Различение на слух длительности звучания, темпа, ритма, громкости, высоты голоса
· На листке бумаги нарисуйте две параллельные линии — короткую и длинную. Ведя пальцем по короткой линии, произнесите гласный звук [а],затем, ведя пальцем по длинной линии, произнесите звук [а]более длительно. Предложите ребенку нарисовать пары линий и произнести соответственно их длине гласные звуки [о], [у], [и], [э], [ы].
· Вырежьте из цветной бумаги три дорожки разной длины. Три машинки должны проехать по дорожкам, издавая длительные и короткие звуки. Звуки имитирует ребенок.
· Встаньте с ребенком в разных углах комнаты, подальше друг от друга. Попросите его представить, что вы потерялись в лесу. Надо аукаться так, чтобы другой услышал. Затем постепенно сближайтесь, аукаясь все тише.
· Попросите ребенка имитировать сильный ветер: у-у-у, затем тихий ветер: у-у-у.
· Попросите ребенка воспроизвести голос плачущего младенца (уа). Объясните, что малыш находится то близко от него, то далеко. Ребенок должен отобразить это голосом (тише-громче).
· Предложите ребенку имитировать сигнал поезда, который находится далеко, а затем — близко от него.
· Покажите ребенку картинку с изображением цыпленка и попросите продемонстрировать, как он пищит, когда гуляет с другими цыплятами, а как пищит, когда видит кота, собаку, т. е. когда напуган; какие звуки издает при виде мамы-курицы.
· Попросите ребенка имитировать голоса различных животных: мыши, волка, медведя (ребенку нужно говорить то высоко, то низко).
· Прочитайте отрывок из стихотворения К.Чуковского «Путаница»:
Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!»
А за ними и утята:
«Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!»
Свинки замяукали:
Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю!
Уточки заквакали:
Ква, ква, ква!
Курочки закрякали:
Кря, кря, кря!
Пусть ребенок скажет, какие звуки издают в жизни свинки, кошечки, уточки, курочки.
· Предложите ребенку повторить слова персонажей их голосами:
По лесу медведь идет
И кричит: «Где мед? Где мед?»
Белый зайка говорит:
«Лапка у меня болит».
Громко серый волк завыл:
«Я вчера голодный был!»
Мышка мышке рассказала:
«Я на кухне сыр искала».
· Поставьте перед ребенком три машинки — маленькую, среднюю и большую, и предложите ему изобразить голосом рокот мотора. Спросите, у какой машинки рокот громче, у какой тише?
· Покажите ребенку несколько картинок с изображением зверей и птиц (волк, корова, заяц, курица, коза, осел, утка, кошка, лягушка, петух и т. д.). Предложите ему имитировать их голоса. Затем вы сами имитируете голоса зверей и птиц, а ребенок показывает нужную картинку и называет обладателя голоса.
Узнавание и различение слов, близких по звуковому составу
Для упражнений, которые мы вам рекомендуем, обзаведитесь лото. Оно вам пригодится. Наши упражнения представляют собой образцы.
· Вы называете предмет, изображенный на картинке.Ребенок должен поднимать руку только в том случае, когда слышит в цепочке слов (сумка — чумка — думка — шумка — сумка) названное вами слово.
· Вы называете предмет, изображенный на картинке: батон.Ребенок должен поднять руку, только когда в цепочке слов (батон — балон —
катон — падон — батон) этот предмет называется неправильно.
· Назовите предмет, изображенный на картинке.Неправильно: «замолёт» вместо «самолёт». Попросите ребенка исправить вас и назвать, какой звук был произнесен неверно.
·Рассмотрите ряд картинок.Вы называете картинку (не по порядку), а ребенок указывает на нее:
·Рассмотрите ряды картинок, назовите их.В каждом ряду ребенок должен выбрать пару, звучащую похоже:
·Рассмотрите картинки.Попросите к каждой картинке подобрать пару, т.
е. найти слово, похожее по звучанию; например, торт — порт: