Исправление недостатков звукопроизношения

Прежде чем начать исправлять звукопроизношение, надо знать, какие бывают нарушения произношения звуков.

Нарушения произношения звуков [с] и [з]

Нарушения произношения звука [с]достаточно часто встречаются у детей даже в предшкольном возрасте. Звук этот довольно трудный по артикуляции, для его произношения требуются сложные артикуляционные движения. Поэтому нарушения произношения разнообразны:

межзубное произношение— язык при артикуляции звука оказывается в положении между зубами, что придает звуку размытое, нечистое звучание, шепелявость;

призубное произношение— язык при артикуляции располагается в районе щели между верхними и нижними центральными зубами, из-за чего выдыхаемый воздух встречает на своем пути препятствие — вместо свистящего получается шумный звук. Разновидностью этого нарушения является вариант замены звуков [с]и [з]соответственно на звуки [т]и [д](санки — танки, зонтик — донтик). Такие замены говорят о нарушении не только произносительного процесса, но и процесса распознавания и различения звуков — фонематического восприятия. Не будучи своевременно исправленными, данные нарушения могут отразиться на письменной речи ребенка;

губно-зубное произношение— в артикуляции участвуют губы, язык либо сохраняет при этом положение для свистящих звуков, либо совсем не участвует в произношении звука, в результате получается звук, похожий на [в]и [ф](санки — фанки, зонтик — вонтик);

боковое произношение— выдыхаемый воздух проходит не по средней линии к передним центральным зубам, а по одной стороне или по обеим сторонам языка, который при этом может подниматься к верхним зубам или находиться у нижних, но отклоняться в сторону. Звук при этом получается хлюпающий, клокочущий, придающий речи неразборчивое звучание;

шипящее произношение— язык опущен вниз, оттянут кзади, напряжен, выдыхаемый воздух проходит не по центру языка, а по всей его поверхности, звук напоминает мягкий [шь](У Сони зонтик — У Шёни жёнтик);

носовое произношение— язык оттянут кзади, корень напряжен, приподнят, выдыхаемый воздух проходит в нос и получается неопределенное фырканье. В последнее время это нарушение стало встречаться чаще. Обычно носовое произношение распространяется и на шипящие звуки, а иногда и на [в]и [ф].

Исправление нарушений произношения звуков [с] и [з]

· При межзубном произношенииподойдут упражнения, которые мы рекомендовали выше, в том числе с использованием конфет, крошек и прочих «приспособлений», упражнения для развития речевого дыхания. Помочь может артикуляция звука [и],а также сочетание ие, при котором положение языка очень похоже на требующееся для [с]и [з].Внимание ребенка нужно обратить на то, что язык не должен высовываться между зубами, то есть на первых порах нужно даже смыкать зубы, чтобы поставить на пути языка «заборчик».

 

· При призубном произношениинужно попробовать черенком ложки или с помощью другого подходящего предмета опустить язык к центральным нижним зубам. Пусть ребенок почувствует новое положение языка, почувствует ощущение прохождения по нему воздуха. Если же присутствуют замены на [т]и [д], начинать нужно с развития умения различать звуки [с-т]и [з-д]на слух, а уже затем переходить к работе над легким и длительным выдохом, затем развивать умение удерживать кончик языка у нижних центральных зубов, а губы — в улыбке. Опираемся на звуки [и], [ф].Очень полезно дать ребенку почувствовать температуру выдыхаемого воздуха (для этого поднесите ладонь ребенка вначале к своему рту и произнесите [с]длительно — воздушный поток будет холодным).

· При губно-зубном произношенииперед постановкой звука развиваем умение различать и сравнивать звуки [с]и [ф], [з]и [в].Используем упражнения для губ, полезна «улыбочка». Компенсаторное движение нижней губы вверх, которым пользовался ребенок, нужно затормозить — для этого используем сочетание ИЕ и звук [и].Одновременно учим удерживать язык у нижних центральных зубов. Иногда можно придерживать непослушную губу пальцем.

 

· При боковом произношении разрабатываем язык, то распластывая его, то заостряя, пытаемся удерживать широкий язык на нижней губе. Обязательно нужно тренировать выдох, идущий по центру языка. В качестве опоры можно использовать звуки [ф]и [и],звук [ф]пригодится для выработки необходимой воздушной струи, а [и]поможет отработать правильную позицию языка. Иногда продольный желобок, нужный для произношения, можно создать при помощи палочки или спички, которую располагают по центру языка и слегка надавливают. Когда желобок усвоен, потихонечку укладываем кончик языка у нижних зубов.

 

· При шипящем произношениивначале надо помочь ребенку различать и сопоставлять звуки [с]и [шь], [з]и [жь].Когда это будет сделано, используем межзубное произношение для того, чтобы обратить внимание ребенка на язык. Важно вырабатывать умение удерживать широкий язык у нижних зубов. Опорой могут служить звуки [ф]и [и],например, ребенок должен произносить [ф]с языком в положении между зубами и постепенно заводить язык за нижние зубы, пока не получится [с]и [з].

 

· При носовом произношенииучим ребенка удерживать язык широким на нижней губе, затем переходим к дутью на язык, зажатый между зубами. Постепенно отрабатываем положение губ в улыбке, а языка — у нижних зубов. Используем звуки [ф]и [и],обязательно сопоставляем [ф]и [х],так как артикуляция этих звуков позволяет ощутить разницу температуры и формы выдоха — при [ф]воздушная струя холодная, суженная, при [х]— теплая, расширенная. Обращаем внимание ребенка на то, что при носовом произношении выдоха изо рта вообще нет, только из носа. Для непосредственной постановки ребенок должен длительно произносить [ф],язык при этом будет в положении между зубами. Когда выдох получится достаточно длительным, медленно заводим язык за нижние центральные зубы.

При постановке звуков используйте зеркало — зрительный контроль за произношением очень важен, не стесняйтесь много раз показывать ребенку правильную артикуляцию.

При постановке мягкой пары — [с'], обратите внимание ребенка на большее, чем при [с], напряжение языка, его выгибание к нёбу, большую активность кончика языка.

Закрепление (автоматизация) звуков [с] и [з]

Если звук поставлен, это не означает, что теперь ребенок будет правильно произносить его в свободной речи. Постановка звука предполагает, что данный звук правильно произносится изолированно от других, т.е. вне слова и предложения. Для того чтобы закрепить произношение звука, нужно его автоматизировать.

Начинать закрепление звука — или его автоматизацию — можно только после того, как мы убедились: ребенок может самостоятельно, без затруднений, свободно произнести поставленный звук.

Теперь нам нужно заняться введением поставленного звука сначала в слоги, затем в слова, в предложения, потом перейти на более сложный материал — чистоговорки, потешки, языковертки, стихи, тексты. Автоматизацию звука на каждом этапе проводим последовательно, к более сложному материалу не переходим, пока не усвоим материал предыдущего этапа. Автоматизация звука ставит своей целью правильное произношение звука во фразовой речи.

Закрепление (автоматизация) звука [с]

· Предложите ребенку повторить слоги

прямые:

са со сы су сэ

обратные:

ас ос ыс ус эс

в позиции между гласными:

аса осо ысы усу эсэ асо осу ыса усо эса уса ысо осэ

со стечением согласных:

ска сву сты сна ску сло сфэ сто спу смы ско смы спу

 

· Предложите ребенку

договорить звук [с]:

ква..., но..., уку..., плю..., пала..., анана..., абрико..., запа..., полю...

договорить слог са:

ко..., о..., кры..., ли..., поло..., актри..., голо..., колба..., заве..., ро...

договорить слог сы:

воло..., у..., ве..., но..., поко..., тру..., ко..., ли..., бу...

договорить слог сок:

но..., поя..., пе..., ку..., ле..., ча..., ви..., ква..., мы..., голо...

договорить слог ска:

ка..., ми..., ле..., пля..., до..., тос..., кра..., коля..., заку..., ла...

 

· Предложите ребенку договорить слово, обозначающее предмет.

Часть слова до этого слога говорите вы:

 

 

 
 

· Предложите ребенку повторить за вами слова:

санки, садик, сапоги, сабля, самолет, сон, сок, сорт, сокол, соты, сын, сыр, сырок, сыч, сыпь, суп, сухарь, сумка, сундук, сучок, вопрос, ирис, палас, полюс, лес, посадка, усач, полоса, посуда, косынка, стол, место, каска, свет, смола

 

 
 

· Предложите ребенку назвать картинки:

 

· Вы читаете слово, данное в упражнении. Ребенок должен заменить в слове первый звук на звук [с] и назвать новое слово:

 

дом — ...ом, лайка — ...айка, боты — ...оты, лук — ...ук, бор — ...ор, бок — ...ок, плед — ...лед

 

· Предложите ребенку повторить предложения:

 

Саня и Соня несут санки.

Собака спит под кустом.

У нас будут гости.

Собака своих не кусает.

На столе стоит банка сметаны.

На листочке оса.

Мы скоро пойдем в садик.

Киска лакает из миски.

На суку старая сова.

Света осталась со Славой.

 

· Предложите ребенку составить предложения по картинкам:

 

Собака ест из миски.

В небе летит самолет.

 
 

На столе стоит самовар.

 

· Предложите ребенку повторить:

 

са-са, са-са — санки, садик

со-со, со-со — соты, сокол

су-су, су-су — сумка, судно

сы-сы, сы-сы — сырость, сын

са-са, са-са — лиса, коса

со-со, со-со — песок, висок

су-су, су-су — пасу, несу

сы-сы, сы-сы — усы, часы

са-са-са, са-са-са — колбаса, полоса

со-со-со, со-со-со — голосок, поясок

су-су-су, су-су-су — донесу, понесу

сы-сы-сы, сы-сы-сы — пересыпь, недосыпь

са-са-са, са-са-са — саночки, садики

со-со-со, со-со-со — солнышко, соколы

су-су-су, су-су-су — сумочка, супчики

сы-сы-сы, сы-сы-сы — сырники, сыщики

ас-ас, ас-ас — палас, матрас

ос-ос, ос-ос — покос, вопрос

ус-ус, ус-ус — укус, бутуз (говорится «с»)

ыс-ыс, ыс-ыс — кумыс, карниз (говорится «с»)

· Предложите ребенку повторить потешки:

са-са-са, са-са-са — под кустом спит лиса

со-со-со, со-со-со — на скамейке колесо

сы-сы-сы, сы-сы-сы — у сома растут усы

су-су-су, су-су-су — сало я домой несу

сты-сты-сты, сты-сты-сты — под окном растут кусты

ска-ска-ска, ска-ска-ска — принесу домой песка

 

· Разучите с ребенком чистоговорки и стихи:

 

Семь суток сорока старалась,

Спешила,

Себе сапоги сыромятные сшила.

Сказала со смехом

Соседка-синица:

— Стать самой скрипучей

Сорока стремится!

А. Тараскин

 

— Что за скрип?

Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я капуста?

В. Суслов

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят,

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

 

Сани, сани

Едут сами!

Через горы и леса

Едут сани-чудеса!

И. Лямин

 

Закрепление (автоматизация) звука [с']

 

· Предложите ребенку повторить слоги

прямые:

си се сю ся сё

обратные:

ас' ос' ыс' ус' эс'

в позиции между гласными:

исе юся есё ися юси ясё исе есю исё еся юсе есе юси

> Предложите ребенку договорить звук [с']:

гу..., ры..., спе..., вы..., ло..., сме..., ве..., зде..., взве..., о...

договорить слог си:

гу..., о..., ры..., сме..., ло...

договорить слог сик:

тро..., но..., шло..., клас..., запа..., пер..., мор...

 
 

· Предложите ребенку договорить название предмета, изображенного на картинке.Часть слова говорите вы:

 

·Предложите ребенку повторить за вами слова:

сено, сетка, семя, сеть, село, сити, сиг, сирота, синева, сирень, сёла, сёдла, сюртук, сюда, сердце, беседа, посёлок, осень, косичка, беседка

 

· Предложите ребенку назвать картинки:

 
 

· Предложите ребенку заменить в слове первый звук на звук [с'] и назвать новое слово:

тени — ...ени, ветка — ...етка, линька — ...инька, миг — ...иг, кипеть — ...ипеть, виденье — ...иденье

 

· Предложите ребенку повторить предложения:

 

Синичка сидит на осине.

Наступила серая осень.

Прошло семь секунд.

Отнесите сюда сено.

Сеня написал письмо.

У Симы две косички.

Сеня косил сено.

Ася месит тесто.

Мы вывесили сети.

Вот и весь секрет.

 

· Предложите ребенку составить предложения по картинкам:

 

Дети сидят на сене.

 
 

На лугу гуси.

 

· Предложите ребенку повторить:

 

си-си, си-си — сила, сито

се-се, се-се — сено, сечка

сё-сё, сё-сё — сёдла, сестры

ся-ся-ся, ся-ся-ся — гусята, лисята

си-си-си, си-си-си — осина, лосины

сё-сё-сё, сё-сё-сё — посёлок, весёлый

се-се-се, се-се-се — беседа, весенний

 

· Предложите ребенку повторить:

си-си-си, си-си-си — сено ты домой неси

се-се-се, се-се-се — мы вернемся ровно в семь

ся-ся-ся, ся-ся-ся — мы в лесу пасем гусят

сё-сё-сё, сё-сё-сё — во дворе стоит осёл

 

· Разучите с ребенком чистоговорки и стихи:

 

Сидели, свистели

Семь свиристелей.

