Машины отрезные дисковые, цепные и с рабочим органом ударного (ударно-вращательного) действия

В процессе выполнения аварийно-спасательных работ широко используются ручные машины с режущими и цепными рабо­чими органами(абразивные круги, металлические режущие диски, цепи и т.д.), а также с рабочим органом ударного и ударно-вращательного действия.

Инструменты с вращающимся дисковым рабочим органом предназначены для резки металла, бетона, керамики, асфальта и дру­гих металлов.

Перед установкой круга на машину необходимо осмотреть. При наличии трещин, выбоин, искажения формы, расслоений и дру­гих дефектов использовать круг нельзя. Запрещается ставить круг на машину, число оборотов шпинделя которой превышает указанное на круге - это может привести к разрыву круга.

Круги абразивные армированные должны храниться на складах или кладовых, оборудованных стеллажами и полками. Срок хранения кругов на бакелитовой и вулканитовой связках не должен превышать 6 месяцев. При хранении кругов выше указанного срока они могут применяться только после испытания их на механическую прочность в соответствии с требованием ГОСТ.

После установки нового круга (диска) перед пуском машины необходимо проверить надёжность крепления кожуха на машине и его исправность.

Перед началом работы круг (диск) должен не менее 2 минут опробоваться на машине при холостом вращении с надетым защит­ным кожухом. При опробовании машину следует повернуть в сторону от спасателя и окружающих так, чтобы осколки в случае разрыва круга (диска) не причинили бы им вреда.

В случае обнаружения биения круга необходимо немедленно выключить машину, выяснить и устранить причину дефекта. Угловую шлифовальную машину с кругом при резке необходимо держать, занимая устойчивое положение и обеспечивая тем самым фиксированное направление (подачу) абразивного круга на разрезаемую деталь.

Круг (диск) при резке следует наводить так, чтобы направление подачи совпало с плоскостью круга. Резку нужно осуществлять при равномерной подаче (без рывков, толчков и т.д.), создавая давление, при котором не ощущается уменьшение числа оборотов, по возможности, непрерывно, без лишних выводов рабочего органа или реза.

Резку профильного металла следует осуществлять таким образом, чтобы длина дуги соприкосновения круга с разрезанным ме­таллом была как можно меньшей.

Резку листовой стали толщиной более 4 мм осуществляют послойно в два прохода и более с глубиной резания до 3 мм. Вре­заться сразу на всю толщину листа (при толщине более 4 мм) не рекомендуется, так как может произойти заклинивание рабочего орга­на.

Резку труб можно производить, используя методы врезки и обкатки.

Первый метод применяют при резке труб диаметром до 57 мм кругами диаметром 180 мм и труб до 70 мм кругами диамет­ром 230 мм.

При резании труб, круглой стали и арматуры методом врезки следует наводить шлифовальную машину на металл в направлении сверху вниз, чтобы избежать её сбрасывания с разрезаемого изделия, или слева направо.

Метод обкатки основывается на перемещении машины вокруг разрезаемой трубы таким образом, чтобы круг находится все время в плоскости, перпендикулярной оси трубы. Резание труб методом обкатки может осуществляться в один или несколько проходов в зависимости от толщины стенки и марки стали трубы. Использовать метод обкатки следует в тех случаях, когда труба не может быть перерезана врезкой.

Максимально допустимый для работы диаметр круга после износа определяется размером внешнего диаметра зажимного флан­ца плюс 20 мм.

Перед началом работы с использованием машины с цепным рабочим органом необходимо повести наружный осмотр, убедиться в исправности и надёжности крепления всех её частей, надеть и натянуть пильную цепь.

Производить ремонт, замену пильной цепи и её натяжение, поворот редукторов при работающем двигателе, а также вынимать зажатую в резе пильную цепь до полной остановки двигателя запрещается.

После окончания работы необходимо снять пильную цепь, промыть её и положить в ванну с маслом или при необходимости, передать на заточку.

Если машину установлена новая пильная цепь, то необходимо провести её обкатку без питания; затем при пробном питании убедиться в правильной заточке пильной цепи и исправной работе инструмента; после остановки двигателя следует отрегулировать натяжение цепи.