Задание №3

Объем валового внутреннего продукта (ВВП) в базисном году составил 10863 млрд. руб. Доля расчетов в безналичном порядке (создание, распределение и перераспределение ВВП) составила 65% от его объема. Скорость обращения денег 10 оборотов в год.

В текущем году стоимость ВВП в базисных ценах составила 10150 млрд. руб. Дефлятор ВВП равен 1,22.

Доля платежей в безналичном порядке снизилась до 60%. Скорость оборота денег замедлилась до 8 оборотов в год.

Сколько необходимо денег для обслуживания товарного обращения в базисном и текущем году? Какие факторы повлияли на изменение остатка денег, необходимых для обращения?

 

Задание № 4. Рассчитайте объем кассовых ресурсов коммерческого банка и определите пути его увеличения, исходя из следующей информации:

- лимит остатка кассы банку определен в сумме 500 тыс. руб.;

- среднедневная инкассация составляет около 700 тыс. руб.;

- фактический остаток кассы на день расчета 100 тыс. руб.;

- планируемый кассовый расход банка по календарю выплат на оплату труда составляет - 1 000 тыс. руб., по заявкам предприятий – 1 300 тыс. руб.

Решение данной задачи может быть представлено на банковском бланке.

 

Рекомендуемая литература.

 

Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1"О банках и банковской деятельности". (Правовая система)
Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)". (Правовая система)
Положение ЦБ РФ от 03.10.2002 № 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (Правовая система)
Основы банковского дела в Российской Федерации / Под ред. О.Г. Семенюты. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. (Библиотека)
Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина.— М.: КноРус, 2005. (Библиотека)
Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова.— М.: Юнити-Дана, 2007. (Библиотека)
Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. Г.П.Белоглазовой.— М.: Юрайт-Издат, 2005. (Библиотека)

 

 

ВОПРОСЫ К экзамену по дисциплине: “Деятельность ЦБ”.

 

1. Ломбардные кредиты. Порядок предоставления и погашения.

2. Организация межбанковских расчетов в РФ.

3. Задачи, цели и функции Банка России.

4. Роль ЦБ РФ в организации деятельности современной банковской системы России.

5. Определение потребности в наличной денежной массе.

6. Организационная структура и высшие органы управления Центрального банка.

7. Регулирование и контроль создания кредитных организаций Банком России.

8. Роль, функции и ответственность Председателя и Совета директоров Банка России.

9. Основные направления аналитической деятельности ЦБ РФ при формировании денежно-кредитной политики РФ.

10. Национальный банковский Совет: цели создания, состав, функции.

11. Независимость центральных банков: значение и критерии определения.

12. Принципы структурной организации Банка России. Характеристика департаментов ЦБ РФ.

13. Основные задачи, содержание и цели единой государственной денежно-кредитной политики, особенности ее применения.

14. Организация аналитической работы в Центральном банке: задачи, принципы и объекты анализа.

15. Методы и инструменты денежно-кредитной политики.

16. Меры воздействия к кредитным организациям, нарушающим требования Центрального банка.

17. Политика обязательных резервов Центрального банка РФ.

18. Инспектирование деятельности кредитных организаций. Политика обязательных резервов Центрального банка РФ.

19. Правовое обеспечение полномочий и основных сфер регулирования Банка России.

20. Задачи и функции Банка России как органа банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

21. Денежный оборот и его регулирование. Роль ЦБ РФ в удовлетворении потребностей оборота в наличных деньгах и безналичных платежных средствах.

22. Механизм выпуска и изъятия денег из обращения.

23. Основные составляющие денежной массы и денежной базы. Анализ динамики денежных агрегатов.

24. Организация резервных фондов банкнот и монет. Установление минимального размера хранения и обеспечение сохранности резервных фондов.

25. Кредитные аукционы. Порядок и способы их проведения.

26. Краткосрочные кредиты. Порядок предоставления внутридневных расчетных кредитов.

27. Роль ЦБ в организации платежной системы.

28. Однодневные кредиты.

29. Оформление корреспондентских отношений Банка России с коммерческими банками.

30. Условия и характер предоставления кредитов Центральным банком.

