Отличия прямого маркетинга от рекламы в масс-медиа
В то время как целью рекламы является создание осведомленности о торговой марке и спроса на новые товарные категории, основная задача прямого маркетинга сводится к стимулированию текущих продаж. Ключевым компонентом здесь является безотлагательность. Кроме того, информация проходит два пути: от потенциального потребителя к рекламодателю и обратно. Она преднамеренно интерактивна и позволяет идентифицировать группы наиболее перспективных покупателей. Анализ групп по социально-демографическим характеристикам позволяет компаниям получить новые списки с аналогичными характеристиками, но с другими фамилиями. В каком-то смысле прямой отклик есть способ получения маркетинговой информации посредством продаж. Реклама стимулирует сбыт. Прямой маркетинг стимулирует заказы, используя для получения быстрых ответов ограничение по срокам. Но самое главное, последовательные предложения товаров одним и тем же потенциальным покупателям укрепляют отношения между потребителями и компанией. Если, как мы отметили в главе 1, вся реклама работает на построение взаимоотношений между маркой и потенциальным потребителем, то прямой маркетинг более всего и наиболее успешно работает на построение долгосрочной лояльности торговой марке.
Прямой маркетинг позволяет миру бизнеса непосредственно заглянуть в двери наших домов и квартир, чем и объясняется его бурное развитие. В последние годы более 50% взрослого населения США заказывали покупки или услуги по телефону, по почте или через Интернет. Преобладают среди них женщины, а наибольший прирост наблюдается в возрастной категории 18-24 лет. За ними следуют 45—54-летние потребители, а затем покупатели 55+ (старше 55 лет). Прямой маркетинг охватывает покупателей с различными доходами, но анализ позволяет сделать вывод, что наиболее быстрыми темпами прирастает группа покупателей, уровень доходов которых превышает $50 000.
Самое интересное заключается в том, что компании и специалисты по маркетингу имеют возможность получать и накапливать различные данные о своих потребителях.
* Сумма выручки от продаж в долларах.
* Годовое количество покупок.
* Продолжительность взаимоотношений «потребитель—компания».
* Информация о других влияющих на решения потребителей о
покупке факторах.
* Нацеленное на конкретных потребителей стимулирование.
* Передача адресов потребителей другим компаниям.
* Адреса не реагирующих на обращения домохозяйств.
* Социально-демографические данные потребителей.
В 1994 г. более 22 млн. взрослых американцев периодически «посещали» телемагазины, и около 8 млн. откликнулись на «телепредложения». Более половины практикующих прямую рассылку компаний предоставляли списки своих потребителей другим фирмам (обычно в форме аренды или обмена).
Преимущества прямого маркетинга
в сравнении с другими формами рекламы
Прямой маркетинг имеет несколько очевидных преимуществ перед другими формами рекламы, а именно:
* Точный охват потенциальных потребителей. Узко специализированная база данных позволяет маркетологам точно охватить целевую группу потенциальных потребителей, отобранную по таким факторам как стиль жизни, демографические и покупательские паттерны.
* Индивидуализация сообщений. Содержание и тон сообщений легко персонализировать.
* Быстрый сбыт. Сбыт осуществляется быстрее, чем при использовании традиционных рекламных средств.
* Широкое многообразие вариантов упаковки. Учитывая ряд установленных Почтовой службой США правил, креативная команда имеет возможность разрабатывать самые удивительные упаковки и конверты от многостраничных посылок до пакетов неправильной формы, от конвертов, открывающихся по отрезной линии, до пробных экземпляров товаров.
* Меньшая «конкуренция» со стороны других медиа-средств. Не стесненный ресурсами печатных и эфирных медиа прямой маркетинг конкурирует лишь с другими почтовыми сообщениями. Если дизайн и текст удачны, а получатель заинтересуется и заглянет внутрь, то можно считать, что сообщение уже завладело вниманием и его будут читать до тех пор, пока в нем есть хоть что-то интересное.
