Лебёдки, блоки, полиспасты

Лебёдки- являются тяговым механизмом, предназначенным, как для подъёма, так и для перемещения грузов в горизонтальном или наклонном направлении.

По виду различают лебёдки с: барабанной (кривошипно-планетарной, шестерёнчатой) передачей; рычажной передачей; червяч­ной передачей; комбинированной передачей.

Малые размеры и вес делают лебёдки удобными в работе в условиях ограниченного пространства и на высоте. Лебёдки могут входить в комплект аварийно-спасательного инструмента для использования при ликвидации последствий аварий, разборе завалов и при погрузочно-разгрузочных работах. Если использовать лебёдку с системой полиспаста, то можно поднимать грузы или подтягивать их с усилием, превышающим тяговое её усилие в несколько раз.

Место установки лебёдки должно обеспечивать спасателю хорошее наблюдение за поднимаемым грузом. Должны быть обеспечены надёжность крепления и правильное направление каната. Канат, идущий к лебёдке, не должен пересекать дорог и проходов в тот момент, когда находятся люди.

При установке в здании лебёдка может быть закреплена за его колонну, железобетонный или металлический ригель его пере­крытия или за кирпичную стену стальным канатом. Диаметр и число ветвей его должны быть рассчитаны по грузоподъёмности лебёдки с коэффициентом запаса прочности не менее 6. Крепление производится за крюк лебёдки или её раму. Приваривать крюк или раму к конструкциям запрещается.

На обвязывающем канате, при креплении лебёдки, его конец следует фиксировать с помощью зажимов, число которых должно быть не менее трёх. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната от последнего зажима должны составлять не менее шести диаметров каната.

При установке лебёдок на земле их следует крепить за якорь или с упором и противовесом.

Приварить ручные лебёдки к площадкам обслуживания оборудования, а также крепить к трубопроводам и их подвескам запре­щается.

Лебёдки, при осмотре которых обнаружены дефекты, к эксплуатации не допускается.

Не допускается к дальнейшей эксплуатации и подлежат замене:

барабаны, имеющие трещины или отбитые края реборд;

шестерни при отсутствии части зубьев или наличии трещин в любом месте (заварка трещин не допускается);

шестерни лебёдок с ручным приводом при износе зубьев более 20 % их первоначальной толщины (наварка и заварка зубьев не допускается):

деформированные корпуса ручных рычажных лебёдок, неисправные предохранительные детали, изношенные трущиеся детали тяговых механизмов (сжимы, желобчатые пазы и цапфы), а также фигурные вырезы серёг и деформированные крюки;

подшипники, имеющие трещины или отбитые края, и их втулки, имеющие износ более 2% первоначального диаметра;

валы лебёдок при износе шеек более 4% первоначального диаметра, криволинейности свыше 3 мм на 1 м длины;

храповики при отсутствии зубьев или наличии трещин;

собачки при наличии выщербленных мест на их упорной части;

При работе с лебёдками запрещается:

поднимать и перемещать грузы, вес которых превышает номинальное тяговое усилие лебёдки;

находиться самому и посторонним под поднимаемым грузом;

работать с канатом, имеющим узлы, скручивания и надломы;

работать одновременно рычагами переднего и обратного хода в ручной рычажной лебёдке;

применять рычаг (ручку), имеющий длину большую, чем это предусмотрено техническими данными лебёдки;

переводить рычаг рывками из одного крайнего положения в другое;

ремонтировать лебёдку под нагрузкой;

использовать лебёдку в качестве элемента для буксирования транспортных средств и других машин.

С целью безопасной работы необходимо проверить:

надёжность крепления лебёдки к опоре и крюка - к перемещаемому грузу;

надёжность фиксации съёмного рычага на рукоятках переднего и заднего хода ручной рычажной лебёдки;

наличие люфта оттяжки открывания сжимов в ручной рычажной лебёдке;

надёжность крепления всех деталей блока и механизма лебёдки;

отсутствие деформаций в стыках крышек, щеках, раме тягового механизма;

укладка каната на барабан ровными рядами;

наличие оставленных при размотке каната двух трёх последних витков на барабане.

При работе лебёдкой надо следить за тем, чтобы тяговый механизм находился на одной прямой с канатом.

Во время эксплуатации во избежание преждевременного износа деталей лебёдки должны своевременно смазываться все тру­щиеся части.