 

Носит Сеня в сени сено,

Спать на сене будет Сеня.

 

Сено Сене Костя косит.

В сени сено Сеня носит.

 

В деревушке семь избушек,

Семь крылечек,

Семь старушек,

Семь щенков,

Семь дымков,

Семь драчливых петухов.

На семи плетнях сидят,

Друг на друга не глядят,

Распустили семь хвостов,

Каждый хвост семи цветов.

А. Стройло

Закрепление (автоматизация) звука [з]

· Предложите ребенку повторить слоги

прямые:

за зо зы зу зэ

обратные:

зс оз ыз уз эз

в позиции между гласными:

аза озо ызы узу эзэ азо озу ыза узо эза уза ызо озэ

со стечением согласных:

зга зло збу зны зво звэ здо зму зла эбо зну зро

 

· Предложите ребенку

договорить слог за:

ко..., берё..., ло..., гро..., мимо..., до..., угро..., ва..., ро..., его...

договорить слог зы:

ука..., моро..., стра..., ва..., при..., зано..., ро..., ко..., сюр-при..., шлю...

договорить слог зок:

во..., гла..., обре..., огры..., ма..., обра..., пома..., ра..., га...

договорить слог зги:

мо-..., ро-..., бры-..., дря-...

 


· Предложите ребенку договорить слово, обозначающее предмет,

 
 

изображенный на картинке; первую часть слова говорите вы:

 

 
 

• Предложите ребенку повторить за вами слова:

зайка, замок, забор, завод, заколка, зонт, золото, зоб, зов, зонтик, зыбь, зыркать, зыбучий, зыбкий, зыбка, зубы, зубило, зубчик, зубр, зубатка, газон, дозор, козы, морозы, вязанка, звезда, поезда, казна, разница, воздух

 
 

• Предложите ребенку назвать картинки:

• Вы произносите слово. Ребенок должен заменить в слове первый звук на звук [з] и назвать новое слово:

бал — ...ал, майка — ...айка, губы — ...убы, накат — ...акат, двери — ...вери, шлаки — ...лаки, трение — ...рение, нажим — ...ажим, нагар — ...агар, лов — ...ов

• Предложите ребенку повторить предложения:

На заборе большой замок.

В зоопарке много зверей.

Зайцы грызут кору.

Петя запустил воздушного змея.

У Лизы болит зуб.

Зоя купила розовый зонт.

Розы поставили в вазу.

В тазу много золы.

Зоя вытащила занозу.

Поезда отходят от вокзала.

• Предложите ребенку составить предложения по картинкам:

На воротах замок.

Мальчики запускают воздушных змеев.

Коза смотрит на зайца.

 
 

· Предложите ребенку повторить:

за-за, за-за — зайка, замок

зо-зо, зо-зо — зонтик, зоб

зу-зу, зу-зу — зубы, зуд

зы-зы, зы-зы — зыбка, зыбь

за-за, за-за — коза, глаза

зо-зо, зо-зо — газон, лизол

зу-зу, зу-зу — везу, грызу

зы-зы, зы-зы — тазы, возы

за-за-за, за-за-за — кинозал, полезай

зо-зо-зо, зо-зо-зо — помазок, образок

зу-зу-зу, зу-зу-зу — повезу, погрызу

зы-зы-зы, зы-зы-зы — морозы, берёзы

за-за-за, за-за-за — зайчики, залежи

зо-зо-зо, зо-зо-зо — зонтики, золото

зу-зу-зу, зу-зу-зу — зубчики, зуммер

зы-зы-зы, зы-зы-зы — зыбкие, зыбкая

· Предложите ребенку повторить потешки:

за-за-за, за-за-за — на лугу стоит коза

зо-зо-зо, зо-зо-зо — поливали мы газон

зы-зы-зы, зы-зы-зы — испугались мы грозы

зу-зу-зу, зу-зу-зу — я подарки привезу

зда-зда-зда, зда-зда-зда — в небе яркая звезда

· Разучите с ребенком чистоговорки и стихи:

Зоя — зайкина хозяйка,

Спит в тазу у Зои зайка.

 

Зажглась зеленая звезда —

Запустим звездолет туда!

 

Не трещите, морозы,

В заповедном бору,

У сосны, у березы

Не грызите кору!

Полно вам воронье

Замораживать,

Человечье жилье

Выхолаживать!

С. Маршак

 

Едет зайка на трамвае,

Едет зайка, рассуждает:

«Если я купил билет,

Кто я: заяц или нет».

А. Шибаев

Егорушка-Егор

Полез через забор,

За гвоздь зацепился,

Висит-голосит:

— Снимите с забора

Бедного Егора.

М. Пляцковский

Закрепление (автоматизация) звука [з']

· Предложите ребенку повторить слоги

прямые:

зи зе зю зя зё

обратные:

азь озь ызь узь эзь

в позиции между гласными:

изи юзи езё изе язи юзя ези ёзю изю ёзе юзя ези

 

· Предложите ребенку

договорить слог зи:

ма..., гря..., ре..., сли...

договорить слог зик:

во..., гла..., та..., уа..., шлю..., лоб..., сюрпри...

• Предложите ребенку повторить за вами слова:

зима, зиппер, зебра, зелень, зеркало, зев, зяблик, земля, зябь, резина, бузина, корзина, бензин, хозяин, козявка, узелок, везенье, резеда, изюм


• Предложите ребенку назвать картинки:

 
 

• Вы произносите слово. Ребенок должен заменить в слове первый звук на звук [з'] и назвать новое слово:

пимы — …имы, лев — ...ев, рябь — ...ябь

• Предложите ребенку повторить предложения:

Саша ест зеленое яблоко.

Козел пасется на лугу.

Зебра подняла ногу.

Мальчик ест кекс с изюмом.

• Предложите ребенку составить предложения по картинкам:

Девочка смотрится в зеркало.

Обезьяна ест банан.

 
 

Девочка держит вязанье.

 

• Предложите ребенку повторить:

зё-зё, зё-зё — ползём, везём

зи-зи, зи-зи — грузи, грызи

зя-зя, зя-зя — нельзя, друзья

зи-зи, зи-зи — зимний, зимы

зя-зя, зя-зя — зяблик, зябь

зе-зе, зе-зе — зебра, зеро

зя-зя-зя, зя-зя-зя —зяблики, зябкие

зе-зе-зе, зе-зе-зе — зеркало, земли

зи-зи-зи, зи-зи-зи — зимние, зимушка

зи-зи-зи, зи-зи-зи — увези, погрызи

зё-зё-зё, зё-зё-зё — увезём, отвезём

• Предложите ребенку повторить:

зи-зи-зи, зи-зи-зи — нам подарки привези

зё-зё-зё, зё-зё-зё — мы кота с собой везём

зя-зя-зя, зя-зя-зя — рвать цветы в саду нельзя

• Разучите с ребенком чистоговорки и стихи:

Резиновую Зою

Нашли мы на газоне.