31. Понятие платежной системы. Виды платежных систем.

32. Принципы и задачи осуществления рефинансирования. Роль Банка России как кредитора последней инстанции.

33. Клиринговые расчеты в РФ и функции Банка России по их организации.

34. Основные денежные потоки: характеристика и возможности их регулирования.

35. Условия и порядок предоставления кредитов Банком России.

36. Единая государственная денежно-кредитная политика и роль ЦБ РФ в ее разработке и реализации.

37. Дистанционный надзор деятельности кредитных организаций.

38. Механизм действия банковского (депозитного) мультипликатора.

39. Обеспечение контроля РКЦ за движением денежных средств.

40. Внутренний контроль КБ и его связь с надзором и аудитом.

41. Контроль за соблюдением кассовой дисциплины.

42. Работа Банка России с несостоятельными коммерческими банками.

43. Меры по финансовому оздоровлению коммерческих банков.

44. Назначение службы внутреннего контроля КБ.

45. Основополагающие принципы эффективного банковского надзора Базельского банковского комитета.

46. Критерии эффективного банковского надзора по Базелю I.

47. Мероприятия консолидированного надзора.

48. Сущность международного банковского соглашения Базель II.

 

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ (РЕКОМЕНДАЦИИ)

 

При обучении курсу «Деятельность ЦБ» центральное место должно быть отведено вопросам тенденций развития денежной, кредитной сферы, банковского дела. Основной акцент в лекциях и на семинарских занятиях необходимо сделать на связи банковского дела с другими отраслями экономической науки, в частности, с экономической теорией, бухгалтерским учетом, статистикой, компьютерными и информационными технологиями.

Самостоятельная работа студентов включает реферирование периодических статей в печати, написание докладов, решение расчетных заданий для самостоятельной работы, выполнение поисковых заданий в интернете, подготовку к семинарским занятиям.

Студентам рекомендуется использование следующих интернет-инструментов: новостных лент, блогов и книжных поисковых систем.

Посещение студентами очной формы обучения лекционных и практических занятий является обязательным.

Для студентов заочной формы обучения особенно важно присутствие на установочной лекции, так как на ней дается представление о предмете и задачах курса, описываются основные подходы к предмету курса, рекомендуется наиболее актуальная литература для подготовки к сессии.

Важное место в подготовке специалистов занимает предварительный, текущий и последующий контроль знаний студентов, который позволяет реализовать обратную связь, необходимую для обеспечения высокого качества учебного процесса. Известно, что прочность и глубина полученных знаний во многом определяются последовательностью и систематичностью их накопления, выработки навыков их практического применения. Для этого необходимо, чтобы процесс усвоения материала учебной дисциплины шел постепенно и поддерживался системой непрерывного контроля знаний по каждому разделу программы курса.

Входной контроль является оценкой уровня остаточных знаний, полученных в процессе изучения ряда смежных экономических дисциплин. Полученные результаты необходимы для эффективной коррекции темпов и структуры изучения материалов курса.

Текущий внутрисеместровый контроль, осуществляемый по предмету «Деятельность ЦБ», проводится в разных формах:

· выполнение аудиторных самостоятельных работ;

Задания для самостоятельной работы  
1. Составить рецензию на документ «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики» на соответствую­щий год. 2. Дать сравнительную характеристику балансов центрального и ком­мерческого банков. 3. Провести анализ состава, структуры и динамики баланса Банка Рос­сии за последние три года. 4. Провести анализ состава, структуры и динамики капитала Банка России за последние три года. 5. Дать характеристику порядка создания и изъятия денег центральным банком на основе формирования его баланса (на примере баланса Банка России на последнюю дату). 6. Провести анализ состава, структуры и динамики денежных агрега­тов в России за последние три года. 7. Провести анализ структуры и динамики золотовалютных резервов России за последние три года. 8. Рассчитать сумму платы банка (по месту работы студента) за рас­четные услуги согласно ведомости предоставленных Банком России расчетных услуг и сделать выводы по результатам расчета. 9. Составить расчет прогноза кассовых оборотов по региону по пред­ложенным данным и подготовить аналитическую записку по резуль­татам прогноза. 10.Составить расчет регулирования размера обязательных резервов в Банке России и сделать выводы по результатам регулирования (по данным банка по месту работы студента). 11.Рассчитать суммы обеспечения, начисленных процентов и наращен­ного долга по ломбардному кредиту Банка России по предложенным данным 12.Определить результаты депозитного аукциона Банка России по предложенным данным . 13.Проанализировать состояния и динамики государственного внут­реннего и внешнего долга России за последние три года.  

