А от кого же получать?

 

Наверно, общая проблема всех тех, кто испытывает конфликт с окружающим миром в том, что свою жажду любви мы пытаемся утолить с помощью людей. Когда мы с вами говорили выше о том, что нужно любить, а не искать любви от других, мы не сказали, а откуда берется эта любовь. Где ее взять, чтобы отдать другим людям?

Так вот, любовь — всегда от Бога, который есть лю­бовь. Но Бог — это не только средство. Бог — это конеч­ная цель.

Потому что, как сказал один праведник, много пови­давший и уже приблизившийся к смерти: «Все мы явля­емся существенной ненужностью и никому, кроме Бога, не нужны».

Истина страшная. Но истина всегда врачует и направляет на верный путь.

Да, истина в том, что в человеке заложено желание такой полной высшей любви, которой любит нас только сотворивший нас. И которой мы по ошибке ищем в мире, но никогда не найдем. Никогда и никто из людей не будет любить нас так, как мы в глубине души этого хотим!

Друзья променяют нас на своих любимых. А наши любимые, если мы скоропостижно умрем, найдут других любимых. Но и их, как и нас, они будут любить несовершенной любовью. Как всякий человек несовершенен, так и любовь его больна — она вся в язвах осуждения, тщеславия, лжи, корысти, похоти, и других пороков...

Только любовь Бога может удовлетворить душу.

Чем скорее мы осознаем это, тем меньше сил и време­ни потратим на погоню за недостижимыми целями, тем меньше разочарований нас ждет.

Бог возмещает нам те возможности, которые мы не получили от родителей. Если родители не научили нас любить и быть любимыми, мы, с одной стороны, обде­лены по сравнению с теми, кто получил это без труда, с другой — у нас сильнее стимул к поискам истины и вос­становлению своей цельности. Это ценнейший дар Бо­жий. Не получая любви людей, мы имеем более сильный стимул пользоваться любовью Бога. Не имея возмож­ности пить из-под крана, мы ищем и находим источник бесконечный и чистый, как Байкал...

Прильнем к этому источнику израненной душой, вы­плачем ему все свои ошибки и боль, и — узнаем, что та­кое настоящая любовь...

И тогда, как нашедшие большее, мы перестанем стра­дать из-за меньшего. Хотя и меньшее мы тоже получим.

 

Дмитрий Семенник

 

 

Радость — естественное состояние человека

М

ногие люди думают, что знают, что такое радость Ведь все иди почти все испробовано. Секс, общение, разные зрелища, танцы, малые, а порой и большие победы, обладание красивыми и дорогими вещами игры, изысканные блюда и вина, путешествия, коллек­ционирование, зависть окружающих, порой — легкие наркотики. Разве не это дарит радость? И если это уже не радует, то зачем жить?..

Нет, все перечисленное выше — не радости. Это всего лишь удовольствия. Удовольствие — это подделка, под­мена радости. Если вы искали счастья, идя путем удо­вольствий, даже если не успели ими насытиться, ваше нынешнее разочарование и опустошенность вполне за­кономерны. Все удовольствия быстро исчерпывают себя и оставляют после себя тоску. Как за опьянением следует похмелье.

Внебрачный секс оставляет после себя пресыщение, усталость и неспособность любить. Телевизор и другие зрелища утомляют и лишают способности к творчеству. Обладание красивыми вещами не дает ничего, кроме желания заполучить еще более ценные веши. Какой бы вкусной ни была еда, какого-то жалкого килограмма хва­тит, чтобы она стала такой же неинтересной, как простои хлеб, да и для болей в животе этого количества хватит. Про наркотики и компьютерные игры говорить не будем, поскольку нормальному человеку понятно, что это болезнь, а болезнь не в радость. Зависть или почтение окружающих — да, это приятно, но, прислушавшись себе, признаемся честно, горчит эта приятность, и как-то от нее нехорошо, неспокойно. Такая «приятность» делает скорее несчастным, чем счастливым. И даже такая невинная вещь, как путешествия — если их больше двух-трех в год, они уже не доставляют удовольствия...

