Опоры на центрах
В опорах на центрах подшипник выполняют с цил. отв-ем, имеющим зенковку с углом
2β=90, цапфу вала – конической формы с углом 2α=60. Диаметр d окр-ти, по которой происходит касание цапфы и подш-ка, не превышает 1,5..2мм. Малая пов-ноть соприкосн. обуславливает незначительный момент трения и малую чувствительность опоры к переносам и темп. изменениям. Опоры расп. на обоих концах вала, и они могут воспринимать двухстороннюю осевую и радиальную нагрузку. Исп-ся при малых нагрузках и незначит. частотах вращ. тела. HRC 50..60 – цапфа –углеродистые инстр. стали. Подшипник – латунь.
При действии на опору рад. нагрузки Fr норм. сила Fnr=Fr/2cosα. Сила трения обусл. норм. силой Fτr=fFnr.
Момент трения от рад. нагр-ки MTr=2(d/2) Fτr=fFrd/2cosα при действии на вал осевой нагрузки Fa норм. сила на ед-цу длины соприкосновения цапфы и подш-ка FNa`=Fa/πdsinα нормальная сила на всей длине соприкосновения. FNa=FNa`(πd)=Fa/sinα. Сила трения Fта=fFNa=fFa/sinα. Момент трения от осевой нагрузки Mта=(d/2)Fта=fFad/2sinα.
Σ момент трения MT=MTr+MTa=f(d/2)[(Fr/cosα)+(Fa/sinα)].
В течение длительного времени значительное распространение имели опоры скольжения, выполненные в виде конического разрезного вкладыша. Он входит в отверстие втулки или корпуса. При перемещении с помощью гаек данный элемент деформируется, и при этом изменяется зазор. Во время регулирования форма вкладыша искажается. Для устранения этого явления в разрез, имеющего форму ласточкина хвоста, вводят головки болтов, имеющие аналогичные размеры.
При затягивании крепежа, вкладыш раздается, прижимается к поверхности отверстия, и искажение уменьшается. Неплотное прилегание снижает жесткость опоры скольжения. Односторонний износ вкладыша не может быть устранен регулированием. В современных станках элементы этого типа встречаются редко.
Известное распространение получила также опора скольжения с конической шейкой шпинделя. Если подшипник, ограничивающий осевое перемещение, располагается в задней детали, то регулирование зазора осуществляется смещением вкладыша. В ином случае при регулировании производится подгонка кольц. Такой элемент обладает высокой жесткостью, так как вкладыш при регулировании не деформируется и его контакт с поверхностью не нарушается. Хотя форма при регулировании и не искажается, но односторонний износ все-таки не устраняется.
В настоящее время описанные выше опоры скольжения встречаются лишь у отдельных моделей станков.
В современных прецизионных установках, работающих при небольших нагрузках, встречаются чаще всего детали с неразрезным коническим вкладышем. Изделия этого типа носят название подшипники Макензена. Тонкостенный вкладыш имеет три (или более) выступа, которые опираются на коническую поверхность отверстия корпуса. При осевом смещении вкладыша с помощью гайки он деформируется и при этом между поверхностью шпинделя и внутренней поверхностью вкладыша образуются сегментообразные карманы, в которых размещается масло. Таким образом, создается несколько масляных клиньев.
Минимальный зазор в подшипнике равен в рабочем состоянии 0,002-0,003 мм. Благодаря его малому размеру и наличию нескольких масляных клиньев, изделия этого типа обеспечивают высокую стабильность положения оси шпинделя. Смазка осуществляется керосином или смесью его с маслом. Подшипник обладает низкой несущей способностью и используется при нагрузках, не превышающих 100 кг. Недостатком данной опоры скольжения является также сложность ее изготовления, так как она должна быть выполнена с весьма высокой точностью.
