Различение на слух длительности звучания, темпа, ритма, громкости, высоты голоса

· На листке бумаги нарисуйте две параллельные линии — короткую и длинную. Ведя пальцем по короткой линии, произнесите гласный звук [а],затем, ведя пальцем по длинной линии, произнесите звук [а]более длительно. Предложите ребенку нарисовать пары линий и произнести соответственно их длине гласные звуки [о], [у], [и], [э], [ы].

 

· Вырежьте из цветной бумаги три дорожки разной длины. Три машинки должны проехать по дорожкам, издавая длительные и короткие звуки. Звуки имитирует ребенок.

 

· Встаньте с ребенком в разных углах комнаты, подальше друг от друга. Попросите его представить, что вы потерялись в лесу. Надо аукаться так, чтобы другой услышал. Затем постепенно сближайтесь, аукаясь все тише.

 

· Попросите ребенка имитировать сильный ветер: у-у-у, затем тихий ветер: у-у-у.

 

· Попросите ребенка воспроизвести голос плачущего младенца (уа). Объясните, что малыш находится то близко от него, то далеко. Ребенок должен отобразить это голосом (тише-громче).

 

· Предложите ребенку имитировать сигнал поезда, который находится далеко, а затем — близко от него.

 

· Покажите ребенку картинку с изображением цыпленка и попросите продемонстрировать, как он пищит, когда гуляет с другими цыплятами, а как пищит, когда видит кота, собаку, т. е. когда напуган; какие звуки издает при виде мамы-курицы.

 

· Попросите ребенка имитировать голоса различных животных: мыши, волка, медведя (ребенку нужно говорить то высоко, то низко).

 

· Прочитайте отрывок из стихотворения К.Чуковского «Путаница»:

 

Замяукали котята:

«Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!»

А за ними и утята:

«Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата,

Квакать!»

Свинки замяукали:

Мяу, мяу!

Кошечки захрюкали:

Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали:

Ква, ква, ква!

Курочки закрякали:

Кря, кря, кря!

 

Пусть ребенок скажет, какие звуки издают в жизни свинки, кошечки, уточки, курочки.

 

· Предложите ребенку повторить слова персонажей их голосами:

По лесу медведь идет

И кричит: «Где мед? Где мед?»

 

Белый зайка говорит:

«Лапка у меня болит».

 

Громко серый волк завыл:

«Я вчера голодный был!»

 

Мышка мышке рассказала:

«Я на кухне сыр искала».

 

· Поставьте перед ребенком три машинки — маленькую, среднюю и большую, и предложите ему изобразить голосом рокот мотора. Спросите, у какой машинки рокот громче, у какой тише?

 

· Покажите ребенку несколько картинок с изображением зверей и птиц (волк, корова, заяц, курица, коза, осел, утка, кошка, лягушка, петух и т. д.). Предложите ему имитировать их голоса. Затем вы сами имитируете голоса зверей и птиц, а ребенок показывает нужную картинку и называет обладателя голоса.


 
 

Узнавание и различение слов, близких по звуковому составу

Для упражнений, которые мы вам рекомендуем, обзаведитесь лото. Оно вам пригодится. Наши упражнения представляют собой образцы.

 
 

· Вы называете предмет, изображенный на картинке.Ребенок должен поднимать руку только в том случае, когда слышит в цепочке слов (сумка — чумка — думка — шумка — сумка) названное вами слово.

 

· Вы называете предмет, изображенный на картинке: батон.Ребенок должен поднять руку, только когда в цепочке слов (батон — балон —

 
 

катон — падон — батон) этот предмет называется неправильно.

 
 

· Назовите предмет, изображенный на картинке.Неправильно: «замолёт» вместо «самолёт». Попросите ребенка исправить вас и назвать, какой звук был произнесен неверно.

 

 

·Рассмотрите ряд картинок.Вы называете картинку (не по порядку), а ребенок указывает на нее:


 

 
 

 

 
 

 
 

·Рассмотрите ряды картинок, назовите их.В каждом ряду ребенок должен выбрать пару, звучащую похоже:

 

 


 

 
 

·Рассмотрите картинки.Попросите к каждой картинке подобрать пару, т.

 
 

е. найти слово, похожее по звучанию; например, торт — порт: