Глава 7

АСАНА

 

...Всегда совершай должные дела без привязанности, ибо человек, совершающий дела без привязанности, достигает высшего.

«Бхагавадгита», III, 19

 

Прежде чем снова продолжить изложение технологии асан, которое по существу было начато в главе «Тело», следует определить каким является состояние сознания, которое мы получаем в результате их традиционной практики. Безусловно, занятия асанами всегда начинаются в состоянии бодрствования, но затем всё меняется — наступает полная релаксация тела и сознания, замирает внутренний диалог, и, как утверждает, например, Айенгар, мы получаем возможность непосредственно в любой асане войти в самадхи.

Необходимо разобраться также и в том, какой род деятельности тела с какими состояниями сознания соотносится, памятуя слова «Бхагавадиты»: «...В этой йоге должно упражняться решительно, с мыслью, отвратившейся от всего» (VI, 23). Поскольку так или иначе в дальнейшей беседе по асанам будет постоянно всплывать тема сознания, в порядке начала её обсуждения мне хотелось бы остановиться на уникальной технике глубокого расслабления, в своё время обнародованной Свами Сатьянандой, и сказать о ней несколько слов.

Йога считает, что есть всего четыре базовых модификации сознания: 1) бодрствование; 2) сон со сновидениями; 3) сон без сновидений и 4) так называемое «четвёртое» состояние — «турийя» (см. «Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья», I, 5, с.89: «Эти пять видов деятельности... истинное познание, заблуждение, ментальное конструирование, сон и память» , позднее эти пять компонентов были сведены к четырём).

Рассмотрим вкратце их общие характеристики и то, что происходит в каждом с телом и сознанием.