Значительное распространение в современных шлифовальных станках получили различные конструкции многовкладышных подшипников. Простейшими являются двухвкладышные. В отличие от обычных изделий, они имеют один неподвижно закрепленный вкладыш и второй, который поджимается либо пружиной, либо давлением масла, которое подается специальным насосом под поршень. Благодаря подвижности одного из них обеспечивается компенсация температурного расширения вала опоры скольжения. Однако при этом снижается жесткость несущего масляного слоя из-за увеличенного всплывания. Как показывают исследования, угол охвата неподвижного вкладыша не должен превышать 120°.
уплотнительное устройство - устройство или способ предотвращения или уменьшения утечки жидкости, газа путём создания преграды в местах соединения между деталями машин (механизма) состоящее из одной детали и более. Существуют две большие группы неподвижные уплотнительные устройства (торцевые, радиальные,конусные) и подвижные уплотнительные устройства (торцевые, радиальные,конусные, комбинированные).
Неподвижные уплотнительные устройства:
герметик (вещество с высокой адгезией к соединяемым деталям и нерастворимое в запорной среде);
прокладки из различных материалов и различной конфигурации[1];
кольца круглого сечения из эластичного материала[2];
уплотнительные шайбы;
пробки[3];
применение конусной резьбы;
контактное уплотнение.
Подвижные уплотнительные устройства (позволяют совершать различные движения, такие как: осевое перемещение, вращение (в одном или двух направлениях) или сложное движение):
канавочные уплотнения;
лабиринты[4];
кольца круглого сечения из эластичного материала;
войлочные кольца;
маслоотражательные устройства;
манжеты различной конфигурации;
лепестковое уплотнение;
шевронные многорядные уплотнения;
сальниковые устройства[5];
торцевые механические уплотнения;
торцевые газовые уплотнения.
Кольцо круглого сечения (О-образное кольцо)[6]
Уплотнительные кольца круглого или прямоугольного сечения изготавливаются отталкиваясь от температурного диапазона, рабочей среды, давления, подвижности или не подвижности изделия.
ГОСТ 9833-73/18829-73 -Самый распространенный ГОСТ на изготовление уплотнительных колец.
"Кольца резиновые уплотнительные круглого сечения для гидравлических и пневматических устройств. Уплотнительные кольца ГОСТ 9833-73/18829-73" "Фторкаучук.ру"
Резина СБ-26, ИРП-1225, ИРП-1314, ИРП 1287, ВА-13Д и другие смеси на основе фторкаучука применяются для изготовления уплотнительных колец круглого, прямоугольного сечения и множества других формовых изделий.
Фторкаучук-фтор содержащий материал (не следует считать, что фторкаучук –это каучук вторичной обработки).
Применяются в агрессивной рабочей среде: Бензин, серная кислота, нефть, воздух, вакуум, углеводородное топливо, трансформаторное масло, ароматические и алифатические углеводороды, гудрон, фенол, хлорбензол, сероводород, хлористый водород, дифенилпропан и в других рабочих средах в зависимости от шифра фторкаучуков.
Рабочие температурные диапазоны изделий из фторкаучука от -30…+300С, Твердость 70-85ед. по шкале ШорА. Уплотнительные кольца из фторкаучука, мембраны из фторкаучука, втулки из фторкаучука, прокладки из фторкаучука изготавливаются методом прессования (формования) при температуре +160оС 15мин. При давлении МПа не менее 6.9, 2.стадия-Термостатирование 24 часа при температуре 250оС
Применяются материалы: Фторкаучук СБ-26 Фторкаучук ИРП-1287 Фторкаучук ИРП-1225 Фторкаучук ВА-13Д и другие Импортный фторкаучук Viton
Изделия из фторкаучуков: Манжеты, армированные из фторкаучука, Диафрагмы из фторкаучука, Прокладки из фторкаучука, Втулки из фторкаучука, Заглушки из фторкаучука, Пластины из фторкаучука, Манжеты штока на сальник устьевой, Мембраны из фторкаучука и многое, многое другое.
Силиконовые уплотнительные кольца обладают рядом качеств, позволяющих использовать их даже в таких условиях, где применение традиционных эластомеров неприемлемо.
