Мир коллективной мыследеятельности кик представление и воля

Говоря о "событии", коллективной мыследеятельности, мы фактически придаем этому представлению сильный реалистический оттенок. Будучи по своему происхож­дению проектным представлением [7] и гипотетической онтологией (возникшей из признания взаимной несводимости и со-бытия деятельности и мышления в контексте любых социокультурных процессов), идея коллективной мыследеятельности стано­вится предельной онтологией, регулирующей не только экзистенциальные суждении (суждения о действительности и существовании), но и процессы реализации.

Коллективная мыследеятельность существует, прежде всего, в знании о ней - как предмет и гипотетический объект системы знаний9 о мышлении и деятельности. Систе-момыследеятельностный подход переносит на представления о коллективной мыследеятельности дополнительный знак (метку значимости), который можно назвать квантором реальности. Однако перенос квантора реальности на данное представле­ние (совокупность представлений) еще не создает "реальности-как-таковой". Послед­няя является результатом наложения, по меньшей мере, двух различных перспектив, о которых говорил еще А. Шопенгауэр - перспективы интенциональной (в которой мы фиксируем наличие соответствующего представления) и перспективы самоопределе­ния (в которой представление дополняется и сверхкомпенсируется усилием воли) [8]. Идея и представление в этом случае должны стать и становятсярамкой самоопределе­ния.

Речь идет не просто о переносе квантора реальности на "что-угодно"; речь идет о признании определенного ряда представлений рамкой и пределом актуального само­определения. Существование в знании и через знание дополняется существованием в качестве рамки самоопределения и в качестве принципа (формы организации) процес­сов реализации. Таким образом, возникает мир реальности как единство представле­ния и воли.

Признание идеи коллективной мыследеятельности в качестве предельной рамки актуального самоопределения любого агента мыследеятельности отнюдь не означает, что она будет всегда реализовываться в своей полной структуре. Напротив, мы долж­ны признать, что идея коллективной мыследеятельности остается, прежде всего и в основном, проектом. Возникновение "полных" систем коллективной мыследеятельности будет каждый раз уникальным событием, образованием "вселенной", мыследеятельностно организованного "космоса", своеобразной вспышкой "сверхновой". Возник­нув, полные системы мыследеятельности достаточно быстро подвергаются воздействию агрессивной социальной и социокультурной среды и трансформируются в различные ре­дуцированные структуры. Эти редуцированные структуры в свою очередь становятся яд­рами организмов жизнедеятельности, центрами кристаллизации жизненных миров.

Исторический процесспредставляет собой коэволюцию и взаимодействие орга­низмов жизнедеятельности и результат ненаправленных мутаций редуцированных структур мыследеятельности.

Мир коллективной мыследеятельности может быть признан наличным бытием в той мере, в какой мы различаем полные и редуцированные структуры мыследеятель-ности и признаем, что любая социокультурная ситуация является моментом в процес­сах коэволюции и взаимодействия мыследеятельностных ядер жизненных миров.

Рамки в мыслительной (интеллектуальной) работе