Компьютерные базы данных: ключ к определению наилучшей группы перспективных потребителей
Благодаря компьютерным технологиям компании-производители определяют наилучших потенциальных потребителей с такой точностью, которая раньше была просто невозможна. После того как они «сольют
Рис. 10.1
Вся эта реклама — от заголовка -Вслушайтесь в радио, которое разбудило целую отрасль» до подзаголовка, подтверждающего статус радио как «наилучшего нового товара», и длинного увлекательного текста — работает на потребительский отклик, и в частности прямой. Обратите внимание на телефонный номер и купон около логотипа Возе. Что, кроме интереса к радио, побуждает потенциальных потребителей к чтению текста рекламного сообщения? Во-первых, оно разбито на короткие, легко читаемые параграфы. Все ориентировано на дружественность читателю — никаких научных терминов, только следующие один за другим доводы относительно того, что решившиеся на приобретение устройства пользователи смогут насладиться его великолепным звуком. Подзаголовки не только разбивают длинный текст на фрагменты; каждый из них выделяет важную точку отличия товара. Текст подкрепляется небольшими рисунками с отдельными подписями. И наконец, само предложение неотразимо, перед ним невозможно устоять.
Перевод текста рекламы
Вслушайтесь в радио, которое разбудило целую отрасль.
По мнению «BusmessWeek», радио «Bose Wave» является «лучшим новым товаром 1994 г.».
Настольные радиоприемники пользуются успехом — они имеют небольшие размеры, они удобны. Но качество звука оставляет желать лучшего. Да никто и не ожидал отличного звука от радио. До сих пор.
Компания Base представляет радиоприемник «Wave», заслуживший положительные оценки ведущих аудиокритиков. Ведь он дает сильный, богатый, живой стереозвук, и в то же время радиоприемник компактен и удобен.
Наилучший по звучанию радиоприемник.
Мы считаем, что радиоприемник «Wave» — наилучший из представленных в продаже. И с этим согласны все аудиокритики. Журнал «Radio World» характеризует звук как «просто удивительный... гениальный прорыв в усовершенствовании качества звучания». «BusinessWeek» считает «Wave» «лучшим новым товаром 1994 г.»; «Popular Science» назвала его «чудом звука» и удостоила престижной награды «Лучшее из нового». Ключом является наша запатентованная акустическая технология волноводных громкоговорителей. Как флейта усиливает поток воздуха, наполняя им концертный зал, так и размещенный в небольшом корпусе волновод помогает заполнить звуком огромную комнату. Другим производителям радиоприемников данная технология недоступна.
Дотроньтесь до кнопки, и вы сразу услышите свою любимую музыку в богатом, живом стереозвучании. Вы услышите каждую ноту так, как она и должна звучать. «Wave» имеет размеры 11 см в высоту, 35 см в ширину и 18 см в длину и поместится где угодно. Вы можете слушать его в спальне, гостиной, на кухне или в любой другой комнате.
Дистанционный пульт управления — это удобно.
Вы можете управлять приемником из другого конца комнаты при помощи пульта размером с кредитную карту. Выберите шесть AM-станций и шесть FM-станций, и вы сможете переключаться с одной на другую, нажав всего одну кнопку. А еще вы можете подключить «Wave» к вашему проигрывателю компакт-дисков или магнитофону, телевизору или видеомагнитофону и наслаждаться звуком Bose при прослушивании музыки, телевизионных программ или кинофильмов.
Позвоните сейчас, и вы получите беспроцентный кредит на шесть есяцев
Wave можно приобрести за $349 непосредственно у компании Bose, самой
респектабельной компании в мире звука. Позвоните 1-800-845-BOSE или
пришлите купон, если вы хотите получить бесплатную информацию и больше узнать о тестировании и гарантиях. Возможно, вас заинтересует рассчитанный на шесть месяцев план кредитного финансирования. Как писал журнал «Wired» написал: «Чистый, мягкий звук удивит ваших друзей, они будут
оглядываться, куда же вы запрятали колонки». Вы хотите проверить? Позвоните сегодня.
и очистят» имена из целого ряда баз данных, — торговля с другими компаниями, записи об автомобилях, данные гарантийных карт из своих файлов, сообщения о рождаемости, списки студентов колледжей, подписчиков конкретных журналов и т. п., — они могут скомпилировать список идеальных перспективных покупателей своих товаров и услуг. Вы приобретаете в супермаркете обезжиренную приправу для салата и йогурт, а при расчете сканер кассира пометит вас как потенциального покупателя гимнастических тренажеров и фитнес-журналов. Вы пользуетесь программой регулярных авиалиний, и вместе с заказом багажа появятся данные вашей кредитной карты. Вы приобретаете новый автомобиль, а компания-производитель просит вас заполнить анкету и периодически напоминает о необходимости технического обслуживания. Вы покупаете новый дом, и служба ухода за газонами тут же присылает вам «приглашение зайти по-соседски» и, возможно, присмотреть культиватор и поливочные устройства.
