Дать комплексное гигиеническое заключение о микроклимате помещения.

В заключении следует указать, соответствуют ли полученные в ходе исследования результаты нижеприведенным гигиеническим нормативам. При необходимости обосновать мероприятия по оптимизации микроклиматических параметров в учебной аудитории. СНиП-2.04.05-86 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха устанавливает следующие оптимальные нормы микроклимата (нормы установлены для людей, находящихся в помещении более 2 часов непрерывно):

5. Решение ситуационных задач по оценке микроклимата больничных помещений.

Схема 4.

Приборы для определения санитарно-гигиенических показателей условий пребывания больных в лечебном учреждении и физиологических реакций организма на микроклимат.

 

ПОКАЗАТЕЛИ  
Температурный режим Влажность воздуха Малые скорости движения воздуха Атмосферное давление Физиологические реакции организма на микроклимат
термометры термограф шаровой термометр электротермометр психрометры: а) станционный. б) аспирационный. гигрограф гигрометр катотермометр: а) шаровой. б) цилиндрический барометр-анероид барограф кожные температуры: а) электротермометры. потоотделение: а) омметр

Тема 3. ИНСОЛЯЦИОННЫЙ РЕЖИМ. ЕСТЕСТВЕННОЕ И ИСКУССТВЕННОЕ ОСВещение БОЛЬНИЦ

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ТЕМЫ:

Зрение приносит человеку наибольшее количество информации (80-85%) об окружающем мире. Освещение, отвечающее гигиеническим требованиям, обеспечивает наилучшие условия для зрительной работы, оптимальную общую работоспособность, благоприятствует здоровью и хорошему самочувствию человека. Недостаточное и нерациональное освещение ухудшает функцию зрения, уменьшает умственную и физическую работоспособность, понижает газообмен, азотистый, минеральный, суточный обмен веществ, влияет на эмоциональное состояние, изменяет кроветворение, ухудшает заживление ран; способствует возникновению ряда заболеваний, в частности близорукости у детей, создает условия для возникновения травм.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Студенты должны:

1. Усвоить физиолого-гигиенические особенности влияния естественного и искусственного освещения на здоровье человека (функциональное состояние зрительного анализатора, биологическое действие, влияние на ЦНС, работоспособность, санитарное состояние помещений, эффективность лечения больных).

2. Усвоить гигиенические требования к инсоляционному режиму, естественному и искусственному освещению в помещениях больниц, их оценкой, нормативами .

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ:

1. Состав солнечной радиации. Биологическое и гигиеническое значение лучей солнечного спектра.

2. Основные показатели естественного освещения помещений, их гигиенические нормы для помещений разного назначения в лечебно-профилактических учреждениях.

3. Гигиенические требования к искусственному освещению помещений. Нормы искусственного освещения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:

1. Освоить расчетные и инструментальные методы исследования естественного и искусственного освещения в помещениях различного назначения лечебных учреждений с гигиенической оценкой полученных результатов.

2. Научиться оценивать инсоляционный режим в лечебных учреждениях, принимать меры по оптимальному размещению больных в палатах с различным инсоляционным режимом.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная: 1. Румянцев Г.И. с соавт. Общая гигиена. -М.: 1985-С.271-275. 2. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене. М. -1983. -С. 101-110.

Дополнительная: 1. Маненко А.К., Сахновская Н.Н. Гигиена лечебных учреждений. Киев. -1982. -.С. 54-60. 2. Больничная гигиена (перев. с нем.). Минск.-1984.-С 350-356. 3. Руководство к практическим занятиям по коммунальной гигиене. (под ред. Е.И. Гончарука), М. -1990. -С. 341-354. 4. Гопкинсон Р.И. Освещение больниц. М.-1968.

3АДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ:

По рекомендуемой литературе и с использованием учебного материала к самоподготовке:

I. Усвоить биологическое и гигиеническое значение солнечной радиации для человеческого организма.

II. Усвоить понятия «освещенность», «инсоляционный режим» и др.

III. Уяснить факторы, влияющие на уровень освещения в помещениях.

IV. Уяснить показатели оценки естественной освещенности в помещениях, и гигиенические нормативы для лечебных учреждений.

V. Усвоить гигиенические требования к искусственному освещению и сравнительную оценку различных источников искусственного света.

VI. Освоить способы определения и оценки искусственного освещения, гигиенические нормативы искусственной освещенности.

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

3.1.Значение солнечной радиации и освещения для человеческого организма.