Возможно, все это кажется вам плохой новостью. Хо­рошая новость в том, что помимо удовольствий — этого суррогата счастья — существует и настоящая радость. На­стоящая радость не оставляет после себя похмелья. Она гораздо приятнее, чем удовольствие, она не ослабляет и не разрушает человека, а наоборот — делает здоровее и сильнее. А главное — радость доступна всем. Чтобы иметь радость, не нужны деньги, красота, большой ум, какие-то особые таланты. И совершенно не нужна ника­кая «удача». Радость доступна всем и каждому. Здесь все зависит только от вас. Фраза Горького: «Человек рожден для счастья как птица для полета», — верна. Причем абсолютно каждый человек рожден для этого.

«Почему же так много людей, живущих безрадост­но?» — спросите вы. Потому что, как уже было сказано, все зависит только от вас. И каждый сам для себя решает, иметь радость или не иметь. Если вы, дочитав до конца эту главу, решите ничего не делать для получения радо­сти, вот тогда и спросите себя, почему вы ничего не де­лаете. Это и будет ответ на вопрос, почему так много без­радостных лиц, потухших глаз.

Так как же приобретается радость? От чего зависит то количество радости, которое мы имеем? Все законы миро­здания, все истины — просты. Закон радости звучит так: «Делая зло, человек страдает. Делая добро —радуется».

Если этот закон верен, получается, что человек может постоянно радоваться, если будет постоянно делать до­бро. И это естественно для человека — постоянно делать добро. Я знаю много таких людей, которые при каждом, большом и малом, выборе между добром и злом выбира­ют добро и постоянно радуются.

Возможно, это звучит для вас каким-то чудаче­ством -- постоянство в добре и радости. Возможно, такие люди кажутся «блаженными», в смысле глупенькими или слабыми, раз они не участвуют во всеобщей войне за удовольствия, в которой мы все с таким усердием и изобретательностью сражаемся друг с другом, бьемся до ожесточения, до ран и нередко до злой насильственной смерти.

Нет, эти люди далеко не глупенькие и вовсе не слабые. Во-первых, победителей не судят. А они победители, раз они выиграли в этой жизни самое полное и постоянное счастье. Во-вторых, быть постоянным в добре не так-то просто — нужны внимание, рассудительность, много знаний, сила воли и упорство гораздо большее, чем для того, чтобы стать миллионером. В-третьих, далеко не все эти люди монахи, многие из них обладают деньга­ми, красивыми женами, добрыми детьми, домами и всем тем, что мы относим к удовольствиям. Просто они иначе относятся ко всем этим благам.

А если нам и видится в постоянной радости что-то странное, то это только потому, что мы сами не пони­маем того, до какой степени наше сознание находится под властью атакующих нас извне словесных и види­мых образов. Психологи знают, что даже несколько десятков раз повторенная словесная формула может очень сильно изменить наше отношение к вещам. Но ведь каждый из нас тысячи раз слышал рекламные слоганы типа «возьми от жизни все», видел в тех же ре­кламных роликах совершенно ложные образы счастья (связанные с потреблением определенных услуг и то­варов), получал такие же ложные установки из многих телесериалов...

Это все похоже на учителя музыки, который учит нас стучать по крышке фортепиано, по боковым стенкам, по ножкам, по чему угодно, кроме клавиш. Мы слушаемся, стучим, но музыки все не получается. А что в этом удивительного?

«Но ведь я же не делаю зла!» — скажете вы.

А откуда вы знаете, что не делаете? Из того, что вам плохо, совершенно неопровержимо следует, что делаете. «Кто делает зло, тот страдает».

Да, вы не убивали, не воровали, не соблазняли чужих жен и мужей, не обращались через магов к «услугам» са­таны. И очень хорошо, что не делали этого, а то бы вам было еще хуже. Не думайте, что ворам, даже в составе правительства России, и соблазнителям, даже на россий­ской эстраде, хорошо живется. Нет, они несчастные, бед­ные люди, хотя и не всегда понимают, до какой степени и отчего они несчастны. Как гласит русская пословица, «вор ворует не для прибыли, а для своей гибели». И пре­жде всего, конечно, для гибели души, для погружения ее во мрак.