Понятно, что компании прямого маркетинга имеют различные данные о своих покупателях и непрерывно ищут новые, которые помогли бы им расширить списки потенциальных потребителей. Например, крупной сети супермаркетов Vans прекрасно известно значение такого рода информации, а ее потребительский клуб VonsClub — одна из старейших и крупнейших организаций подобного типа в США. Ежегодно число его членов увеличивается на 25%, благодаря чему Vons смог собрать исключительную базу данных о своих потребителях, что способствовало повышению уровня его взаимодействий с производителями и другими компаниями и позволило значительно сузить фокус маркетинговых мероприятий.
Ключом к успеху Vons является способ построения уникальной базы данных. Когда на контроле сканеры считывают данные с карт «VonsCard» покупателей супермаркетов, потребители автоматически получают скидки на некоторые товары. Посетители магазинов и не знают, что в компьютеры заносится информация о приобретаемых ими товарах. Полученные данные сопоставляются с информацией о жизненном стиле, сформированной в ходе прикладной деятельности VonsClub. Экстенсивная база данных содержит и информацию о том, какие марки товаров являются наиболее перспективными для Vons, и о том, кто из членов клуба может рассматриваться как обладающий наибольшим потенциалом в качестве покупателя для каждого из товаров.
Но это еще не все. Программа сбора пожертвований в фонд школ «Checkout for Children» позволяет членам VonsClub электронным образом приписывать средства школам по выбору, причем им не приходится собирать кассовые регистрационные чеки. Совместно со специалистами по маркетингу марочных товаров Vans использует данные о покупках для формирования списков прямых почтовых рассылок, содержащих от шести до девяти различных торговых предложений, каждое из которых нацелено на конкретные типы домохозяйств и основано на истории покупок определенных брендов.
Другие компании используют базы данных для выхода на новые
сегменты рынка. В главе 2 мы отмечали, что в соответствии с результатами специальных исследований, геи и лесбиянки являются особо лояльной и гибкой частью аудитории. Чтобы привлечь внимание владельцев гей-бизнеса, телефонная компания MCI, естественно, выбрала
прямой маркетинг. Список прямой рассылки был получен из Gay&Les-
bian Business Alliance. Подписавшиеся к определенной дате владельцы
гей-бизнеса получают право на свободное членство в союзе и новую телефонную карту MCI с логотипом союза, 5% скидку на совокупность
звонков и бесплатные международные звонки на один месяц. Рассылка содержит письмо от одного из служащих MCI, который открыто
признает себя геем (и описывает МС/как место работы, свободное от
дискриминации), а также информацию о скидках и специальных предложениях для владельцев гей-бизнеса.
Кампании по прямой рассылке могут рассматриваться как важные механизмы маркетинговых исследований. Чтобы сингапурские подростки поделились информацией об использовании средств против угревой сыпи (деликатный вопрос для представителей их возрастной группы) в агентстве Ogilvy & Mother Direct была разработана почтовая анкету, предлагавшая ультрамодные призы вроде ботинок «Doc Martens». Используя листовки в местах продаж, размещая в подростковых журналах требующие непосредственного отклика рекламные объявления и ссылаясь на имена предыдущих респондентов, агентство включило в свои почтовые списки более 10 000 адресов подростков. Контрольная группа (500 имен) получила бесплатный подарок (пробный образец товара), а тест-группа (5000 подростков) — подарки и брошюрки «Skininformation Kit» с советами по уходу за кожей и информацией о товарах под маркой «Оху». Получение тест-группой дополнительная информации привело к трехкратному увеличению (в сравнении с контрольной) спроса на марочные товары, а общим результатом рассылки явилось увеличение правильного использования подростками товаров (на 34%).
В Новой Зеландии для представления новой, 7 серии автомобилей «BMW» агентство Ogilvy &MotherDirect использовало список рассылки из 350 владельцев аналогичной марки и конкурирующих моделей повышенной комфортности. Рассылка, состоящая из 7 частей, была разработана с целью «уговорить, побаловать и вознаградить потенциальных покупателей так же, как это делает новая 7-серия». За семь месяцев до фактического появления нового автомобиля на рынке была разослана первая часть семикомпонентной корреспонденции. Каждое послание взывало к одному из органов чувств, например, возможность выиграть полностью оплаченное путешествие на цветочное шоу в Окленде — к обонянию. Последнее сообщение предлагало пробную поездку на автомобиле стоимостью $150 000, что обещало «чистое наслаждение вождением».