Солнечный свет - важный раздражитель, который через зрительный анализатор влияет на состояние ЦНС, повышая активность в больших полушарий. Свет действует положительно на эмоциональное состояние человека во время бодрствования, улучшает самочувствие, повышает жизненный тонус. Видимые лучи также обеспечивают функцию наиболее тонкого и дистанционного анализатора, каким является зрение. Действуя рефлекторно через зрительный анализатор и частично через периферические нервные окончания в коже, свет воздействует на осуществление фотохимических процессов в организме, на ритм жизненного уклада (сон и бодрствование), обмен веществ, сердечно-сосудистую систему и т.д. Спектральный состав солнечной радиации и биологическое действие лучей различной длины волны представлены в таблице 5.

 

Таблица 5.

Спектральный состав солнечной радиации

 

Название лучей Длина волны в нм Прохождение через атмосферу Проницаемость через кожу (мм) Основное биологическое действие
Инфракрасные а) длинные б) короткие   15000-4000 4000-1500 1500-760   Задерживаются Проходят Проходят   0-1 до 1 11-10   Поверхностное тепловое Глубокое тепловое
Видимые 760-390 Проходят 10-1 Слабо фотохимическое
Ультрафиолето-вые а) длинные 390-320   Проходят от 1 до 0,5   Синтез витамина Д  
б) средние   320-290   Проходят при чистой атмосфере и высоком стоянии солнца над горизонтом 0,5-0,1   Слабое бактерицидное  
в) короткие <290   Задерживаются слоем озона на высоте 18-40 км 0,2 Сильно фотохимическое(приводит к патологии). Сильное бактерицидное  

 

Под освещенностью понимается поверхностная плотность светового потока, падающего на освещаемую поверхность (определяется как отношение светового потока к величине освещаемой поверхности). Единица освещенности люкс (лк), представляет собой освещенность поверхности в 1 м2, на который равномерно распределен световой поток, равный 1 люмену:

Освещение, отвечающее гигиеническим требованиям, должно обеспечивать количественную достаточную степень освещенности, оптимальную для работы и самочувствия человека.

· качественно постоянную во времени освещенность, равномерную в пространстве и отсутствии тени;

return false">ссылка скрыта

· отсутствие чрезмерной яркости в пределах рабочей зоны;

· отсутствие блескости прямой и отраженной.

3.2. Естественное освещение.

Естественное освещение в помещении складывается из прямого, рассеянного и отраженного света, проникающего через оконное застекление. Уровень естественного освещения в помещении зависит от светового климата, который складывается из общих климатических условий местности (географической широты, времени года и суток, состояния погоды); степени прозрачности атмосферы, а также от плотности застройки, характера озеленения, обусловливающих затемнение помещений, размеров оконных проемов, их формы, конструкции, загрязненности застекления; внутренней планировки, цвета окраски помещений, высоты верхнего края окна и подоконника, глубины помещения. Важное значение имеет ориентация окон по сторонам света, определяющая инсоляционный режим помещения. Под инсоляцией понимают освещение зданий солнечными лучами и попадание прямых солнечных лучей через светопроемы в помещение. Инсоляционный режим оценивается продолжительностью инсоляции в течение суток, процентом инсолируемой площади помещения и количеством радиационного тепла, поступающего через проемтся продолжительностью инсоляции в течение суток, процентом инсолируемой площади помещения и количеством радиационного тепла, поступающего через проемы в помещение. В зависимости от ориентации различают три типа инсоляционного режима (Таблица 6).

Таблица 6.

Типы инсоляционного режима помещений.

 

Инсоляционный режим Ориентация по сторонам света Время инсоляции % инсолируемой площади помещений Количество тепла за счет солнечной радиации (КДЖ/ м 2)
Максимальный Ю-В, Ю-З 5-6 ч Свыше 3300
Умеренный Ю, В 3-5 ч 40-50 2100-3300
Минимальный С-В, С-З Менее 3 Менее 30 Менее 2100

 

Исходя из требований инсоляции выделяется четыре группы больничных помещений. К первой группе относятся помещения, которые должны подвергаться интенсивной инсоляции в течение большей части года и суток и в то же время защищаться от чрезмерного перегрева (палаты больниц и помещения дневного пребывания больных). Вторую группу составляют помещения, которые необходимо предохранять от перегрева и слепящего действия солнца (операционные, предоперационные, лаборатории, родовые комнаты). Третья группа включает помещения, к которым не предъявляются какие либо требования в отношении инсоляции (рентгеновские, физиотерапевтические кабинеты, административные помещения). В четвертую группу выделены все открытые элементы лечеб ных осуществляемое через окна в торцовых стенах зданий и в световых Определение учреждений, используемые для отдыха и лечения больных. Наилучшая ориентация для больничных палат - Ю, Ю-В; допустимая - Ю-3, В; неблагоприятная - З, С-В, С, С-З. С-В и С-3 ориентация допускается для палат, общее количество коек в которых не более 10% общего количества коек отделения. Операционные, реанимационные, перевязочные, процедурные должны иметь ориентацию С, С-В, В, С-З.