Но помимо такого большого и явного зла, есть и ме­нее заметное. Которое по мере накопления начисто ли­шает нас способности радоваться и все глубже погружа­ет в уныние и нелюбовь к себе и окружающим людям. Зло — это все то, что противоположно добру. Скупость противоположна щедрости, жестокость — милосердию, разврат — чистоте, хвастовство — скромности, горды­ня — смирению, гнев — терпению, обидчивость — про­шению, ненависть — любви.

Судить о добре и зле нельзя путем сравнения себя с окружающими. Вы же понимаете, что большинству окру­жающих вас людей вопросы добра и зла безразличны. Это бесценный клад, по которому они бегают туда-сюда в погоне за своими копейками. Поэтому сравнивать себя с ними — это все равно, что решать, хороший ли вы бегун на 100 метров, сравнивая скорость своего бега с ковыля­нием инвалида на костылях.

Даже в маловажных делах мы понимаем, что нужно учиться, тренироваться. Чтобы различать добро и зло нам лана совесть, но и здесь требуется учеба, а точнее — освобождение совести из-под завалов. Наша совесть глу­боко закопана под слоем таких поступков, которые мы совершали, идя против совести. Ведь совесть похожа на такой будильник, который перестает звонить, если его не слушают. Раз от этого зависит наше счастье, надо начать прислушиваться к голосу совести и серьезно заняться изучением того, что же такое зло. что такое добро, как избежать первого и делать второе.

Возможно, мы замечаем, что когда мы обижаемся, завидуем, жаждем мести, ропщем на судьбу, хвастаемся, обманываем, осуждаем, нам становится хуже. Но мы ду­маем о том, что это происходит с нами по причине внеш­них обстоятельств — нас обидели, кому-то незаслуженно повезло больше, чем нам, обстоятельства заставили нас солгать и т. д. Мы привыкли считать это естественной ре­акцией на внешние обстоятельства. Если мы и считаем это злом, то вынужденным, тем более, что все так посту­пают. Таким образом, мы добровольно записываем себя в рабы обстоятельств.

На самом же деле все мы — свободные люди. Абсо­лютно свободные! Каждый раз мы принимаем решение, выбираем между злом и добром, а потом несем полную ответственность за свой поступок. Причем, надеюсь, вы уже поняли, что наши эмоции, невысказанные слова — точно такие же поступки, как и внешние дела, ими мы тоже можем и должны управлять, если хотим, чтобы нам было хорошо.

Наша реакция на внешние обстоятельства — не есте­ственная, а привычная. Это результат злой привычки. Часто мы выбираем трусливую, рабскую позицию, оправ­дывая себя непреодолимостью привычки или тем, что «все такие». Но обманываем этим мы только сами себя, и никого больше. Ведь наша свобода делать добро и зло — неоспоримый факт, подтвержденный жизнями миллио­нов людей, научившихся побеждать зло в себе. А если »ы способны вместить более высокое объяснение — это подтверждено самим фактом сотворения человека по образу и подобию Бога. Мы богоподобны! Мы не только самих себя можем делать добрее или злее, мы своим добром и злом преображаем окружающий мир, делая его добрее и прекраснее или злее и уродливее. Мы творим этот мир своими мыслями и делами! Не в индуистском иллюзорном понимании, а в самом реальном. Доброго человека окружают хорошие люди, некоторые из кото­рых до встречи с ним были злыми, и красивые вещи, хотя и не обязательно дорогие.

Все зависит только от нас, от того, что мы выбираем, добро с его постоянным трудом или зло с его самообма­ном и самооправданиями. Совмещать то и другое не­возможно, как нельзя служить двум господам. Если мы хотим жить в радости, мы должны выбрать добро и по­трудиться над тем, чтобы очиститься от того зла, которое мы совершили раньше, и беречься от нового.

Добро и зло — понятия вневременные, как вне зем­ного времени Бог и сатана. Для того, чтобы разобраться в том, что есть добро, Бог дал нам совесть и Евангелие. Для того, чтобы помочь нам победить зло, Бог дал нам Церковь.

Жизнь человека в Церкви не мечтательная, а сугубо практическая. По своему состоянию, по миру и радости в душе, человек судит о том, насколько успешен его труд над собой, труд по избавлению от зла и приобретению добра.