 

 

5. Контроль знаний

 

Перечень контрольных вопросов

1. Сравнительная характеристика сущности центрального и коммерческого банков.

2. Исторические способы образования центральных банков.

3. Объективная необходимость центрального банка.

4. Исторический экскурс становления и развития Банка России.

5. Правовое регулирование деятельности Банка России.

6. Сравнительная характеристика правового регулирования деятельности Банка России и центральных банков зарубежных стран.

7. Независимость центрального банка и ее интерпретация в разных
странах.

8. Особенности балансов центральных банков индустриально развитых
стран.

9. Характеристика страницы Банка России в сети Интернет.

10. Распре деление полномочий в деятельности различных звеньев орга­низационной структуры Банка России.

11 .Основные акценты в денежно-кредитной политике Банка России на соответствующий год.

12. Денежная база и денежная масса: отличия и взаимосвязь.

13.Характеристика правового регулирования безналичных расчетов в России.

14.Сравнительная характеристика способов межбанковских расчетов в России и за рубежом.

15. Сравнительная характеристика обязательного резервирования в Рос­сии и за рубежом.

16.Анализ изменения практики обязательного резервирования в России с момента его применения.

17.Анализ политики Банка России на открытом рынке за период с на­чала ее проведения.

18.Характеристика основных инструментов валютной политики Банка России на современном этапе и их эффективность.

19.Характеристика процедуры регистрации и лицензирования деятель­ности кредитных организаций Банком России при их создании, рас­ширении и реорганизации.

20.Характеристика экономических нормативов регулирования деятель­ности кредитных организаций и порядка надзора Банка России за их выполнением.

21. Сравнительный анализ дистанционных и инспекционных форм над­зора Банка России за деятельностью кредитных организаций.

22. Характеристика основных направлений аналитической работы Банка
России на основе изучения его периодических изданий на послед­нюю дату.

 

 

Материалы промежуточного контроля

по темам 1.1; 1.2; 1.3.

4. Изложите основные отрицательные последствия практики децентрализованной эмиссии банкнот в условиях, когда не существовало банков пер­вого уровня.

5. Объективная необходимость центрального банка.

6. В чем состоит сущность центрального банка как главного института регулирования потребности общества в деньгах? Какова его двойственная

природа?

7. Назовите способы образования и виды центральных банков.

8. Охарактеризуйте роль центрального банка как эмиссионного, кассового
и расчетного центра страны, банка банков и правительства, главного орга­на денежно-кредитного регулирования.

9. Изложите основные этапы становления и развития Банка России в конце
XX и начале XXI веков.

7. Перечислите главные законодательные акты, регулирующие деятель­ность центрального банка в России.

8. Обладает ли Банк России правом издания нормативных актов?

а) да;

б) нет

9. Может ли Счетная палата РФ проверять финансово-хозяйственную дея­тельность Банка России?

а) да;

б) нет

10. Нужен ли капитал центральному банку?

а) да;

б) нет

14. Чем вызвана необходимость обеспечения независимости центрального
банка и как она соотносится с контролем со стороны общества?

15. Анализ состава, структуры и динамики баланса Банка России за по­следние три года.

16. Анализ состава, структуры и динамики капитала Банка России за последние три года.

14. Особенности балансов центральных банков индустриально развитых
стран.

по темам 1.4; 1.5.

5. Каковы цели деятельности Банка России, установленные в федеральном законе о нем и Конституции РФ?

6. Какую клиентуру обслуживает Банк России?

7. Назовите основные факторы, обусловливающие превалирование от­
дельных функций центральных банков в странах с развитой и переход­
ной экономикой.