Резиновую Зою

Мы искупали в мыле,

Резиновую Зою

От грязи мы отмыли.

 

Нарушения произношения звуков [ш] и [ж]

Эти нарушения, так же как и нарушения произношения звука [с],очень распространены у детей и при этом очень разнообразны:

межзубное произношение— язык высовывается между передними зубами, вместо шипящего слышится шепелявое звучание;

призубное произношение— язык прикасается к альвеолам (области за верхними зубами), напрягается, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, может наблюдаться замена звука [ш]на [т]и [ж]на [д](шайба — тайба, жук — дук). Выдыхаемый воздух проходит толчками, а не длительно;

губно-зубное произношение— язык опущен книзу, оттянут кзади, боковые края касаются верхних коренных зубов, а нижняя губа поднимается к верхним центральным зубам, между губой и зубами образуется щель, звук [ш]заменяется на [ф],а [ж]— на [в](шуба — фуба, жаба — ваба). Выдыхаемый воздух проходит в виде прохладной и суженной струи;

боковое произношение— выдыхаемый воздух проходит не по средней линии к передним центральным зубам, а по одной стороне или по обеим сторонам языка, который при этом может подниматься к верхним зубам или находиться у нижних, но отклоняться в сторону. Звук при этом получается хлюпающий, клокочущий, придающий речи неразборчивое звучание;

шипящее произношение— язык напряжен, выгнут, приподнят, а кончик его опущен книзу, упирается в дно полости рта, выдыхаемый воздух проходит по всему языку, получается звук, похожий на смягченный [шь](Маша ела кашу — Машя ела кашю);

свистящее произношение— язык прилегает к нижним центральным зубам, на спинке выделяется желобок, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, губы при этом — в улыбке, зубы сближены, выдыхаемый воздух проходит прохладной суженной струей по средней линии языка, звук [ш]заменен на [с],а [ж]— на [з](шутка — сутка, живот — зывот);

носовое произношение— язык опущен книзу, оттянут кзади, задняя часть спинки напряжена, приподнята, касается мягкого нёба, выдыхаемый воздух проходит в носовую полость, вместо звука слышится фырканье, напоминающее [х]с гнусавым оттенком.

Исправление нарушений произношения звуков [ш] и [ж]

·При межзубном произношенииучим ребенка поднимать язык к верхним зубам при полуоткрытом рте и дуть на поднятый язык. В качестве опоры можно использовать звук [т].При это нужно стараться удлинять струю выдыхаемого воздуха, а касания альвеол заменять на движение подъема к ним. Можно помочь ребенку механически — когда он будет произносить межзубный звук, черенком ложки отвести язык вверх и приоткрывать при этом рот. Выдох не должен при этом прекращаться.

· При призубном произношенииможно также с механической помощью отвести язык при артикуляции вверх, за верхние центральные зубы. В случае замен [ш][т], [ж][д]перед началом работы надо научить ребенка различать и сравнивать эти звуки на слух, а также сопоставлять их по другим признакам — по длительности потока выдыхаемого воздуха. Опорой может служить звук [с]— подъем языка при его артикуляции приведет к получению звука [ш].

· При губно-зубном произношенииначинать нужно и различения и сравнения на слух звуков [ш]и [ф], [ж]и [в].Затем снимаем компенсаторное движение нижней губы, вырабатываем движения подъема языка вверх и его удержания там. Можно ставить [ш]и от [с],отводя язык к верхним зубам и за них, а можно поставить звук по подражанию, тогда ребенок будет следить за движениями нижней губы в зеркале.

· При боковом произношениинужно научить ребенка поднимать язык вверх и удерживать его у неба при полуоткрытом рте. Выдыхаемый воздух должен проходить по средней линии языка, поэтому используем упражнения по сдуванию и задуванию, с предметами и приспособлениями. Опорой могут быть звуки [с]и [т],при произношении которых можно отодвигать язык вверх, поднимать его к верхним центральным зубам и продлевать выдох. С помощью палочки или ложки удерживаем язык у альвеол, ребенок в это время произносит звук [с], а ложка зажата между зубами.

· При шипящем произношениисначала учим различать и сравнивать на слух звуки [ш]и [шь].Затем используем упражнения для языка — вырабатываем умение делать его широким и поднимать за верхние зубы, а также удерживать там. При данном нарушении тоже удобно ставить [ш]от [с]с механической помощью (как мы уже описывали выше).

· При свистящем произношении— начинаем с различения и сравнения на слух звуков [с][ш]и [з][ж]. Затем сравниваем ощущения от температуры выдыхаемого при артикуляции воздуха — при [с]— прохладная, при [ш]— теплая. Ребенок должен научиться поднимать язык к верхним зубам и за них, удерживать и дуть на язык. Здесь полезно подражание перед зеркалом, тогда ребенку легче будет контролировать себя.

· При носовом произношениипрежде всего учим дифференцировать выдох изо рта и из носа, ребенок должен почувствовать разницу в ощущениях. Затем нужно освоить движение подъема языка и дутье на него упражнения со сдуванием и задуванием. Опорой также служат звуки [с]и [т].

Закрепление (автоматизация) звука [ш]

· Предложите ребенку повторить слоги

прямые:

ша шо ши шу ше

обратные:

аш ош ыш уш еш

в позиции между гласными:

аша оши уше ишо ашу ыши еша уши оши еша ашо ушу оша

со стечением согласных:

шка шво шты шне шми шку шло шпи шну шва шни шма

· Предложите ребенку

договорить звук [ш]:

ду..., ту..., мы...ь, ти...ь, каранда..., камы..., малы..., ланды..., шала...

договорить слог ша:

кры..., ду..., гало..., ту..., гру..., ка..., ча..., су..., но...

договорить слог ши:

у..., малы..., гро..., ка..., гру..., камы..., каранда..., лава..., ков..., мы...

договорить слог шок:

ме..., поро..., лопу..., гор..., вер..., пасту..., пу..., слу..., ду..., посо...

договорить слог шка:

мы..., пе..., бро..., лепё..., вы..., пу..., ту..., мо..., ча..., фи...

 
 

· Предложите ребенку договорить слово,обозначающее предмет, изображенный на картинке; первую часть слова произносите вы:

 

 
 

· Предложите ребенку повторить за вами слова:

шапка, шайба, шатер, шары, шаль, шепот, шов, шорты, шелк, шов, шуба, шум, шутка, шумовка, шурин, шипы, шило, шины, шинель, шинка, мешок, кошелка, решето, ушанка, машина, шкаф, шляпа, штаб, крошки, каштан

· Предложите ребенку назвать картинки:

 
 

· Вы говорите слово. Ребенок должен в этом слове заменить первый звук на звук [ш] и назвать новое слово:

губы — ...убы, майка — ...айка, тип — ...ип, мины — ...ины, ворох — ...орох, корты — ...орты, рейка — ...ейка, накал — ...акал, ров — ...ов, пить — ...ить

 

· Предложите ребенку повторить предложения:

Паша пишет письмо.