Для безотказной работы в чрезвычайных ситуациях все лебёдки должны проходить техническое обслуживание в соответствии с требованиями, указанными в паспорте на лебёдку, и общими правилами безопасности.

Техническое обслуживание лебёдки состоит из послеоперационного (ежедневного) ухода, технического (периодического) ос­мотра и планово-предупредительной (ежегодной) проверки.

Послеоперационный уход в включает в себя осмотр лебёдки и каната, очистку от загрязнений после окончания работ тягового механизма, подтяжку крепёжных деталей.

Технический осмотр проводят согласно паспортов на данную лебёдку.

Планово-предупредительную проверку лебёдки проводят не реже 1 раза в год. В неё входят полная разборка, мойка, смазка, сборка и испытание статической нагрузкой на 22% превышающей номинальную грузоподъёмность лебёдки.

Испытание проводят по определённой схеме на специальных стендах.

При проведении аварийно-спасательных работ используются блоки и полиспасты.

Грузоподъемность блоков и полиспастов должна быть указана в паспорте завода-изготовителя, на клейме крюка, обойме блока или на металлической табличке, прикреплённой к наружной щеке блочной обоймы.

Ролики блоков, а также крюки и петли на траверсах должны свободно поворачиваться.

Применять при остановке полиспастов блоки разной грузоподъёмности запрещается.

При выборе блока по грузоподъёмности необходимо проверить соответствие размеров ручья ролика диаметру каната; диаметр ручья ролика должен быть больше диаметра каната на 1 -3 мм.

При подвешивании верхних неподвижных блоков полиспастов необходимо избегать бокового отпирания обоймы верхнего блока на ригель или балку. Перекос верхнего блока по отношению к канату не допускается.

При оснастке полиспастов должны соблюдаться следующие требования:

если число ниток полиспаста (сумма чисел роликов неподвижного и подвижного блоков) четное, то конец каната следует кре­пить к неподвижному блоку;

если число ниток нечётное, то конец каната следует крепить к подвижному блоку.

При сборке полиспастов и подъёме грузов необходимо следить за соблюдением правильности подвижной и неподвижной обойм. Косое положение одного блока относительно другого во избежание соскальзывания каната с блока не допускается.

Тяговый сбегающий конец каната должен быть направлен к лебёдке так, чтобы он не вызывал перекоса блока.

При выборе грузоподъёмности отводных блоков и расчёта чалочных канатов для их привязки необходимо учитывать величину угла между направлениями канатов.

При длительном хранении блоки массой 60 кг следует подвешивать за крюк, петли или скобы.

Блоки и полиспасты должны подвергаться осмотру через каждые 6 месяцев, а при использовании в экстремальных условиях (температура, химически активные вещества и т.д.) - после каждого использования.

Редко используемые блоки и полиспасты должны осматриваться каждый раз перед выдачей их в работу.

Блоки и полиспасты, используемые для подъёма людей, должны подвергаться не реже 1 раза в год полному техническому осви­детельствованию.

При внешнем осмотре прежде всего следует убедиться в том, что блоки и полиспасты с приданными им канатами испытаны и имеют металлическую бирку с указанием номера, грузоподъёмности и даты очередного испытания. Следует проверить общее состоя­ние блоков и их отдельных элементов (роликов, щек, подшипников), крепление каната к блоку, смазку роликов, вращение их на оси; обратить внимание на внутреннюю поверхность зева крюка, где чаще всего появляются трещины, на состояние каната, которым осна­щён полиспаст, и чистоту канатов для смазки в осях роликов.

Техническое освидетельствование блоков и полиспастов должно проводить лицо, ответственное за грузоподъёмные машины и механизмы, при участии лица, ответственного за исправное их состояние.

При освидетельствовании проводятся статические и динамические испытания.

Статические испытания должны производиться грузом, масса которого на 25% превышает нормальную грузоподъёмность бло­ков и полиспастов.

Динамические испытания должны производиться грузом, масса которого на 10% превышает их номинальную грузоподъёмность. При статическом испытании блоков и полиспастов испытательным грузом последний выдерживается в приподнятом на 100-200 мм положении 10 минут. Статическое испытание может производиться с помощью динамометра.

Динамические испытания заключаются в повторных (не менее 3 раз) подъёмах (не менее 1 м) и опусканиях груза на высоту. Для проведения испытаний блок или полиспаст оснащается канатом соответствующей грузоподъёмности, который растягивает­ся на всю длину.