8. Выпуская банкноты, создает ли при этом центральный банк свои ресурсы?

а) да;

б) нет

5. Положителен ли тот факт, что в России выпускаемые банкноты полностью обеспечены золотовалютными резервами?

а) да;

б) нет

10. Общая характеристика организационного построения Центрального
банка РФ.

11. Распределение полномочий в деятельности различных звеньев оргаизационной структуры Банка России.

12. Высшие органы управления Банка России.

13. Национальный банковский совет Банка России: состав, функции.

 

14. Общественные органы управления центральными банками в развитых странах.

15. Совет директоров Банка России: задачи и функции.

16. Подразделения Банка России: правовой статус, задачи, функции.

17. Функциональная структура центрального аппарата Банка России.

по темам 2.1; 2.2

7. Докажите объективную необходимость и возможность проведения
денежно-кредитной политики.

8. Какие факторы обусловливают особенности денежно-кредитной политики Банка России и в чем они проявляются?

9. Рассчитайте по данным баланса Банка России, опубликованного в
Бюллетене банковской статистики Банка России за последний месяц,
размер денежной базы, а также величину денежного мультипликатора.

10. Дайте краткую характеристику «Основных направлений единой госу­дарственной денежно-кредитной политики» на предстоящий год.

11. Перечислите наиболее присущие инструменты и методы проведения
денежно-кредитной политики в России.

12. Оказывает ли центральный банк прямое воздействие на экономику
страны?

а) да;

б) нет

7. Денежная база центрального банка полностью входит в состав де­
нежной массы?

а) да;

б) нет

8. Характеристика страницы Банка России в Интернете.

по теме 2.3

4. Докажите детерминированность платежной системы и системы цен­
трального банка.

5. Охарактеризуйте общую архитектуру платежной системы России,
место в ней сегмента центрального банка, тенденции и перспективы
развития.

6. Перечислите главные законодательные и нормативные акты, регламентирующие организацию платежной системы, и изложите их основ­ные положения.

7. Дайте краткую характеристику внутри- и межрегиональных электронных платежей Банка России.

8. Рассчитайте сумму платы банка (по месту работы студента) за расчет­ые услуги согласно Ведомости предоставленных Банком России рас­
четных услуг и сделайте выводы по результатам расчетов.

9. Установлены ли законодательно общие сроки осуществления плате­жей по безналичным расчетам?

а) да;

б) нет

7. Распространяется ли электронный обмен расчетными документами
между банками и на клиентский уровень?

а) да;

б) нет

10. Способы проведения межбанковских расчетов в России.

11. Сроки проведения межбанковских расчетов и их сравнительная ха­рактеристика.

 

16. Принципы организации межбанковских расчетов.

17. Стратегия развития платежной системы России, утвержденная Банком России.

18. Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» и его роль
в развитии электронных расчетов.

19. Роль центрального банка в поддержании ликвидности банковской системы с целью завершения межбанковских расчетов.

20. Необходимость банковского регулирования и надзора за деятельно­стью кредитных организаций.

21. Регулирование Банком России расчетов платежными картами.

по теме 2.4.

8. Какие причины обусловливают высокую долю наличных денег в соста­ве денежной массы России?

9. Чем обеспечиваются банкноты и монеты центрального банка? Какие
принципы лежат в основе организации эмиссинно-кассовых операций?

10. Является ли необходимой строгая регламентация эмиссионно-кассовых
операций?

11. Перечислите основные законодательные и нормативные документы, ре­гулирующие эти операции, и изложите основное их содержание.

12. Охарактеризуйте состав и структуру основных прогнозных документов
наличного денежного оборота.

13. Укажите превентивные меры по предотвращению задержек оборота на­
личных денег.

14. В чем заключаются взаимоотношения РКЦ и коммерческих банков в
сфере наличного денежного оборота?

8. Может ли проводится эмиссия наличных денег в обращение при сокращении денежной массы в целом?

а) да;

б) нет

9. Создают ли коммерческие банки резервные фонды денежной налично­сти?

а) да;

б) нет

10. Способствует ли центральный банк предотвращению нарушения кас­совой дисциплины при лицензировании коммерческих банков?