Проверить, правду ли я говорю вам, вы можете до­статочно быстро. Постарайтесь избегать зла. Обратитесь к своей совести и вспомните то зло, которое вы уже со­вершили. Позвольте Господу в таинстве исповеди снять с вашей души этот тяжкий камень. Сделайте хотя бы одно-единственное доброе дело. И тогда вы все поймете, во всем убедитесь.

Но помните: человек инертен. Привыкнув идти по рабскому пути слабости и зла, он может остаться на этом пути, даже если знает, как хорошо на другой дороге. Всем нам это свойственно. Для того, чтобы остаться на пути радости, нужна определенная решительность и воля. Нужно следить за собой, чтобы менять наши привычные реакции на более добрые.

К каком реакции на обиду мы приникли? «Око за око,зуб за зуб». Тяжело прощать, кажется, как будто, про­щая, мы чего-то лишаем себя. Но один мудрый человек сказал: «Если ты не прощал от всей души человека, тебя обидевшего, ты еще не знаешь настоящей радости».

Так постараемся посмотреть, на свою жизнь новым взглядом, чтобы открыть свое сердце той радости, для которой оно сотворено как дом. и которая хочет вернуться в него.

 

 

ДмитрийСеменик

 

 

Счастье не зависит от обстоятельств

 

С

читаете ли Вы себя счастливым человеком?

— Да, я счастливый, абсолютно счастливый человек.

—Что такое счастье ? Счастливы ли все счастливые от одинаковых причин, или каждый счастлив по-своему? Есть ли механизм обретения счастья, который был бы доступен каждому человеку?

—Я убежден, что счастье зависит не столько от обстоятельств нашей жизни, от того, что вокруг нас, сколько от того, что внутри нас. И если счастье внутри себя найти очень сложно, то вовне его найти нельзя совсем. Счастье — это не внешние благополучные об­стоятельства нашей жизни, но это внутреннее состоя­ние нашего духа.

Я могу вспомнить множество случаев, когда, исходя из внешних обстоятельств, человек просто должен, как думают окружающие, светиться радостью, но он печа­лен. У него есть семья, есть достаток, есть свое дело, его родные здоровы. Но ему грустно, его душа не находит покоя: она ищет чего-то большего.

Иногда говорят, что к Богу приходят в несчастье, в бе­дах, что в добром здравии никто не приходит к Богу. Я не согласен с этим утверждением. Когда дела у человека идут плохо, ему часто бывает не до Бога, ему необходи­мо срочно действовать, принимать решения. Но вот ког­да у человека в жизни однажды сняты все проблемы, то вот тогда он обнаруживает внутри себя вакуум, пустоту, которую необходимо, оказывается, заполнить. Он пони­мает, что его внешнее благополучие не просто недоста­точно для него, что оно не прочное, не настоящее. Душа же ищет чего-то настоящего, прочного, подлинного. Найти это она сможет только в Боге.

Я думаю, что высшее счастье вполне объективно. Субъективно человек полагает себя свободным в выборе счастья, и ставит перед собой всевозможные цели, до­стижение которых должно, как он предполагает, сделать его счастливым. И что же? Он достигает этих целей, но не становится счастливым...

Христиане черпают ответы на все свои вопросы к книге, которая называется «Евангелие», что переводит­ся как «благая весть», или иначе — «весть о счастье». Эта книга как раз и рассказывает человеку о том, как достичь счастья. Настоящего счастья! Иисус Христос, о чьей жизни повествует Евангелие, пришел в мир, что­бы помочь людям стать по-настоящему счастливыми. В Евангелии от Иоанна, в семнадцатой главе, читаем, как Иисус, перед тем, как уже идти насмерть, молится своему Отцу за своих учеников. И он говорит: «Хочу, чтобы они имели радость мою совершенную в себе». Совершенную! Радостных моментов в нашей жизни немало. Встречи, праздники, успехи на работе... Да мало ли всего того, что может нас на какое-то время сделать радостными. Все это действительно хорошо, но не надолго. Если бы нам достаточно было известных маленьких радостей, то во­прос о счастье и не стоял бы так остро в жизни людей.

И вот Христос говорит людям: «Я могу дать вам эту радость, могу дать вам радость совершенную! Я могу дать вам ту радость, больше которой человеку не потребует­ся, ту радость, которой вы вечно будете удовлетворены». Евангелие говорит об этом во многих местах, например, известен эпизод, когда Иисус поднимается со своими учениками на гору и преображается перед ними.