Изделия из силикона сохраняют свою работоспособность от -60°C до +200°C. Из морозостойких типов силиконовых резин – от -100°C, из термостойких – до +300°C.
Уплотнительные кольца из силикона устойчивы к воздействию озона, морской и пресной воды (в т.ч. кипящей), спиртов, минеральных масел и топлив, слабых растворов кислот, щелочей и перекиси водорода.
Силиконовые изделия устойчивы к воздействию радиации, УФ излучения, электрических полей и разрядов. При температурах выше +100°C они превосходят по изоляционным показателям все традиционные эластомеры. Физиологическая инертность и нетоксичность силиконовых изделий используется практически в любых промышленностях.
ТЕРМОСТОЙКИЕ УПЛОТНИТЕЛЬНЫЕ КОЛЬЦА Уплотнительные кольца из силикона, Прокладки силиконовые, Втулки из силикона, Силиконовые кольца масло-бензостойкие, Уплотнения силиконовые, Силиконовые прокладки, Манжеты из силикона и многое, многое другое.
Информацию предоставил Фторкаучук.ру -Производство РТИ.
Фторкаучук.ру www.ftorkauchuk.ru
450098, Башкортостан, г.Уфа пр.Октября 110
Тел.моб.8-927-08-04-300
E-mail: d-amir-business@mail.ru, info@ftorkauchuk.ru
Манжета[7]
Рис. 2. Манжета.
Манжета (фр. manchette) — рукавчик), широко распространённое в технике уплотнение. Является контактным радиальным уплотнением. Позволяет вращение и осевое перемещение валов и штоков гидро- и пневмоцилиндров надёжно обеспечивая герметичность.
Торцевое механическое уплотнение[8]
Рис. 3. Схема торцевого механического уплотнения:
1) установочный винт;
2) кольцо круглого сечения (вторичное подвижное уплотнение)[9];
3) штифт передающий вращение подвижному кольцу 4; 4) подвижное кольцо;
5) неподвижное кольцо;
6) кольцо круглого сечения (вторичное уплотнение);
7) корпус;
8) штифт удерживающий неподвижное кольцо 5;
9) вал (втулка);
10) пружины обеспечивающие прижим подвижного кольца к неподвижному.
Торцевое механическое уплотнение, также механическое уплотнение, является типом уплотнения, используемым во вращающемся оборудовании, для обеспечения герметизации вала, передающего механическую энергию к рабочему органу механизма, типа насосов, компрессоров, химических реакторов, вакуумных фильтров-сушилок и т.д., то есть там, где необходимо разделить две среды и обеспечить минимальные утечки. Ранние модели насосов использовали сальниковые устройства. Начиная со Второй мировой войны, торцевые механические уплотнения успешно заменяют сальниковые устройства во всех применениях.
Технические данные
Типы торцевых уплотнений:
ординарное торцевое уплотнение;
двойное торцевое уплотнение;
«спина-к-спине» («back-to-back»);
«лицом-к-лицу»(«face-to-face»);
тандем;
уплотнение картриджного типа
ординарное картриджное уплотнение;
двойное картриджное уплотнение;
«спина-к-спине» («back-to-back»);
«лицом-к-лицу»(«face-to-face»);
тандем;
В торцевом механическом уплотнении используются основное уплотнение и вспомогательные (подвижные и неподвижные) уплотнения, которые находятся в контакте с уплотняемой средой позволяя вращающемуся элементу пройти через камеру уплотнения.
Основное уплотнение - это пара трения двух колец (подвижного и неподвижного) из различных материалов (углеграфиты, металлы, карбиды (карбид вольфрама с различними связками, карбид кремния), керамика (окислы металлов), пластмассы), как одного и того же материала так и в сочетании различных материалов (нерж. сталь - углеграфит, Al2O3 99% (керамика) - углеграфит). Для обеспечения необходимого контакта между кольцами применяются пружина, блок пружин или упругий сильфон. В процессе эксплуатации на торцевые поверхности действуют гидравлические силы и при положительно давлении уплотняемой среды стремятся сжать пары трения, что увеличивает тепловыделение. Теоретически зазор между уплотнительными поверхностями равен высоте шероховатости этих поверхностей и не превышает 1 мкм.
Таблица 1
Шероховатость колец, мкм | |
Материал | Шероховатость |
Карбид вольфрама | 0,01 |
Карбид кремния | 0,04 |
Нерж. сталь | 0,15 |
Углеграфит | 0,10 |
Окись алюминия | 0,15 |
Углегафит с карбидом кремния | 0,15 |
Вспомогательное (подвижное и неподвижное) уплотнение - герметезирует все стыки торцевого соединения с корпусом механизма и вала в камере уплотнения. Неподвижное вспомогательное уплотнение как правило герметезирует неподвижное кольцо с корпусом механизма и подвижное кольцо с валом. Подвижное вспомогательное уплотнение обеспечивает уплотнение между подвижным кольцом и валом или корпусом торцевого уплотнения. Рабочая подвижность этого уплотнения зависит от точности изготовления подвижного кольца, торцевого биения неподвижного кольца относительно вала и не превышает 0,2 мм и внешних сил стремящихся раскрыть уплотнение.
Утечка в стыке уплотнительных колец определяется статическим зазором между этими кольцами, геометрией колец, вибрацией, режимом эксплуатации, внешними силами раскрывающим кольца, правильностью монтажа, свойствами уплотняемой среды.
Двойное торцевое уплотнение требует промывную (затворную) среду. Назначение этой жидкости: промыть первичное торцевое уплотнение от уплотняемой среды с целью предотвратить её попадание во внешнюю среду, промыть первичное торцевое уплотнение от твердой фазы уплотняемой среды, уравновесить (запереть) гидравлически разгрузить первичное торцевое уплотнение.
[править] Торцевое уплотнение с механизмом обратного нагнетания
Гидродинамическое уплотнение с V- или U-образным карманами, расположенными на поверхности скольжения одного из колец, от середины кольца к внутреннему краю кольца со стороны рабочей среды. Изобретены с начала 80-х годов 20-го века.
Торцевое газовое уплотнение (газодинамическое бесконтактное уплотнение)
Является дальнейшим развитием торцевого механического уплотнения. Применяются с середины 80-х годов 20-го века. Принцип действия основан на создании тонкой газовой прослойки между кольцами торцевого уплотнения (зазор около 3 мкм), это происходит благодаря специальным V- или U-образным карманами, с толщиной сопоставимой с толщиной торцевого зазора, расположенными на поверхности скольжения одного из колец, от середины кольца к внешнему краю кольца со стороны затворного газа. При вращении кольца происходит нагнетание затворного газа в промежуток кармана, что приводит к образованию зазора что приводит к бесконтактному газовому скольжению: это обеспечивает минимальные потери на трение и износ уплотнения. В качестве затворного газа применяется технический воздух или азот под давлением более чем рабочая среда на 5…10%. Идеально подходит для работы при низких температурах, с низкотемпературно кипящими жидкостями, для обеспечения чистоты производственного процесса (полностью исключает утечки).
Термобиметал. пружины. =hhhhhhhhsdfdgfhhhhss
Термобиметал. пружины сост. из 2-х пластин соед сваркой, пайкой, клеем и т.д. Слой с большим коэф. линейного расширения=hhhhhhhhsdfdgfhhhhss – активный. С меньшим – пассивный. α1 – t кофф. линейного расширения актиного E1 – модуль упр.
α2 – t кофф. линейного расширения актиного E2 – модуль упр.
При изм. t термобиметалл. пружина изгибается. При нагревании в сторону пассивного, при охлаждении - в сторону активного. Если деформации пружины затруднены, она начинает давить на препятствие. Используют в биметалл. термометрах. Простота констр. высокая надежность, низкая стоимость.
Трубчатые манометрич. пружины.