а) да;

б) нет

11. Имеет ли место ежедневный выпуск денежных знаков в пределах
сумм, изымаемых из обращения?

а) да;

б) нет

14. Операции Банка России с резервными фондами денежных знаков.

15. Организация экономической работы по денежному обращению в тер­риториальных учреждениях Банка России.

по теме 2.5.

5. Охарактеризуйте практику обязательного резервирования в России,
исходя из динамики их норм с начала применения.

6. В чем заключается прямой и косвенный характер норм обязательного
резервирования в современных условиях?

7. Почему обязательные резервы приравниваются к налогу на кредитные организации?

8. Какие преимущества имеют кредитные организации в условиях хра­нения обязательных и добровольных резервов на одном счете в цен­
тральном банке?

 

8. Составьте расчет регулирования размера обязательных резервов в
Банке России и сделайте выводы по результатам регулирования (по
данным банка, где работает студент).

9. Укажите пути совершенствования механизма резервирования в Рос­
сии.

10. Будет ли необходимо хранение средств кредитными организациями в
центральном банке в случае полной отмены обязательного резервирования?

а) да;

б) нет

8. Правомерно ли то, что центральный банк использует депонируемые
суммы обязательных резервов для своих операций?

а) да;

б) нет

по теме 2.7.

7. В чем заключается взаимосвязь рефинансирования со стороны цен­
трального банка с выполнением им функции банка банков?

8. Охарактеризуйте принципы рефинансирования и классифицируйте их
виды.

9. Дайте понятие сущности учетных и ломбардных кредитов центрального банка.

10. Укажите причины слабого развития рефинансирования в России.

11. В чем заключаются тенденции усиления роли депозитных операций
Банка России?

12. Распространяется ли рефинансирование на небанковские кредитные
организации?

а) да;

б) нет

7. Является ли ставка рефинансирования сигнальным индикатором со­
стояния экономики в стране?

а) да;

б) нет

8. Прямое кредитование правительства центральным банком всегда но­
сит инфляционный характер?

а) да;

б) нет

по теме 2.8.

4. Перечислите основные функции центрального банка на открытом
рынке и укажите их суть.

5. В чем заключаются преимущества и недостатки политики открытого
рынка? Обоснуйте свой ответ с учетом изложения функций рынка государственных ценных бумаг.

6. Изложите основные этапы эволюции операций Банка России на рынке
ценных бумаг, включая причины спада и проблемы его преодоления.

 

6. Какие особенности характерны для операций Банка России с собст­венными облигациями?

7. Относятся ли к операциям центрального банка на открытом рынке его
операции на основе распоряжения Казначейства по размещению цен­ных бумаг?

а) да;

б) нет

6. Можно сказать, что операции этого банка на открытом рынке больше всего связаны с процентной политикой?

а) да;

б) нет

7. Действительно ли в начале XXI в. наиболее развит в России сегмент корпоративных ценных бумаг?

а) да;

б) нет

по теме 3.2

5. Представьте конкретные примеры взаимосвязи денежно-кредитной и
валютной политик.

6. Классифицируйте виды валютных рынков и укажите место централь­ного банка на каждом из них.

7. Рассмотрите основные направления валютного регулирования и ва­лютного контроля центрального банка.

8. Обязательная продажа всей или части валютной выручки
центральному банку предусмотрена во всех странах?

а) да;

б) нет

5. По Вашему мнению, обязательная продажа части валютной выручки
(75 - 50%) была основным инструментом валютной политики в России
в последние годы?

а) да;

б) нет

6. Охарактеризуйте правовые основы деятельности Банка России в об­ласти валютного регулирования и валютного контроля.

7. Требования Банка России к организации деятельности обменных
пунктов.

10. Золотовалютные резервы и управление ими со стороны центрального
банка.

11. В чем заключается участие центрального банка в регулировании валютных курсов?

10. Основные инструменты валютной политики в России в соответст­вующем году согласно «Основным направлениям единой государствен­ной денежно-кредитной политики».

по теме 3.4

5. Дискуссионные проблемы сущности и содержания банковского регулирования и надзора.