У Наташи шелковая шаль.

Малыши шумят.

Шапка лежит на шкафу.

На вешалке шуба и шарф.

Дедушка нашел мешок.

Даша купила шампунь.

Кошка поймала мышку.

Камыши тихо шелестят.

Я ношу теплую шубу.

 

· Предложите ребенку составить предложения по картинкам:

 

Шляпа с красивым пером.

Мыши едят сыр.

 
 

У мышки большие ушки.

· Предложите ребенку повторить:

ша-ша, ша-ша — шапка, шайка

шо-шо, шо-шо — шёпот, шов

шу-шу, шу-шу — шуба, шум

ши-ши, ши-ши — шины, шик

ша-ша, ша-ша — мешать, дышать

шо-шо, шо-шо — пушок, мешок

шу-шу, шу-шу — дышу, пишу

ши-ши, ши-ши — реши, паши

ша-ша-ша, ша-ша-ша — шапочка, шарики

шо-шо-шо, шо-шо-шо — шорохи, шёлковый

шу-шу-шу, шу-шу-шу — шуточка, шутите

ши-ши-ши, ши-ши-ши — шитые, шикали

ша-ша-ша, ша-ша-ша — помешать, украшать

шо-шо-шо, шо-шо-шо — корешок, ремешок

шу-шу-шу, шу-шу-шу — напишу, подышу

аш-аш, аш-аш — шалаш, лаваш

ош-ош, ош-ош — пойдёшь, найдёшь

иш-иш, иш-иш — сидишь, паришь

· Предложите ребенку повторить:

ша-ша-ша, ша-ша-ша — нашли мальчики мышат

шо-шо-шо, шо-шо-шо — вот стоит большой мешок

шу-шу-шу, шу-шу-шу — шишки я в мешке ношу

ши-ши-ши, ши-ши-ши — в гараже полно машин

· Разучите с ребенком чистоговорки и стихи:

Кошка спрашивала кошку:

— Есть ли когти у кота?

— Что за вздор ты говоришь.

Без когтей поймай-ка мышь.

Кошка спрашивала кошку:

— Есть ли дети у кота?

— Ты стара да глуповата —

Мы с тобой его котята.

С. Маршак

Был бы, еж,

Ты хорош,

Только в руки

Не возьмешь...

— Не хорош?

Ну и что ж.

Без иголок

Я не еж.

Л. Корчагина

 

Кошка на окошке

Рубашку шьет,

Кукушка в сапожках

Избушку метет.

 

Уронили Мишку на пол,

Оторвали Мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

А. Барто

 

Шапка да шубка —

Вот он, наш Мишутка.

Закрепление (автоматизация) звука [ж]

· Предложите ребенку повторить слоги

прямые:

жа жо жи жу же

обратные:

аж ож ыж уж еж

в позиции между гласными:

ожо

со стечением согласных:

жба жди жгу жмо жва жни ждо жве жма жлу жме жго

· Предложите ребенку

договорить слог жа:

ко..., лы..., лу..., са..., пря..., сту..., стра..., покла..., ме..., рого...

договорить слог жи:

лу..., кор..., мор..., масса..., е..., дрож..., стелла..., эки-па..., гара..., пейза...

договорить слог жок:

дру..., ро..., сто..., бере..., кру..., пиро..., творо..., утю..., сапо..., лу...

 
 

· Предложите ребенку договорить название предмета, изображенного на картинке; первую часть слова произносите вы:

 

· Предложите ребенку повторить за вами слова:

жаба, жадина, жакет, жатва, жарка, желтый, жжёный, жёсткий, жены, жёг, жук, жучок, журавль, жуть, жюльен, жилка, живот, жир, животное, житель, кожанка, ужин, мороженое, кожура, лужок, жгут, жбан, пиджак, вождение, вожди

· Предложите ребенку назвать картинки:

 
 

· Вы произносите слово.Ребенок должен заменить в слове первый звук на звук [ж] и назвать новое слово:

дар — ...ар, лук — ...ук, пилка — ...илка, месть — ...есть, билет — ...илет, ракеты — ...акеты, муть — ...уть, пучок — ...учок, китель — ...итель, варка — ...арка

 

· Предложите ребенку повторить предложения:

Женя купил пижаму.

На ужин будет желе.

Жанна была на пляже.

На полке лежит флажок.

Я живу на пятом этаже.

Ежик бежит по лесу.

Положи желтый кубик на стол.

Нам нужно подождать.

С утра уже жарко.

Ежевика уже поспела.

 

· Предложите ребенку составить предложения по картинкам:

 

Мальчик держит флажок.

Ежик несет грибы.

 
 

Лыжники едут на лыжах.

 

· Предложите ребенку повторить:

жа-жа, жа-жа — жаба, жало

жо-жо, жо-жо — жёлтый, жжёный

жу-жу, жу-жу — жулик, жук

жи-жи, жи-жи — жилка, жир

жа-жа, жа-жа — вожак, кинжал

жо-жо, жо-жо — лужок, кружок

жу-жу, жу-жу — вожу, дружу

жи-жи, жи-жи — ножи, ужи

жа-жа-жа, жа-жа-жа — жадные, жаркие

жо-жо-жо, жо-жо-жо — жёлтые, жжёные

жу-жу-жу, жу-жу-жу — жулики, жуткие

жи-жи-жи, жи-жи-жи — жимолость, жидкость

жа-жа-жа, жа-жа-жа — убежать, полежать

жо-жо-жо, жо-жо-жо — бережок, утюжок

жу-жу-жу, жу-жу-жу — покажу, накажу

жи-жи-жи, жи-жи-жи — этажи, гаражи

 

· Предложите ребенку повторить потешки:

жа-жа-жа, жа-жа-жа — увидали мы ежат

жо-жо-жо, жо-жо-жо — нарисуй большой кружок

жу-жу-жу, жу-жу-жу — там жужжит огромный жук

жи-жи-жи, жи-жи-жи — шапка на полу лежит

 

· Разучите с ребенком чистоговорки и стихи:

Жужжит над жимолостью

Жук,

Тяжелый на жуке

Кожух.

 

Жатва.

Жарко.

Солнце

Где-то жук кружится.

Быстро-быстро жито жнет

В желтом платье жница.

И. Мазнин

 

— Пылесос, пылесос,

Ты куда суешь свой нос?

— Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!

Я порядок навожу!

А. Масленникова

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом,

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень — не весна.