Что значит Его преображение, как оно выглядело? От Христа начало исходить дивное сияние, необыкновен­ная красота открылась в Нем ученикам, которую невоз­можно было передать слонами. И один из Его учеников, Петр, наблюдавший это, сказал: «Господи, хорошо нам здесь быть! Давай сделаем три куши (то есть шалаша) и останемся здесь навсегда!» Смысл этих наивных, немно­го детских слов заключается в том, что Петр нашел вдруг ту радость, которую хотел бы сделать бесконечной.

Обычно людям подобные мгновения, которые хоте­лось бы остановить, приходится переживать очень редко или вообще никогда. То, что пережили апостолы на горе Фавор, было таким мгновением. Но Христос не позволил им его продлить. Суть Его слов, Его учения сводилась к тому, что в земной жизни и апостолам, и иным людям доступно увидеть только отблеск того блаженства, того счастья, которое ожидает нас в Царстве Небесном, если мы сумеем в него войти.

В Евангелии от Иоанна есть другой интересный эпи­зод, в котором Христос встретился с самарянкой и по­просил у нее напиться. И вот в разговоре с этой женщи­ной Он говорит, что тот, кто напьется воды, которую она может дать, снова будет жаждать. А испив воды, которую даст Он, человек перестанет жаждать вовек... То есть во Христе мы обретаем такое счастье, выше которого уже не найти.

Так я верю. И мой жизненный опыт это подтверж­дает.

До того, как стать верующим человеком, в молодости я часто испытывал приступы острой, необъяснимой то­ски. Они совпадали как раз с благополучными периода­ми моей жизни. Но когда я уверовал, то изменилось мое отношение к миру и людям, и теперь, скажу честно, даже крупные неприятности, проблемы не могут поколебать моего состояния внутреннего счастья. Чтобы ни произо­шло, я чувствую, что самого главного все это отнять не мо­жет. Внешние обстоятельства, которые бывают тяжелы, уже не имеют на меня того влияния, как раньше. Поэто­му я уверен, что со Христом, во Христе человек счастлив по-настоящему.

— Вы рассказали о счастье, с который живут верующие люди. Но если мы вспомним о неверующих людях, то они, как правило, пытаются собрать свое счастье исключительно из маленьких радостей: встреч, приобретений, по­требления пищи и напитков, секса. Однако, если истинная радость может быть принесена нам только Богом, с небес то означает ли это. Что сами мы способны найти на земле только удовольствие?

—Вы знаете, и еда, и встречи, и некоторые покупки, и радость от завершения трудной работы являются, в сущ­ности, нормальными удовольствиями. Православная Церковь в целом относится доброжелательно ко всем естественным человеческим радостям и не запрещает их, если они не греховны. И мы, священники. радуемся также в своей жизни тому же самому, чему радуется ми­рянин. Но есть отличия в отношении к таким простым радостям у человека верующего и неверующего.

Верующий человек, приходя к вере, открывает то, что он любим, что всегда с ним Тот, Кто его любит. И самая главная радость и заключена в этой любви. Когда до чело­века начинает доходить смысл этих простых слов, когда он понимает, что его любят, и это любовь, которой любит каждого из нас Бог, неизмеримо больше любой любви, которая может быть на земле между людьми, тогда ему и открывается смысл той совершенной радости, о которой мы говорили.

О любви Божией говорят очень много, и не только православные христиане. Но слышать и знать о ней — одно, а ощущать ее — совсем другое.

В чем суть духовной жизни? Думаю, в том, чтобы человек смог ощутить любовь Бога к себе. Чтобы любовь Бога перестала быть для него просто приятной информацией, которую он воспринимает умом, но чтобы она стала живым, актуальным переживанием. И, собственно, все, что мы делаем в Церкви, все наши молитвы, посты, богослужения, все церковные таинства направлены именно на то, чтобы сделать сердце человека способным ощущать любовь Бога. И человек верующий счастлив в той степени, в которой он от­крывает Божественную Любовь в своем сердце, и тог­да радость уже никто и ничто не способно поколебать. Ведь, поскольку любовь Бога превосходит мыслимые пределы любви людей, то для человека, открывшего эту любовь, перестает иметь решающее значение лю­бовь или нелюбовь к нему окружающих людей. Хоте­лось бы. конечно, чтобы и окружающие тебя любили, но это уже становится совсем не главным.

