муж?

а) справедливостью;

б) верностью;

в) искренностью;

г) сыновней почтительностью;

д) иметь значительное состояние.

 

25. Что означал принцип "жень" в конфуцианской философии?

а) позицию золотой середины;

б) гуманность, человеколюбие;

в) активное отношение к миру.

 

26. "Будда" в соответствующем религиозно-философском учении - это:

а) родовое имя принца Гаутамы Шакьямуни;

б) просвещенный;

в) мудрый;

г) просветленный.

 

27. Буддизм ввел в качестве исходного понятия в свою философию:

а) надежду;

б) любовь;

в) желание;

г) страдание.

 

28. Согласно учению локаята о бытии, весь мир состоит из:

а) атомов;

б) огня;

в) воды;

г) огня, воздуха, воды, земли и законов их сочетаний.