6. Надзорная функция центрального банка: необходимость, сущность,
границы.

7. Базельские принципы эффективного банковского надзора.

8. Проблемы организации лицензионной деятельности Банка России.

5. Регулирование деятельности кредитных организаций посредством

экономических нормативов.

8. Сравнительный анализ методов надзора Банка России.

9. Развитие надзора за деятельностью кредитных организаций в России.

 

10. Проблемы оптимизации надзорной и регулирующей функций цен­
трального банка в России и за рубежом.

11. Надзор центрального банка за деятельностью кредитных организаций
на финансовых рынках.

 

14. Роль центрального банка в финансовом оздоровлении кредитных
организаций.

15. Взаимодействие органов банковского и финансового надзора в борь­бе с отмыванием преступных доходов.

16. Роль Банка России в реализации Федерального закона от 7 августа
2001г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

17. Достаточно ли разделены, по Вашему мнению, понятия «банковское
регулирование» и «надзор»?

а) да;

б) нет

14. Правомерно ли, что Банк России одновременно осуществляет банковское регулирование и надзор?

а) да;

б) нет

15. В современных условиях Банк России является последней инстанци­ей, осуществляющей регистрацию кредитных организаций?

а) да;

б) нет

 


6. СВЕДЕНИЯ О ППС

 

№ п/п Ф.И.О. Какое образовательное учреждение профессионального образования закончил(ла), специальность по диплому Ученая степень, ученое звание Стаж научно-педагогической работы, годы Основное место работы, должность Условия привлечения в РГЭУ «РИНХ» (штатный, внутренний, совместитель, внешний совместитель, почасовик) Повышение квалификации
1. Чубарова Г.П. Ростовский институт народного хозяйства, специальность «Финансы и кредит», 1979 г. Кандидат экономических наук, доцент РГЭУ «РИНХ», доцент кафедры «Банковское дело» штатный 2006 г. ГУЦБ РФ По 2008 Аудиторская фирма «Аудит и консалтинг»
2. Коликова Е.М     Ростовская Государственная экономическая академия -     РГЭУ «РИНХ», ассистент кафедры «Банковское дело» штатный Университет педагогического мастерства РГЭУ «РИНХ»

 


7. Деловые игры и хозяйственные ситуации

 

В процессе занятий приоритет отдается активным формам обучения, таким как case study на лекциях и деловые игры на практических занятиях. Конкретные case study определяются текущей ситуацией в экономике и связаны с актуальными проблемными и дискуссионными вопросами. Типичным примером case study является обсуждение разницы в оценках темпов инфляции различными министерствами, ведомствами и экспертами. Изучение case study происходит на лекциях и семинарских занятиях. Кроме того активное обучение на семинарских занятиях происходит в процессе деловых игр.

Цель:

Выявить уровень знаний, самостоятельность мышления и анализа студентов

Задание : определить негативные и позитивные последствия перехода широких слоев населения на безналичную форму расчетов, выявить преимущества и недостатки безналичных расчетов по товарам и услугам на потребительском рынке, определить факторы препятствующие полному переходу на расчеты без участия наличных денег.

Содержание игры:

Учебная группа на практическом занятии разбивается на две части. Первая подгруппа определяет позитивные факторы. Вторая группа определяет негативные составляющие перехода на безналичное обращение. Затем члены групп озвучивают свои результаты. Идет дискуссия .

 

8. ИННОВАЦИОННЫЕ СПОСОБЫ И МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Использование информационных ресурсов и баз данных Интернет-сайтов.

 

Информационные ресурсы Интернет-сайтов широко используются в лекционном материале. Например, вопросы, связанные с анализом современного состояния банковской системы, тенденциями и проблемами ее развития, рассматриваются с привлечением новейшего статистического материала, опубликованного на сайтах Центрального банка РФ.

По существу, в каждой лекции приводятся цифровые данные на последнюю отчетную дату о динамике, составе, структуре того или иного показателя. Например, в теме «Капитал банка, его формирование и пути наращивания» в лекции дается табличный материал, характеризующий состав и структуру совокупного капитала банков РФ, темпы его роста. В темах, связанных с изложением методов управления активами и пассивами банка, приводятся данные о составе и структуре совокупных активов и пассивов банковской системы РФ и т.д.