Наибольшее распр. получила пружина Бурдона предст. собой изогн. по длинне. ¾ окружности трубку сплюснутого сечения.
При подаче внутрь давления P трубка разгибается и ее конец перемещается. Это перемещение λ или поворот Δφ передается механизму прибора и исп. для изм. давления P. Под давлением поперечное сечение деформируется, становясь выпуклым. Распростр. у манометров для изм. давления.
Сильфоны.
Сильфон – тонкостенная цилиндр. трубка с поперечной кольцевой гофрировкой. Два констр. варианта. 1. Бесшумные сильфоны из тонкостенных цельнотянутых трубок. 2. Сварные из плоских гофрированных кольцевых мембран. Материал с высокими упругими свойствами.
Хар-ки сильфонов нелинейны. Для линеаризации хар-к возможно прим-е пружин. Иногда исп. комбинации сильфона с пружиной.
Винтовые пружины растяжения-сжатия
Винтовые пружины растяжения-сжатия предст. собой стержень виде проволоки круглого сеч. навитой по винтовой линии на цилиндр. образующей. Помимо раб витков пружины сжатия имеют еще нераб. концевые витки. Они служат для передачи пружине осевой силы. Для передачи пружинам силы растяжения служат зацепы виде отогнутых концевых витков. Широкое распр-е получили из-за : форма пружины удобно сочетается с формой стержней, валиков, гильз и других тел вращения. Варьируя знач. геометр. парам. можно получить пружины желаемой жесткости.
Спиральные пружины
Угол поворота φ конца плоской консольной пружины длинной l прямоугольного сечения шириной b и высотой h, нагруженной моментом М опред-ют
Для получения больших угловых деформаций удобнее и компактнее спиральные формы. Складывают вместе несколько лент заготовок, навивают в обойме и обрабатывают термически. Результат – несколько спиралей с постоянным шагом. Число витков от 6 до 13. Для расчета параметров пружины:
Ф-лы жесткости:
Ф-лы прочности:
Для обеспечения линейной хар-ки необходимо крепление наружных и внутр. колец спиральной пружины выполнять так, чтоб во время деформ. пружины ее витки были концентричны.
Упругие элементы
пружины – детали, упр. деформ. кот. полезно использовать в работе разл. мех. УЭ делятся на 2 класса. Стержневые пружины и оболочки. Стержневые – плоские а), спиральные б)и винтовые в). Оболочки – плоские и гофрированные мембраны, гофрированные трубки – сильфоны г) и трубчатые пружины д).
По назначению: 1. Измерительные пружины(в эл. измер. приборах.) 2. Натяжные пружины – для силового контакта м\у деталями. 3. Заводные пружины( часы) 4. Пружины кинематического устройства (передаточные) 5. Пружины-аммортизаторы (выдерживать удары) 6. Разделители сред (мембраны) 7. Токоведущие упругие эл-ты.
Экспл. св-ва опред-ся в первую очередь их упругой хр-кой – зависимостью деформ. от прилож усилия. Упругость пружины хар-ся жесткостью. k=ΔF/Δλ для лин k=F/λ r=Fmax-Fmin λ= λ max-λmin
Чуствительность(пдатливость) – S=1/R
Упр хар-ки искажаются от несов-ва упр. св-в мат-ла, особенно при повышении напряжения. Одно из свойств – упругий гистерезис.