В. Нирович

Нарушения произношения звука [ц]

Звук [ц]сам по себе сложен, так как в его артикуляции как бы соединились два звука — [т]и [с].Поэтому ставить звук [ц]можно только тогда, когда ребенок научится правильно произносить звуки [т]и [с].Нарушения произношения звука [ц]разнообразны:

межзубное произнесение— звук [ц]произносится с языком, высунутым между зубами, звучит шепеляво;

призубное произношение— кончик языка прижимается к краям верхних и нижних центральных зубов, образуется смычка, через которую проходит выдыхаемый воздух, поэтому вместо звуков [т]и [с], которые входят в состав [ц],слышится только [т]или [ть](царь — тарь, тярь);

губно-зубное произношение— язык принимает положение, подходящее для артикуляции звука [с],нижняя губа поднимается к верхним зубам, между губой и зубами образуется щель, через которую проходит выдыхаемый воздух, слышится звук, похожий на [ф]и на [с](цапля — фапля);

шипящее произношение— кончик языка оттянут кзади, лежит на дне полости рта, язык напряжен, спинка его выгнута к нёбу, выдыхаемый воздух проходит через щель между спинкой языка и нёбом, слышится звук [шь](цыпки — шипки);

свистящее произношение— язык принимает положение для артикуляции звука [с],кончик языка упирается в нижние зубы, на спинке образуется желобок, по которому через щель проходит струя выдыхаемого воздуха, вместо [ц]слышится [с];

боковое произношение— кончик языка либо прижимается к альвеолам, сам же язык располагается боком, одна сторона его поднимается к верхним коренным зубам, либо воздух проходит как при звуке [л],с обеих сторон языка;

носовое произношение— кончик языка оттянут назад, лежит на дне полости рта, корень приподнят, напряжен, приближается к мягкому нёбу, выдыхаемый воздух проходит в носовую полость, слышится гнусавый [х](цокот — хнокот).

Исправление нарушений произношения звука [ц]

Приступать к исправлению нарушений произношения звука [ц]можно лишь убедившись, что ребенок правильно произносит звуки [т] и [с].

· При межзубном произношенииполезны будут артикуляционные упражнения, которые укрепляют язык, развивают точность его движений, как для [с]. Можно предложить ребенку произносить друг за другом звуки [т]и [с], постепенно ускоряя темп ([тс-тс-тс]).

·При призубном произношенииставим [ц]по подражанию, со зрительным, тактильным и слуховым контролем. Можно также произносить та-та-та-та, одновременно с этим черенком ложки слегка сдвигать язык назад. Можно попросить ребенка произносить звук [т-т-т-т],в это время раздвинуть ему губы, как для звука [с],что помогает получить щель вслед за смычкой. Иногда легче предложить ребенку высунуть распластанный язык между зубами, затем сдвинуть язык за зубы.

· При губно-зубном произношениииспользуем зрительный контроль, поэтому ребенок должен перед зеркалом освоить правильный уклад звука [ц],понять, что губа не участвует в произношении звука, далее придержать губу, если сразу не удается затормозить ее движения. Звук [ц]произносится перед зеркалом при широкой улыбке, вначале обычно получают [с],а потом и [ц].

· При шипящем произношениипрежде всего учим ребенка расслаблять и распластывать язык, выводить его в передний отдел полости рта, затем язык можно установить в межзубное положение, получить межзубный звук [с],а после этого с механической помощью или по подражанию сдвигать язык назад и ставить звук [ц].

· При свистящем произношениистараемся укрепить мышцы языка, научить ребенка поднимать и опускать язык, напрягать и расслаблять кончик языка, потом переходим к произношению звуков [тс],повторяемых несколько раз, пока ребенок не почувствует в этом звуке и смычку, и щель, не ощутит разницу в потоке выдыхаемого воздуха: толчок при [т]и длительный поток при [с].

·При носовом произношенииотрабатываем вначале умение выдыхать через рот на различные предметы, дуем при межгубном и межзубном положении языка, переводим артикуляцию вперед и от межзубного или по подражанию, с механической помощью (сдвигая язык кзади в момент произношения звука).

Закрепление (автоматизация) звука [ц]

· Предложите ребенку повторить слоги

прямые:

ца цо цы цу цэ

обратные:

ац оц ыц уц эц

в позиции между гласными:

аца оцо ыцы уцу эцэ ацо оцу ыца уцо эца уца ыцо оцэ

со стечением согласных:

цве, цна, цки, цно, цми, цка, цло, цви, цта, цна, цко, цте

 

· Предложите ребенку

договорить звук [ц]:

огуре..., певе..., ледене..., коне..., зая..., молоде..., бое..., гоне..., ране..., жиле...

договорить слог ца:

певи..., ули..., больни..., кузни..., пти..., деви..., горни..., води..., рукави..., лукови...

договорить слог цы:

бор..., твор..., паль..., тан..., тун..., ран..., зай..., двор..., нем..., кон...

 

 
 

· Предложите ребенку договорить слово,обозначающее предмет, изображенный на картине; первую часть слова произносите вы:

 

· Предложите ребенку повторить за вами слова:

цапля, царь, цена, цепочка, цемент, цикл, цикада, цирк, цигейка, цыплёнок, цыган, цокот, цоколь, цукаты, цунами, крыльцо, лицо, купцы, полотенце, станция, цветок, цветник, цветик, цветные, цветочек

 

· Предложите ребенку назвать картинки:

 
 

· Вы произносите слово. Ребенок должен заменить в слове первый звук на звук [ц] и назвать новое слово:

ларь — ...арь, мели — ...ели, свет — ...вет, бирки — ...ирки, мех — ...ех, пена — ...ена, репка — ...епка, белый — ...елый, линовка — ...иновка, дукаты — ...укаты

 

· Предложите ребенку повторить предложения:

Мы целый день искали цветы.

У мамы ценное кольцо.

На блюдце горсть цукатов.

У крыльца сидит собака на цепи.

В цеху работают кузнецы.

На этой улице больница.

Нашу границу охраняют бойцы-пограничники.

У девочки оцарапаны пальцы.

На цветках акации пыльца.

Цапля вывела птенцов.

 

· Предложите ребенку составить предложения по картинкам:

Во дворе курица с цыплятами.

В гнезде яйца.

В вазе стоят цветы.

Мальчик моет лицо.

 
 

· Предложите ребенку повторить:

ца-ца, ца-ца — цапля, царь

цо-цо, цо-цо — цокот, цок

цы-цы, цы-цы — цыпки, цыкать

це-це, це-це — цепи, цех

ца-ца, ца-ца — овца, пыльца

цо-цо, цо-цо — яйцо, кольцо

цы-цы, цы-цы — бойцы, отцы

ец-ец, ец-ец — купец, певец

· Предложите ребенку повторить:

ца-ца-ца, ца-ца-ца — мы сидели у крыльца

цо-цо-цо, цо-цо-цо — снесла курица яйцо

цы-цы-цы, цы-цы-цы — дед сажает огурцы

цу-цу-цу, цу-цу-цу — цепь привязана к кольцу

 

· Разучите с ребенком чистоговорки и стихи:

Горлица, горлица,

Где твоя горница?

