Наблюдение
Понаблюдайте за друзьями и членами своей семьи, когда они используют данный товар. Сходите в универсам и присмотритесь к поведению покупателей. Сколько времени уходит на то, чтобы прочесть этикетку на товаре? Посмотреть на цену? Изучить другие товары? Если вам позволит менеджер магазина, вы можете расспросить покупателей и узнать, почему они предпочитают тот или иной продукт.
По мнению Джона Стила, руководителя отдела планирования и вице-председателя агентства Goodby, Silverstein &Partners, лучший способ понять поведение людей — наблюдение за ними в естественной обстановке. Чтобы получить правдивую картину, служащие GS&P стараются проводить наблюдения за людьми в обстановке, в которой они обычно используют товар. Например, служащие GS&P вместе с друзьями и их семьями посещали пиццерии Pizza Hut или, сидя в гостях, заказывали пиццу на дом. А когда на продажу выставлялись видеоигры Sega, то служащие GS&P почти все исследования по разработке стратегии провели в детских спальнях, где дети обычно играют со своими друзьями.
Фокус-группы Пригласите пять-десять человек, принадлежащих к целевому рынку, и обсудите восприятие ими товара вашего клиента. Вам захочется полу- |
Один из самых замечательных методов наблюдения был унаследо
ван от одного археолога, который обнаружил, что изучение отбросов
позволяет раскрыть многие тайны истории. Некоторые применявшие
данный метод в маркетинговой практике специалисты обнаружили
такие интересные взаимосвязи, как тот, например, факт, что владель
цы кошек читают больше, чем владельцы собак.
чить разрешение на запись обсуждения и вам понадобится посредник, который инициировал бы беседу и удерживал разговор в нужном русле. Поскольку участников группы подталкивают к высказыванию своих мыслей, вы непременно узнаете об интересных для вас моментах. Например, когда компания Аrт&Наттеr искала способы увеличения продаж пищевой соды, проведенное в фокус-группах исследование показало, что некоторые из их участников используют бикарбонат натрия для устранения неприятных запахов в холодильнике. Ухватившись за эту идею, Arm&Hammer запустила рекламную кампанию, в соответствии с которой для устранения неприятных запахов владельцы холодильников могли бы помещать в них пакет с содой, меняя его каждые три месяца. Идея пошла. И, спасибо нелюбви американцев к неприятным запахам, Arm&Hammer начала разрабатывать производные продукты — дезодораторы для ковров и кошачьих туалетов, дезодоранты. Даже пудра для ног «Johnson's Odor-Eaters» и стельки содержат способствующую уничтожению запахов пищевую соду компании Arm&Hammer. Так можно совсем забыть о том, что сода добавляется еще и в тесто для выпечки.
Участников фокус-группы для компании California Fluid Milk Processors Advisory Board попросили, прежде чем приходить на обсуждение, неделю обойтись без молока. Вначале члены группы думали, что они получили простейшее задание, но, выполнив его, поняли, что ошибались. Идея знаменитой, состоящей всего из двух слов строки: «Достали молоко?» — родилась из ответов участников фокус-группы, которые просидели без молока целую неделю.
Хотя фокус-группа и может помочь раскрыть некоторые интересные позиции, не забывайте, что данный метод исследования отражает мнение лишь нескольких десятков человек. Чтобы определить, действительно ли вы открыли нечто важное, вам следует проверить результаты при помощи других методов исследований, таких как, например, опросы.
Опросы
Опрос — один из самых распространенных методов первичного ис
следования, вовлекающий текущих или перспективных потребите
лей, которым задаются вопросы о товаре, осведомленности о реклам
ных кампаниях, отношении к конкурирующим торговым маркам и
т. п. Опросы проводятся по телефону, по почте или посредством лич
ного интервью.
Какой бы метод ни использовался для опроса, проверьте анкету на небольшой выборке, чтобы убедиться, что в ней отсутствуют вводящие в заблуждение или неясные, неоднозначные вопросы. Когда группа студентов определяла уровень осведомленности о слогане Американского красного креста «Помощь не может ждать», был проведен тест-опрос, в котором респондентов просили поставить во взаимное соответствие пять некоммерческих организаций и пять лозунгов. Практически все слоганы были сопоставлены правильно. Но были ли люди хорошо знакомы со сло-ганом «Помощь не может ждать», или это была случайность? Студенты провели еще один опрос, в котором необходимо было отнести к пяти организациям уже семь слоганов. Были получены принципиально иные результаты. Около 65% респондентов сопоставили с Красным крестом фиктивный слоган «Живая кровь Америки». Почему результаты оказались иными? В первом случае респонденты могли прийти к правильному ответу методом исключения. Во втором опросе участники опроса не могли скрыть отсутствие осведомленности.
Разрабатывая анкету, кроме проверки вопросов на однозначность и
неясность, не забывайте о следующем:
1. Анкета должна быть короткой.
2. Используйте простой язык.
3. Включите подробные инструкции.
4. В начале анкеты должны быть вопросы, на которые легко ответить.
5. Первыми должны задаваться общие вопросы, а затем детализированные.
6. Вопросы, способные вызвать затруднение, оставьте напоследок.