Сайты отдельных банков позволяют на семинарских и практических занятиях производить сравнительный анализ динамики основных показателей, характеризующих их деятельность.

Например, на практическом занятии по теме «Банк и банковская система» студенты с помощью сайтов Интернета рассчитывают показатели плотности банковской сети по Ростовской области, Краснодарскому и Ставропольскому краю и в целом по Южному Федеральному округу и РФ. Это позволяет им сделать соответствующие выводы.

 

Мультимедийные лекции.

 

Все лекции по курсу «Деятельность коммерческого банка в РФ» читаются с элементами мультимедийных технологий в аудиториях, оснащенных соответствующим компьютерным оборудованием. Лекции сопровождаются компьютерными презентациями, содержащими планы лекций, опорные схемы, табличный материал, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации, выводы и т.д.

 

Применение активных методов обучения.

 

Активизации познавательной работы студентов способствуют проблемные лекции. Во время чтения такой лекции преподаватель ставит проблему, приводит имеющиеся в специальной литературе и на практике различные точки зрения и предлагает студентам обосновать свое мнение по данной проблеме. Сам процесс обсуждения проблемы со студентами переносится на семинарские занятия. Так, на лекции, посвященной рассмотрению сущности банка, его специфических особенностей, лектор приводит различные мнения, в частности, проф. Лаврушина О.И., проф. Жукова Е.Ф., проф. Белоглазовой Г.Н. и др., а также определение банка, данное в ФЗ «О банках и банковской деятельности» и дает задание студентам критически осмыслить этот дискуссионный вопрос , высказать свою точку зрения и постараться ее обосновать.

Лекция-беседа является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов. Вопросы могут быть информационного и проблемного характера, для выяснения мнений и уровня осведомленности студентов по рассматриваемой теме, степени их готовности к восприятию последующего материала. Вопросы адресуются всей аудитории. Студенты отвечают с мест. Для экономии времени вопросы формулируются так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы.

В зависимости от задач изучения темы и раздела курса, уровня подготовленности студентов семинарские занятия могут проводиться в различных формах.

Семинар-дискуссия предполагает выделение проблемы, к которой имеются различные теоретические подходы. Для подготовки к семинару-дискуссии студенты должны изучить разнообразные мнения, изложенные в учебной и специальной литературе, систему аргументации и доказательств и сформировать собственную точку зрения. Так, при изучении вопроса о функциях кредита студенты могут составить обзор учебной литературы и систематизировать подходы к проблеме, а непосредственно на занятии аудитория разобьется на группы и каждая из групп аргументирует выбранный подход или сформулирует свое мнение. Итог занятию с оценкой выступлений подводит преподаватель.

При использовании на семинарском занятии режима «круглого стола» вводится такая форма семинарских занятий как семинар-совещание. В основе этого метода лежит принцип коллективного обсуждения проблем Для обсуждения выбирается проблема, имеющая как теоретическое, так и практическое значение. Преподаватель заранее формулирует задание для групп студентов. Так, при обсуждении сценариев развития российской банковской системы часть студентов должен рассматривать проблему с точки зрения Центрального банка РФ, другая – с позиции крупнейших коммерческих банков, третья – отстаивая интересы средних и малых банков. четвертая – выражая точку зрения клиентов. Группа студентов выступает в роли экспертов. Эксперты, при необходимости с участием преподавателя, подводят итог «совещания», оценивают выступающих.

Такие занятия призваны обеспечить развитие творческого профессионального мышления, познавательной мотивации и профессионального использования знаний, отработать точность оперирования формулировками, понятиями, определениями. Студенты должны научиться выступать в роли докладчиков и оппонентов, владеть навыками постановки и решения задач, доказательства и опровержения, отстаивать свою точку зрения.

Навыки работы с литературой и фактическим материалом, а также публичного выступления отрабатываются в рамках семинаров с использованием рецензий, сообщений, рефератов, докладов. При помощи этой формы организации семинарских занятий отслеживается и вводится в учебный процесс новая информация из области теории и практики денежного обращения., кредита, банковского дела.