Прямолинейно-направляющий механизм,
механизм, у которого часть траектории или вся траектория одной из точек какого-либо звена, совершающего сложное движение, есть прямолинейный отрезок или дуга кривой, мало отклоняющаяся от прямой. Прямолинейность движения достигается не при помощи специальных прямолинейных направляющих, а путём подбора соотношений между длинами звеньев механизма. Наиболее известны П.-н. м. П. Л. Чебышева и Дж. Уатта. Оба механизма — шарнирные четырёхзвенники, т. е. составлены из 4 звеньев, образующих между собой вращательные пары. Если в П.-н. м. Чебышева (см. Чебышева параллелограмм) длину стойки (неподвижное звено) принять за 1, а длину шатуна (звено, противоположное стойке) обозначить через r, то 2 других звена, смежных со стойкой, должны иметь равные длины l = 1,5—0,5 r при r, лежащем в пределах от 0,333 до 0,643. При выполнении этих соотношений точка, расположенная в середине длины шатуна (чертящая точка), описывает на некотором участке траекторию, мало отличающуюся от прямой; например, на участке длиной 100 мм отклонение от прямолинейности составляет не более 0,1 мм. Решение Чебышевым задачи выбора размеров П.-н. м. легло в основу математической теории наилучшего приближения функций.
П.-н. м. применяется, например, в регистрирующих приборах для прямолинейного движения пера-самописца, в машинах-автоматах для получения движения рабочего органа с периодическими остановками заданной продолжительности. В последнем случае к П.-н. м. добавляются ещё 2 звена с 2 вращательными и 1 поступательной парами так, чтобы при движении чертящей точки по прямой линии выходное (рабочее) звено оставалось неподвижным.
Виды направляющих и общие технические требование к их сборке.
Некоторые детали и узлы оптико-механических приборов в процессе работы должны выполнять прямолинейные или вращательные движения в заданном направлении, например узел подвижной (визирной) сетки окуляр-микрометра, стол инструментального микроскопа, которые совершают возвратно-поступательные движения в процессе измерений.
Детали, которые обеспечивают движение по сопрягаемым поверхностям других деталей в заданном направлении, называются направляющими. Различают следующие виды направляющих: а) по виду движения — направляющие прямолинейного движения и направляющие вращательного движения; б) по виду трения — направляющие с трением скольжения и направляющие с трением качения.
Например, беговые дорожки наружного и внутреннего колец шарикоподшипника являются направляющими вращательного движения с трением каления. Внутренняя цилиндрическая поверхность зрительной трубы 1 (рис. 1, а) служит направляющий прямолинейного движения тубуса 2 при возвратно-поступательном движении окуляра.
Направляющие прямолинейного движения с трением скольжения (рис. 1, а, б, в) часто применяют для перемещения сеток окуляров, тубусов микроскопов при грубой и тонкой наводке, различных столиков оптических приборов и т. д.
Направляющие прямолинейного движения с трением качения (рис. 1, г) применяют для перемещения столиков микроскопов и других узлов, требующих легкого перемещения.
На рис. 1, а, б, в показаны замкнутые направляющие, которые обеспечивают движение перемещаемых деталей в направлении, показанном стрелками, и могут работать при вибрациях, сохраняя требуемую точность. Открытая направляющая, показанная на рис. 2р, г, может работать только при наличии значительной силы тяжести перемещаемой детали. Такие направляющие работают в стационарных лабораторных приборах, без вибраций.
Рис.1. Виды направляющих прямолинейного движения.
Направляющие вращательного движения с трением скольжения по цилиндрическим поверхностям (рис. 2, а) применяют для узлов, вращающихся с небольшими скоростями. Эти направляющие чувствительны к температуре, изменение которой вызывает линейное расширение, а вместе с ним торможение и заклинивание сопрягаемых деталей. Это явление заставляет систематически подавать смазку в зазоры трущихся поверхностей.
Направляющие вращательного движения с трением скольжения по коническим поверхностям (рис. 2, б) применяют в точных измерительных приборах, например в теодолитах, окулярных штриховых головках и т. д.
Направляющие вращательного движения с трением скольжения по сферической поверхности (рис. 2, в) применяют для закрепления в них шаровых пят приборов, например, закрепления артиллерийской буссоли в направляющей зажимной чашки.
Направляющие вращательного движения с трением качения (рис. 2, г) применяют, для узлов, требующих вращения с повышенной скоростью. Эти направляющие имеют малую чувствительность к изменениям температуры и требуют незначительного количества смазки.
Рис.2. Вилы направляющих вращательного движения.
