При помощи различных приспособлений.

Часто бывает так, что попытки ребенка повторить за взрослым правильную артикуляцию оказываются безуспешными. Тогда при помощи различных приспособлений или даже предметов быта можно помочь артикуляционным органам принять нужное для произношения данного звука положение и произвести необходимые движения. Например, для того, чтобы ребенку было легче произнести звук [ш],вы той частью ложки, которую держат в руках (подходит ложка без острых, угловатых краев и украшений), поднимаете язык ребенка к верхним передним зубам и помогаете удержать его там во время артикуляции [ш].

 

Смешанный.

При этом способе вы просите ребенка произнести нужный звук (сопровождая свои объяснения демонстрацией артикуляции), одновременно воздействуя на произносительные органы ребенка той же самой ложечкой.