И вот когда человек осознает свои отношения с Богом как отношения, происходящие в любви, то он начинает воспринимать все доброе, что есть у него в жизни, как проявления этой любви. Помню, когда моя дочь была еще маленькой, мы вышли с ней однажды погулять. И она мне улыбнулась такой прекрасной дет­ской улыбкой, что подумалось: «Ничто не может быть более трогательным и прекрасным, чем улыбка твоего ребенка». Но тут же в сердце открылось, что на самом деле мне сейчас улыбнулся Бог, улыбнулся улыбкой моей дочери. Тотчас нахлынула в душу такая волна ответной любви к Господу! Всякая любовь, всякая чи­стая радость в нашем мире всегда только от Него, все прекрасное, что есть в жизни людей, — это различные проявления Божественной любви!

И если ты слышишь от кого-то добрые слова, то это слова, сказанные Богом через этого человека. Все это не умаляет значение самого человека, через которого это пришло. Не умаляет его труда и его любви к тебе! Напро­тив, от этого он становится еще более дорог.

Как говорил отец Александр Шмеман: «Кусок хлеба берешь, и для кого-то это просто пища, а для кого-то — любовь Божия, которая в данный момент материализова­лась в этом куске хлеба». И даже вкус такого хлеба меня­ется, если ты начинаешь понимать, что твоя способность чувствовать его и получать от него удовольствие – это тоже Божий дар, тоже проявление его любви.

Или ног еще пример, который мне очень нравится: возьмем авторучку. Простую авторучку. Вы купили ее в магазине, вы писали ею, а потом потеряли — и все. Пош­ли и купили новую. И другая ситуация: человек, беско­нечно дорогой для вас, любимый, подарил вам эту авто­ручку. Эта авторучка тогда становится для вас очень до­рога, вы будете вспоминать о любви того человека к вам, когда будете пользоваться ею. И если вы потеряли такую авторучку, то вы очень расстроитесь. И когда вы купите опять такую же ручку в магазине, она будет уже не та, что прежняя. Для других людей потерянная авторучка была только средством для письма, а для вас — знаком любви того человека к нам.

Так вот, когда человек соединяется в своей вере со Христом, то не отдельные предметы, не отдельные события в своей жизни, не отдельные удачи или неприятности, но весь мир теперь такой верующий человек воспринимает как проявление Божией любви. И все наши простые радости и удовольствия, таким образом, если они не греховны, это тоже не гречи с Богом, с Его любовью к нам. И поэтому верующие люди начинают с молитвой любое дело, в частности, трапезу, свидетельствуя тем самым свою благодарность Богу.

Когда мы научаемся видеть за самыми простыми нашими радостями Того, от Кого все они исходят, то вся жизнь превращается в сплошное ликование, молитву.

В этом отношении нелишним будет вспомнить о языческом подходе к жизни. У меня был знакомый, который только шел к Церкви, но у него уже была замечательная привычка за все обязательно благодарить в жизни тех людей, и те явления, которые приносили ему радость. Когда я пришел освящать его квартиру, то увидел всюду развешанные таблички, содержащие слова благодарности. Так, например, на кране внесла такая: «Благодарю тебя, водичка, за то, что напоила меня!» А над газовой плитой: «Благодарю тебя газ, за то, что даешь мне огонь!» И такие таблички были повсюду, позволяя владельцу квартиры находиться в постоянном благодарении ко всему вокруг. Правильно это или нет?

С одной стороны, это очень симпатично, но я сказал ему тогда, что это хорошо, но есть в этом нечто языче­ское. Этот человек уже дозрел до того, что за все в жизни надо благодарить, но еще не успел понять, к кому нужно обращать слова благодарности. И пока обращал слова благодарности к явлениям и вещам, но еще не к Источ­нику всякого блага на земле, не к Тому, Кто дает ему все это. Но когда человек обнаруживает этот Источник бла­га, Источник вечной любви, его жизнь обретает цель, и он пребывает в радости.