Горлица, горлица,

Где твой дом?

Мы к тебе, горлица,

В гости придем.

А. Яхнин

 

Цыплята наши есть хотят,

Мы накормить должны цыплят.

С. Михалков

 

Птица хочет пробудиться,

Запевает песню птица,

Потому что птице с песней

Пробуждаться интересней.

Е. Кочан

 

Есть в зоопарке

Звери и птицы:

Львицы, лисицы,

Зайцы, куницы,

Цапли, цыплята,

Синицы, скворцы,

А у скворцов есть

Птенцы.

Нарушения произношения звука [ч]

Звук [ч],так же как и [ц],состоит из двух звуков — [т]и [ш].Следовательно, при артикуляции этого звука [т]и [ш]должны сливаться в один звук. Нарушение может касаться всех признаков звука [т]и всех признаков звука [ш]:

межзубное произношение— язык высовывается между передними зубами, вместо звука [ч]слышится шепелявое, нечистое звучание;

призубное произношение— язык прикасается к альвеолам (области за верхними зубами), напрягается, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, может наблюдаться замена звука [ч]на [т]или [ть](чайка — тайка, тяйка). Выдыхаемый воздух проходит толчками, а не длительно, так как артикуляторы образуют только смычку, а для [ч]нужно еще и чтобы воздух проходил через щель;

губно-зубное произношение— язык опущен книзу, оттянут кзади, боковые края касаются верхних коренных зубов, а нижняя губа поднимается к верхним центральным зубам, между губой и зубами образуется щель, звук [ч]заменяется на [ф](чайник — файник). Выдыхаемый воздух проходит в виде прохладной и суженной струи;

боковое произношение— выдыхаемый воздух проходит не по средней линии к передним центральным зубам, а по одной стороне или по обеим сторонам языка, который при этом может подниматься к верхним зубам или находиться у нижних, но отклоняться в сторону. Звук при этом получается хлюпающий, клокочущий, придающий речи неразборчивое звучание;

шипящее произношение— язык напряжен, выгнут, приподнят, а кончик его опущен книзу, упирается в дно полости рта, выдыхаемый воздух проходит по всему языку, получается звук, похожий на смягченный [шь](чудо — шюдо);

свистящее произношение— язык прилегает к нижним центральным зубам, на спинке выделяется желобок, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, губы при этом — в улыбке, зубы сближены, выдыхаемый воздух проходит прохладной суженной струей по средней линии языка, звук [ч]заменен на [с]или [сь](чипсы — сипсы, сыпсы);

носовое произношение— язык опущен книзу, оттянут кзади, задняя часть спинки напряжена, приподнята, касается мягкого нёба, выдыхаемый воздух проходит в носовую полость, вместо звука слышится фырканье, напоминающее [х]с гнусавым оттенком (чёлка — хнёлка).

Исправление нарушения произношения звука [ч]

Напомним вам, что звук [ч]также «двойной», то есть состоит из двух звуков, следовательно, ставить его нужно, только убедившись, что «составляющие» его звуки — [т]и [ш]— произносятся правильно.

 

· При межзубном произношенииучим ребенка поднимать язык к верхним зубам при полуоткрытом рте и дуть на поднятый язык. Звук [ч]можно поставить от звука [т]или [ть],который произносится несколько раз с касанием кончиком языка альвеол и постепенным отведением языка кзади. При этом нужно стараться удлинять струю выдыхаемого воздуха, а касания альвеол заменять на движение подъема к ним. Можно помочь ребенку механически — когда он будет произносить межзубный звук, черенком ложки отвести язык вверх, так, чтобы кончик языка сначала коснулся альвеол, образовав смычку ([т]), а потом отодвинулся, образовав щель ([ш]).Выдох не должен при этом прекращаться. Можно попросить ребенка произносить сочетание ать,при этом вы стараетесь ложкой сдвинуть язык к верхним зубам, а губы ребенка выдвигаете вперед, слегка округляя их. Тогда вместо ать, оть, итьбудет звучать ач, оч, ич.

·При призубном произношенииможно также с механической помощью отвести язык вверх, за верхние центральные зубы. В случае замены [ч-т]перед началом работы надо научить ребенка различать и сравнивать эти звуки на слух, а также сопоставлять их по другим признакам — по длительности потока выдыхаемого воздуха. Можно попросить ребенка произносить [ть-ть-ть]или [шь-шь-шь],также выдвинув обе губы ребенка вперед.

 

· При губно-зубном произношениивначале проводим различения и сравнения на слух звуков [ч]и [ф].Используем упражнения для губ для того, чтобы снять компенсаторное движение нижней губы. Вырабатываем движения подъема языка вверх. Можно оставить звук по подражанию, для этого лучше посадить ребенка перед зеркалом, тогда ему будет удобно следить за движениями нижней губы.

·При боковом произношениинужно научить ребенка поднимать язык вверх и удерживать его у нёба при полуоткрытом рте. Выдыхаемый воздух должен проходить по средней линии языка, поэтому используем упражнения по сдуванию и задуванию. Опорой могут быть звуки [ш]и [т],при произношении которых можно отодвигать язык вверх, поднимать его к верхним центральным зубам и продлевать выдох. С помощью палочки или ложки удерживаем язык у альвеол, а ложка зажата между зубами. Звук [ч]хорошо ставится и от сочетания тш,повторяемого несколько раз.

 

· При шипящем произношениисначала учим различать и сравнивать на слух звуки [ч]и [шь].Затем используем упражнения для языка — вырабатываем умение делать его широким и поднимать за верхние зубы, а также удерживать там. При данном нарушении тоже удобно ставить [ч]от [ш]с механической помощью (как мы уже описывали выше).

 

· При свистящем произношенииначинаем с различения и сравнения на слух звуков [ч]и [с].Затем предлагаем ребенку сравнить ощущения от температуры выдыхаемого при артикуляции воздуха — при [с]— прохладная, при [ч]— теплая. Ребенок должен научиться поднимать язык к верхним зубам и за них удерживать язык в такой позиции и дуть на язык. Можно использовать подражание, обратив внимание ребенка на артикуляционные движения, полезно делать это перед зеркалом.

· При носовом произношениипрежде всего учим дифференцировать выдох изо рта и из носа. Ребенок должен почувствовать разницу между ротовым и носовым выдохом. Затем нужно освоить движение подъема языка и дутье на него — тут подойдут всяческие упражнения со сдуванием и задуванием. Опорой также служат звуки [т]и [ш].

