Перша всесвітня промислова виставка (м. Лондон, 1851 рік) як вживаний етап у розвитку дизайну. Промислові виставки у Росії.
Дизайн зарождался на пересечении нескольких ветвей развития проектной культуры: художественных проектных программ, массовой промышленности, инженерного проектирования, науки. Причины появления дизайна лежат в кризисной художественной ситуации в области формообразования предметного мира, сложившейся в европейских странах в середине XIX века, когда индустрия прокладывала себе путь к мировому господству: упадок ремесел, разрыв между смыслом и формой опредмечивания процессов жизнедеятельности общества, нарушение фундаментальных "вечных" принципов формообразования
Промышленные выставки XIX в.
В период перехода от мануфактурного производства, расширение торговли образования национальных рынков начинает возрастать роль выставок. С 60-х годов XVIII века появляются общенациональные выставки торгово-промышленного характера. Первые такие выставки прошли в Лондоне (1761, 1767), Париже (1763), Дрездене (1765), Берлине (1786), Мюнхене (17Ш Санкт-Петербурге (1828) и др. Вместе с чисто коммерческой направленностью такие выставки начинают служить и целям демонстрации новейших технических достижений. Примером может быть Пражская выставка 1791 года, которая проводилась с целью "художественного показа" товаров, а не их продажи.
С конца XVIII в. систематически проводятся наци-ональные промышленные выставки на Марсовом поле в Париже. Первая выставка французских промышленных товаров состоялась в сентябре 1798. Главное место на выставке занимали товары широкого потребления: часы, обои, шерстяная пряжа и другие "изделия машинного изготовления". Несмотря на то, что на выставке участвовало только ПО экспонатов, это не снижает ее значения. С самого начала она была организована как своего рода народный фестиваль, праздник в .честь революционного освобождения от ограничений, которые накладывали на производство средневековые цехи и гильдии.
Во второй половине XIX в. появляются специализированные торговые международные выставки, а в начале XX в. начали проводиться и международные выставки, преследовавшие преимущественно просветительно-познавательные цели. " Международный уровень выставок способствовал духу соревнования и стремлению сделать каждую -новую выставку лучше предыдущих. Поэтому во многих областях и не в последнюю очередь в архитектуре их устроители проявляли немалую смелость.
Первая всемирная промышленная выставка 1851 г. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона
Промышленная революция XIX в., коренным образом преобразившая методы производства, обусловила необходимость новой организации рынков сбыта. Сопоставление промышленных потенциалов Нескольких десятков стран разных континентов должно было озна-меновать начало новой эпохи - эпохи свободной конкуренции.
Первая всемирная промышленная выставка, получившая название"великая", состоялась в Англии в 1851 году. Англия в тот период была ведущей в промышленной революции и самой мощной в экономическом отношении страной. Открытие выставки состоялось в Гайд-парке Лондона под девизом "Пусть все народы работают совместно над великим делом совершенствования человека". Ее организаторами были принц-консорт Альберт и художник-прикладник сэр Генри Кольм.
В первой всемирной выставке приняли участие 32 страны. За шесть месяцев работы ее посетили свыше 6 млн. человек.
Новое общественно-историческое явление, каким была первая всемирная выставка, породило и новую архитектурную форму. Специально для выставки было сооружено грандиозное по тем временам архитектурное сооружение из стекла и металла "Хрустальный дворец". Возможным это стало благодаря высокоразвитой английской индустрии. В основу проекта было положено применение простой* и рациональной системы производства сборных элементов - серийно изготовленных стандартных частей. Павильон размерами 564x125 м был собран за рекордный для того времени срок - б месяцев, благодаря применению унифицированных элементов и детально продуманной системе строительства. В качестве единого типоразмера был взят лист стекла максимальных размеров. Максимальная длина листового стекла в то время составляла 1.25 м.
Хрустальный дворец, как отмечает известный теоретик архитектуры З.Гидион, явился реализацией нового архитектурного замысла, прототипа которому не существовало в архитектуре. Это было первое в истории здание столь больших размеров, построенное из стекла железа и дерева, с каркасом из чугунных и железных кованых балок, точно спроектированных на болтовых соединениях. В Хрустальном дворце многие историки видят начало современной архитектуры, первые прообразы стиля "Хай-тек". Современники говорили о нем как о несравненном, сказочном сооружении. По признанию современников, Хрустальный дворец - это революция в архитектуре, которая положила начало развитию нового стиля. С возведением хрустального дворца судьба архитектуры на несколько десятилетии попадает в руки инженера
В Хрустальном дворце не было экспонатов, которые бы представляли традиции, историю. Все здесь было новое, сверкающее, специально изготовленное для выставки. Тут были представлены машины, минералы, изделия ремесленников, английское судовое оборудование и локомотивы, уральская платина, французские гобелены, тунисские ковры, фарфор, хлопок, первые изделия из каучука, швейцарские часы, русская посуда из малахита, нож с восемнадцатью лезвиями, изготовленный в Шеффильде. Широко были представлены различные предметы роскоши. Стенды напоминали дорогие магазины с богато оформленными прилавками, интерьеры дворцов, причудливые шкафы, иногда даже алтари. Предметы стояли на подставках, обтянутых дорогим материалом, под балдахинами, среди портьер, бахромы, художественных вышивок, знамен, гербовых картушей.
После лондонской Всемирные промышленные выставки проходили одна за другой во многих столицах мира: в Нью-Йорке (1853), Вене (1873), Сиднее (1879), Мельбурне (1880). Со второй половины XIX в. крупнейшим выставочным центром становится Париж. Первая выставка здесь состоялась в 1855 г., за ней последовала выставка 1867 г., затем выставки 1878, 1889, 1900 гг.