Умение искренне благодарить Бога даже в скорбях и бедах свидетельствует о высоком духовном состоянии человека. К этому состоянию надо стремиться. Как к этому стремиться? Вообще, можно ответить коротко: жить церковной жизнью, жить в Церкви. Человек, по­знакомившийся с Евангелием, с известными истинами о необходимости жить в любви с Богом и людьми, и согла­сившийся с ними, еще не будет способен сразу переме­нить свое сердце. Он по-прежнему продолжит грешить, даже и ненавидя себя за это. И именно церковная жизнь помогает пойти дальше осознания этих истин, не просто знать их, а жить ими.

Одно из принципиальных отличий в подходах к со­вершенствованию себя христианина от человека неве­рующего заключается в том, что неверующий человек, стремится он к добру или ко злу, рассчитывает все-таки только на себя и других людей, а христианин заранее по­нимает, что своих сил для достижения совершенства в добре и любви ему недостаточно, что человек серьезно ограничен в своих возможностях. Христианин понима­ет, что совершенствование себя, своей жизни возможно всерьез только с участием Бога, с участием божественной благодати. И когда благодать свыше сходит в наше серд­це, то только тогда человек начинает меняться.

Есть очень интересный критерий того, насколько че­ловек уже движется путем истинным вместе с Богом, на­сколько Бог участвует в сердце человека. Христос учит нас: «Любите врагов своих». Другие религии также при­зывают отказаться от наказания зла злом, призывают к терпению зла, направленного против нас. Но христиан­ство учит именно любви! И многие люди мне, конечно, говорят, что считают этот закон противоестественным, невозможным для себя. Они говорят: «Я могу не отвечать ему злом на зло, я могу постараться не желать ему зла, могу постараться сделать такому человеку нечто хоро­шее... Но как я могу его любить? Любовь это состояние, ощущение, как его достигнуть в этой ситуации? Любить врагов — это противоестественно для человека». Правы ли люди, говорящие так?

Конечно, они правы. Любить своих врагов не есте­ственно для человека. Но они не правы, если говорят, что любить врагов противоестественно. Это — сверх­ъестественно. Христос любит нас именно такой любо­вью. И вот если человек все-таки ощущает, что он любит того, кого ему по здравому соображению любить было бы нельзя, то это верный знак, что в таком человеке дей­ствует Святой Дух, что это не его только воля и желание. И это понимание переносится и на другие скорби, печа­ли, страдания: когда в человеке действует Дух Святой, то у него получается, и получается легко то, что в естествен­ном человеческом состоянии у него не получилось бы. У него получается оставаться счастливым и оставаться вер­ным своей любви к Богу несмотря ни на что.

Я понимаю, что многие из тех, кто прочтет это интер­вью, станут возражать мне, будут недовольны тем, что я назвал истинным только счастье со Христом, с Духом Святым, с Церковью. И из сказанного мною можно, наверное, сделать вывод, что неверующий человек или верующий в других богов обречен никогда не найти ис­тинной радости, и также не может надеяться на счастье человек верующий, но слабо работающий над собой. По­тому я хотел бы уточнить следующее: в жизни все совсем не так просто и прямолинейно, как прозвучало в нашем с вами разговоре, все гораздо сложнее. Вера не всегда бывает осознанной, и бывают случаи, когда человек вос­принимает себя неверующим, но в действительности он знает Бога и живет согласно с Ним. И напротив, мне из­вестны случаи, когда человек, внешне живущий в Церк­ви, оказывается очень далек от понимания Бога и от спо­собности воспринять Божественную любовь.

На сайте Пережить.ру мне приходится читать мно­жество историй о страданиях, потерях и неудачах лю­дей, многие из которых не относят себя к категории верующих. Конечно, мне очень хочется всем им дать один и тот же простой совет: «Ребята, приходите к вере, идите в Церковь! Постигайте Православие, живите в вере, и спасетесь сами вы, и ваши близкие и друзья!» Но ничего не случается сразу, все происходит посте­пенно, и если бы я давал такой совет, многие люди, не готовые еще прислушаться к нему, разозлились бы на меня и других подобных советчиков и не получили бы помощи. Но если человек хотя бы с малого начинает стремится стать лучше, чем он есть, он уже находит­ся на пути к счастью, даже если он еще не встретился с Богом. Если человек самым серьезнейшим образом относится к совести, даже если его совесть воспитана была его родителями без Библии, если он старается не делать того, против чего его совесть протестует, то он находится на пути к счастью.

