Перша всесвітня промислова виставка (м. Лондон, 1851 рік) як вживаний етап у розвитку дизайну. Промислові виставки у Росії.

Дизайн зарождался на пересечении нескольких ветвей развития проектной культуры: художествен­ных проектных программ, массовой промышленнос­ти, инженерного проектирования, науки. Причины по­явления дизайна лежат в кризисной художественной ситуации в области формообразования предметного мира, сложившейся в европейских странах в сере­дине XIX века, когда индустрия прокладывала себе путь к мировому господству: упадок ремесел, раз­рыв между смыслом и формой опредмечивания про­цессов жизнедеятельности общества, нарушение фундаментальных "вечных" принципов формообра­зования

Промышленные выставки XIX в.

В период перехода от мануфактурного производства, расширение торговли образования национальных рынков начинает возрастать роль выставок. С 60-х годов XVIII века появляются общенациональные выставки торгово-промышленного характера. Первые такие выставки прошли в Лондоне (1761, 1767), Париже (1763), Дрездене (1765), Берлине (1786), Мюнхене (17Ш Санкт-Петербурге (1828) и др. Вместе с чисто коммерческой направленностью такие выставки начинают служить и целям демонстрации новейших технических достиже­ний. Примером может быть Пражская выставка 1791 года, которая проводилась с целью "художественного показа" товаров, а не их продажи.

С конца XVIII в. систематически проводятся наци-ональные промышленные выставки на Марсовом поле в Париже. Первая выставка французских про­мышленных товаров состоялась в сентябре 1798. Главное место на выставке занимали товары широкого потребления: часы, обои, шерстяная пряжа и другие "изделия машинного изготовления". Несмотря на то, что на выставке участвовало только ПО экспонатов, это не сни­жает ее значения. С самого начала она была организо­вана как своего рода народный фестиваль, праздник в .честь революционного освобождения от ограничений, которые накладывали на производство средневековые цехи и гильдии.

Во второй половине XIX в. появляются специализи­рованные торговые международные выставки, а в начале XX в. начали проводиться и международные выставки, преследовавшие преимущественно просветительно-позна­вательные цели. " Международный уровень выставок способствовал духу соревнования и стремлению сделать каждую -новую выставку лучше предыдущих. Поэтому во многих обла­стях и не в последнюю очередь в архитектуре их уст­роители проявляли немалую смелость.

Первая всемирная промышленная выставка 1851 г. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона

Промышленная революция XIX в., коренным обра­зом преобразившая методы производства, обусловила необходимость новой организации рынков сбыта. Сопоставление промышленных потенциалов Нескольких де­сятков стран разных континентов должно было озна-меновать начало новой эпохи - эпохи свободной конку­ренции.

Первая всемирная промышленная выставка, получившая название"великая", состоялась в Англии в 1851 году. Англия в тот период была ведущей в промышлен­ной революции и самой мощной в экономическом отно­шении страной. Открытие выставки состоялось в Гайд-парке Лондона под девизом "Пусть все народы работают совместно над великим делом совершенствования чело­века". Ее организаторами были принц-консорт Альберт и художник-прикладник сэр Генри Кольм.

В первой всемирной выставке приняли участие 32 страны. За шесть месяцев работы ее посетили свыше 6 млн. человек.

Новое общественно-историческое явление, каким была первая всемирная выставка, породило и новую ар­хитектурную форму. Специально для выставки было со­оружено грандиозное по тем временам архитектурное сооружение из стекла и металла "Хрустальный дворец". Возможным это стало благодаря высокоразвитой англий­ской индустрии. В основу проекта было положено при­менение простой* и рациональной системы производства сборных элементов - серийно изготовленных стандарт­ных частей. Павильон размерами 564x125 м был собран за рекордный для того времени срок - б месяцев, благодаря применению унифицированных эле­ментов и детально продуманной системе строительства. В качестве единого типоразмера был взят лист стекла максимальных размеров. Максимальная длина листового стекла в то время составляла 1.25 м.

Хрустальный дворец, как отмечает известный тео­ретик архитектуры З.Гидион, явился реализацией нового архитектурного замысла, прототипа которому не суще­ствовало в архитектуре. Это было первое в истории зда­ние столь больших размеров, построенное из стекла железа и дерева, с каркасом из чугунных и железных кованых балок, точно спроектированных на болтовых со­единениях. В Хрустальном дворце многие историки ви­дят начало современной архитектуры, первые прообразы стиля "Хай-тек". Современники говорили о нем как о несравненном, сказочном сооружении. По при­знанию современников, Хрустальный дворец - это рево­люция в архитектуре, которая положила начало разви­тию нового стиля. С возведением хрустального дворца судьба архитектуры на несколько десятилетии попадает в руки инженера

В Хрустальном дворце не было экспонатов, которые бы представляли традиции, историю. Все здесь было новое, сверкающее, специально изготовленное для выс­тавки. Тут были представлены машины, минералы, изде­лия ремесленников, английское судовое оборудование и локомотивы, уральская платина, французские гобелены, тунисские ковры, фарфор, хлопок, первые изделия из каучука, швейцарские часы, русская посуда из малахита, нож с восемнадцатью лезвиями, изготовленный в Шеффильде. Широко были представлены различные предметы роскоши. Стенды напоминали дорогие магазины с богато оформленными прилавками, интерьеры дворцов, причудливые шкафы, иногда даже алтари. Предметы стояли на подставках, обтянутых дорогим материалом, под балдахинами, среди портьер, бахромы, художественных вышивок, знамен, гербовых картушей.

После лондонской Всемирные промышленные выс­тавки проходили одна за другой во многих столицах мира: в Нью-Йорке (1853), Вене (1873), Сиднее (1879), Мельбурне (1880). Со второй половины XIX в. крупнейшим выставочным центром становится Париж. Первая выставка здесь состоялась в 1855 г., за ней последовала выставка 1867 г., затем выставки 1878, 1889, 1900 гг.