Закрепление (автоматизация) звука [ч]

· Предложите ребенку повторить слоги

прямые:

ча чо чи чу че

обратные:

ач оч ыч уч еч

в позиции между гласными:

ача очи уче ичо ачу ычи еча учи очи еча ачо учу оча

со стечением согласных:

чка чво чты чне чми чку чло чпи чну чва чни чма

· Предложите ребенку

договорить звук [ч]:

клю..., кала..., кума..., сургу..., вра..., гра..., кирпи..., пла...

договорить слог ча:

зада..., уда..., кля..., добы..., калан..., ветре..., ту..., бах..., кру...

договорить слог чи:

но..., да..., пе..., ре..., ку..., гра..., мело..., о..., прит..., мат...

договорить слог чок:

ба..., свер..., пята..., вну..., стари..., кула..., моря..., ди..., су..., пу...

договорить слог чка:

кли..., до..., но..., пра..., ту..., се..., ре..., ко..., бри..., злю...

договорить слог чик:

маль..., вен..., смаз..., пер..., лар..., зуб..., клю..., удар..., груз..., налад...

 
 

· Предложите ребенку договорить слово,обозначающее предмет, изображенный на картинке; первую часть слова говорите вы:

 

 
 

· Предложите ребенку повторить за вами слова:

чайка, чайник, чары, чашка, чарка, чёлка, чётки, чёботы, чемодан, чек, чипсы, чугун, чуб, чудо, чулан, печёнка, крючок, ученик, чечётка, галчонок, печник, качка, мечта, почва, задачки

 

 
 

· Предложите ребенку назвать картинки:

 

· Вы произносите первое слово. Ребенок должен заменить в слове первый звук на звук [ч] и назвать новое слово:

кашка — ...ашка, век — ...ек, мех — ...ех, шум — ...ум, лад — ...ад, майка — ...айка, нитка — ...итка, май — ...ай, телка — ...елка, пушка — ...ушка

 

· Предложите ребенку повторить предложения:

Мы ели моченые яблочки.

Надо учиться читать четко.

На лавочке сидели четыре старичка.

Учитель читал ученикам сказку.

Румяный калач испекли в печке.

Бабушка засолила бочку огурчиков.

Светочка вяжет крючком.

В чулане лежат веточки и палочки.

Ключик упал за бачок.

Мы читали сказку про Балду и чертей.

 

· Предложите ребенку составить предложения по картинкам:

Дети качаются на качелях

Мальчик играет с мячом.

Мальчики держат удочки.

 
 

· Предложите ребенку повторить:

ча-ча, ча-ча — чайка, чары

чо-чо, чо-чо — чёлка, чётки

чу-чу, чу-чу — чудо, чуб

чи-чи, чи-чи — числа, чих

че-че, че-че — чеки, чех

ча-ча, ча-ча — печаль, печать

чо-чо, чо-чо — плечо, харчо

чу-чу, чу-чу — лечу, хочу

чи-чи, чи-чи — мячи, мечи

че-че, че-че — зачем, мечеть

ча-ча-ча, ча-ча-ча — часики, чарочка

чо-чо-чо, чо-чо-чо — чёлочка, чёртики

чу-чу-чу, чу-чу-чу — чурочка, чудики

чи-чи-чи, чи-чи-чи — чистые, чижики

ча-ча-ча, ча-ча-ча — каланча, задача

чо-чо-чо, чо-чо-чо — кулачок, пятачок

чу-чу-чу, чу-чу-чу — полечу, улечу

чи-чи-чи, чи-чи-чи — наточи, полечи

ач-ач, ач-ач — калач, кумач

ич-ич, ич-ич — кулич, кирпич

 

· Предложите ребенку повторить потешки:

ча-ча-ча, ча-ча-ча — будем пить зеленый чай

чо-чо-чо, чо-чо-чо — в кошелечке пятачок

чу-чу-чу, чу-чу-чу — я на велике качу

чи-чи-чи, чи-чи-чи — подарили нам мячи

· Разучите с ребенком чистоговорки и стихи:

— Чей ты, чей, лесной ручей?

— Ничей.

— Но откуда ж ты, ручей?

— Из ключей!

— Ну а чьи же те ключи?

— Ничьи!

— Чья березка у ручья?

— Ничья!..

О. Бедарев

 

Заварила чайка чай

Из морской капусты.

Рыбы пили,

Похвалили:

— Чай у чайки вкусный!

И. Демьянов

Жили в квартире

Сорок четыре,

Сорок четыре

Веселых чижа:

Чиж-судомойка,

Чиж— поломойка,

Чиж-огородник,

Чиж— водовоз,

Чиж за кухарку,

Чиж за хозяйку,

Чиж на посылках,

Чиж-трубочист.

Печку топили,

Кашу варили

Сорок четыре

Веселых чижа...

Д. Хармс, С. Маршак

 

В лесочке, над речкой,

Построена дачка.

На дачке живет

Небольшая Собачка.

Собачка довольна

И летом, и дачей,

Но есть огорчения

В жизни собачьей.

Но дайте Собачке

Кусочек печенья

И сразу окончатся

Все огорченья.

Б. Заходер

Нарушения произношения звука [щ]

Звук [щ] — по сути, длительный смягченный [ш], поэтому если звук[ш] произносится ребенком неправильно, лучше вначале исправить его произношение, а после этого переходить к звуку [щ]. Нарушения произношения могут быть разнообразными:

межзубное произношение — язык высовывается между передними зубами, вместо шипящего слышится шепелявое звучание;

призубное произношение— язык прикасается к альвеолам (области за верхними зубами), напрягается, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, может наблюдаться замена звука [щ]на [ть](щука — тюка). Выдыхаемый воздух проходит толчками, а не длительно, как это требуется для щелевого звука;

губно-зубное произношение— язык опущен книзу, оттянут кзади, боковые края касаются верхних коренных зубов, а нижняя губа поднимается к верхним центральным зубам, между губой и зубами образуется щель, звук [щ]заменяется на [фь](щит — фит). Выдыхаемый воздух проходит в виде прохладной и суженной струи;

боковое произношение— выдыхаемый воздух проходит не по средней линии к передним центральным зубам, а по одной стороне или по обеим сторонам языка, который при этом может подниматься к верхним зубам одним боком или обоими боками или находиться у нижних, но отклоняться в сторону. Звук при этом получается хлюпающий, клокочущий, придающий речи неразборчивое звучание;

шипящее произношение— язык напряжен, выгнут, приподнят, а кончик его опущен книзу, язык менее напряжен, чем при [щ],упирается в дно полости рта, выдыхаемый воздух проходит по всему языку, получается звук, похожий на [ш](щепка — шепка);

свистящее произношение— язык прижимается к нижним центральным зубам, на спинке образуется желобок, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, губы при этом сближены, округлены, напряжены, зубы сближены, выдыхаемый воздух проходит прохладной суженной струей по средней