I. ПРЕДИСЛОВИЕ

Предметом физики являются наиболее общие свойства материи, т.е. вещества и поля, а также закономерности и формы ее движения. Здесь движение понимается в философском смысле как всякое изменение. Физика указывает законы, которыми пользуются все остальные естественные науки и техника, применяя их в отдельных частных случаях. Методы физических исследований включают:

- наблюдение, т.е. изучение явлений в естественной, природной обстановке;

- эксперимент, т.е. изучение явления путем его воспроизведения в искусственной, лабораторной обстановке;

- выдвижение гипотез, т.е. научных предложений, используемых для объяснения явлений. Если гипотеза не вступает в противоречие ни с одним из опытных фактов, то она приобретает статус элемента теории. Критерием истинности гипотезы, теории является эксперимент.

Процесс научного познания в физике может быть представлен в виде схемы:

 
 

 

 


Связь физики с другими естественными науками, математикой, техникой, философией носит двусторонний характер и способствует развитию как последних, так и самой физической науки.

В настоящее время физика занимает лидирующее положение среди естественных наук. Это определяется богатством и многообразием идей и методов исследования современной физики, их фундаментальным значением для гносеологии (теории познания), для развития диалектико-материалистического миропонимания. Не менее важно влияние физики и на развитие производительных сил общества. Ряд областей современной техники, таких, как электроника (включая полупроводники и квантовую электронику), ядерная техника и ракетостроение, радиотехника и др., настолько тесно переплетается с физикой, что становится неотъемлемым от неё. Мы живем в век автоматизации, ядерной энергии, электронных вычислительных машин, космических полетов, ракет и ядерных бомб, в век невиданного по масштабам загрязнении окружающей среды. Почти в любой газете имеются статьи, которые нельзя полностью понять, не зная физики: о ядерном оружии, ядерной, термоядерной энергии, новом оружии, тепловом и радиоактивном загрязнении нашей планеты и околоземного пространства, космических полетах, невесомости и перегрузках, НЛО, новых научных открытиях и разработках.

Эти и большое число других примеров показывают важность физики как дисциплины в системе подготовки всесторонне развитого, высококвалифицированного специалиста.