Студенты пишут рецензии на статьи в периодической печати, монографии и защищают их на семинаре. Представляет интерес самостоятельный перевод студентами статей из иностранной специальной литературы. Студенты могут подготовить сообщения. связанные с темой семинара, в виде обзора новой литературы или краткого изложения новостей денежно-кредитной сферы.

Реферирование статей и монографий (в рамках 5-10 страниц текста реферата) является формой самостоятельной научной работы студентов. Помимо краткого изложения содержания реферируемого текста студент должен отразить собственное мнение, сформировавшееся у него в ходе выполнения работы.

Научные доклады студентов являются более сложной, чем рефераты, работой. требующей глубокого анализа актуальности проблемы, ее содержания, путей решения. Материал целесообразно иллюстрировать статистическими данными. Написанные в рамках подготовки к семинарскому занятию доклады в дальнейшем могут быть вынесены на научный кружок, студенческие научные конференции различных уровней. Доклад содержит 10-15 страниц текста. Возможно выступление содокладчиков. Формой участия остальных студентов в семинарском занятии будут вопросы к докладчику, оценки качества самого доклада и его подачи (доступности, логики, убедительности, способности заинтересовать аудиторию) автором.

Одним из наиболее эффективных активных методов обучения является деловая игра. Проведение семинара в такой форме помогает закрепить теоретические знания, активизирует творческий потенциал и умение коллективной работы. Главным вопросом в деловой игре является – «что было бы, если бы...» Деловая игра способствует объективной самооценке студентами своих знаний, комплексному изучению теоретических и практических аспектов проблемы.

Процедура игры готовится и корректируется преподавателем. Если игра проходит в планируемом режиме, преподаватель может не вмешиваться в игровые отношения, а только наблюдать и оценивать игровую деятельность студентов.

Более простая форма - использование имитационных и ситуационных упражнений и задач. В их условии обязательно содержится противоречие, то есть элемент проблемности. Возможно применение на занятии элементов «мозгового штурма» проблемы, коллективной мыслительной деятельности студентов.

Для студентов представляет особый интерес проведение семинаров и практических занятий с использованием методов, основанных на изучении практики (case studies). Например, перед практическим занятием, на котором будут рассматриваться депозитные операции банков, студентам дается задание: изучить и сопоставить различные виды депозитов, применяемые в региональных банках, процентные ставки по ним и другие условия с целью выбора наилучшего варианта инвестирования средств.

При изучении соответствующей темы студентам предлагается провести сравнительный анализ результатов деятельности региональных банков с целью выбора банка- партнера.

Для контроля усвоения материала курса применяются различные формы.

Экспресс-опрос студентов предполагает краткие по форме, но полные по содержанию ответы на вопросы по теме семинара. За ограниченное время преподаватель опрашивает большую часть присутствующих на занятии.

Экспресс-контрольная также ограничена по времени и может включать несколько простых вопросов, на которые возможен однозначный ответ, и один-два вопроса, требующие более развернутого изложения.

Тестирование проводится по одному из вопросов темы семинара (экспресс-тест), в целом по пройденной теме или разделу, или в целом по курсу перед экзаменом (зачетом) с целью оценить степень подготовленности, выявить существующие пробелы в знаниях и ликвидировать их.

 

 

9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

 

Глоссарий

 

Аваль векселей – поручительство банка за платёж по векселю совместно с векселедателем и лицами, участвующими в передаче векселя.

Аверс – лицевая сторона монеты или медали.

Авизо - в банковской практике - официальное извещение банка об исполнении расчетной операции. Банки высылают авизо своим корреспондентам и клиентам о дебетовых и кредитовых записях по счетам, об остатке средств на счете, о выплате переводов, выставлении чека, открытии аккредитива и т.д. Авизо оформляется на специальных бланках.

Авуары - денежные средства или ценные бумаги, а также золото, переводы и аккредитивы, являющиеся источником платежей и погашения обязательств их владельцев. Различают свободные и блокированные авуары.