Бог есть любовь, и не только пребывающий в Боге пре­бывает в любви, но и пребывающий в истинной любви пребывает в Боге! Ничто так не отвратительно для Бога, как эгоизм. И если мы представим два полюса — добро и зло, то на одном из этих полюсов будет полный эгоизм, а на другом, на полюсе добра, будет полный отказ от само­го себя, полное самозабвение для других. Как сказано в одной молитве: «Забывающий себя обретает себя, и от­дающий себя обретает себя». И я думаю, что в той мере, в какой человек живет не для себя, а для других, в той мере, в которой человек склонен отдавать, нежели брать, в той степени он находится на праведном пути, даже если он пока еще не назвал Христа своим спасителем. Ско­рее всего, у такого человека рано или поздно встреча со Христом состоится, но я надеюсь, что даже если такой человек в этой жизни Христа не встретит, то Христос все равно встретит его после ее окончания и признает своим. Но, хочу оговориться, это не строгая истина. Безусловно, желательно чтобы человек был последователен, и если уж он выбрал для себя путь Христа, то неплохо было бы назвать этот путь по имени. И всем, кто ищет счастья, я этого желаю.

Особо я хотел бы обратиться к неверующим людям, к тем, кто не осознает себя верующими. Я не хотел бы выступать в роли агитатора, но я хотел бы пожелать та­ким людям попытаться изучить вопрос веры, понять, что такое Православие, в чем заключена сущность нашего учения, узнать историю его рождения и жизни до наших дней. Мне кажется, оно того стоит.

Я помню в молодости, когда я был учителем русского языка и литературы, еще в советскую эпоху, на телеви­дении была передача «Встреча с Эльдаром Рязановым». И ему задали вопрос: «Верите ли вы в Бога? Только, по­жалуйста, скажите честно!» В то время все «нормальные» люди были неверующими, и если человек говорил о своей вере громко, то он считался вроде сумасшедшего, считался чудаком. Поэтому этот вопрос звучал стран­но. Но Рязанов ответил на него удивительно. Он сказал «Я не могу назвать себя атеистом потому, что на самом деле я - невежда. Я атеист от невежества. Атеисты XIX века, российские интеллигенты той поры, были настоя­щими атеистами. Они знали Закон Божий, с детства зна­ли Православие, и сознательно отвергли его. Вот они и были атеистами. А я ничего не знаю о вере. Я не верю не потому, что в этом заключена моя сознательная позиция, но потому, что я не знаю, что такое вера, меня никто ей не учил».

Меня тогда задел его ответ. Я подумал, что он прав, что все мы, советские люди той поры, были атеистами по невежеству, мы отвергали то, о чем ничего не знали. В школе, в университетах нас учили отсутствию Бога, но мы никогда не учились вере, никогда на личном опыте не проверяли, что такое вера. Мы не разбирали позицию верующего человека. И вот тогда я стал интересоваться верой, я стал искать книги о Православии, я читал богос­ловские труды, читал книги Бердяева и Владимира Со­ловьева, но я при этом не собирался когда-нибудь стать верующим. Я думал, что так и останусь неверующим, но стану грамотным неверующим, и для этого хотел узнать то, что я отвергаю.

Но когда я стал читать эти книги, то постепенно я проникался уважением к глубине, логике и красоте куль­туры Православия, которая открылась мне, я увидел, что за верой в Бога стоят гораздо более серьезные основания, чем за неверием. Я увидел, что аргументы веры убеди­тельны, логичны, я увидел тот простор, который откры­вает вера перед человеком. А до этого я склонялся к тому, что жизнь, как однажды написал Пушкин, «дар напрас­ный, дар случайный», что все мы в конце концов умрем, и этим все и кончится. И вдруг мне открылось, что все не так плохо, а даже наоборот! И поэтому теперь, помня о своем опыте, я не говорю неверующим: «Становитесь ве­рующими», но я говорю им: «Думайте, читайте, учитесь, размышляйте, а там уж как Господь даст!»

 

Протоиерей Игорь Гагарин


 

Об авторах