Все виды направляющих должны отвечать следующим основным техническим требованиям: иметь необходимые точность и плавность движения, малое трение, малый износ.
Эти требования удовлетворяются за счет выбора материалов сопрягаемых деталей с одинаковым или близким коэффициентом линейного расширения, качественной обработки и подготовки поверхностей направляющих, а также за счет применения качественных смазок.
2. Сборка узлов с направляющими прямолинейного движения с трением скольжения и качения
Для качественной сборки узлов с направляющими прямолинейного движения с -рением скольжения и качения важно решить основные конструктивные задачи: выбор нужного сочетания материалов, создание наиболее технологичной конструкции.
Хорошие результаты обеспечивают следующие сочетания материалов: сталь незакаленная или закаленная - бронза, латунь ЛС 59-1 - бронза, сталь закаленная - чугун, сталь незакаленная или закаленная - пластмассы (текстолит, полиэтилен, карболит, капрон).
Рис.3. Регулируемая направляющая прямолинейного движения.
Для обеспечения наибольшей технологичности конструкции узла, с направляющими и уменьшения числа пригоночных работ при его сборке применяют направляющие с регулируемым зазором. Зазор устраняется путем поджатия подвижной детали (каретки) 2 при помощи винтов 3 и полозков 1 к поверхности направляющей 4 (рис. 3).
Для уменьшения объема пригоночных работ при сборке узлов с направляющими необходимо хорошо подготовить трущиеся поверхности сопрягаемых деталей шлифованием, тонким точением пли фрезерованием с чистотой обработки поверхности по 7—9-му классам. Это сокращает трудоемкость пригоночных работ.
Плоские направляющие можно обработать с точностью до 0,01—0,02 мм на плоскошлифовальном станке па длине до 1000 мм, а цилиндрические — до 0,003—0,005 мм па круглошлифовальном станке.
Рис.4. Сборка узла направляющей типа «ласточкин хвост».
Типовой технологический процесс сборки узла с направляющей типа «ласточкин хвост» ведется в следующей последовательности.
1.Собираемые детали 1, 2, 3 (рис. 4, а) зачищают после
механической обработки.
2. Устанавливают деталь 2 в деталь 1, при этом деталь 2 прижимают с помощью планки 3 к трущимся плоскостям Б детали 1 с обеих сторон и щупом проверяют зазор между деталями 2 и 3 или 1 и 3 (рис. 4, б).
3. При обнаружении зазора подгоняют поверхности А путем шаберения и последующей притирки плоскостей А и Б в деталях 1, 2, 3.
4. После притирки детали 2 и 3, не разбирая, выдвигают из детали 1, все промывают, смазывают, снова вставляют в деталь 1 (рис. 4, б) и проверяют плавность перемещения по направляющей.
Сборку узлов с направляющими прямолинейного движения других видов с трением скольжения и качения ведут приблизительно в такой же последовательности с применением пригоночных работ, которые могут быть сокращены путем рационального выбора допусков и назначения класса чистоты обработки сопрягаемых поверхностей.
Сборка узлов с направляющими вращательного движения с трением скольжения и качения
Технология сборки узлов с направляющими вращательного движения с трением скольжения (рис. 2, а, б, в) предусматривает качественную механическую обработку трущихся поверхностей и включает сборку направляющих 2 с сопрягаемыми деталями 1 путем их совместной притирки и выдерживания нужных зазоров с последующей промывкой и смазкой
Сборку узла с направляющем!, вращательного движения с трением качения (рис. 2, г), осуществляют следующим образом.
1. Комплектуют шарикоподшипники 1 с валом 2 для посадки их на вал с предусмотренным натягом.
Посадку шарикоподшипников на вал выполняют по системе отверстия (отверстие постоянно) за счет поля допуска вала. Допуск па диаметр в 1ла задают по второму классу точности для посадок С, П, Н.
2. Напрессовывают шарикоподшипники на посадочные места (цапфы) вала 2 и запрессовывают наружные кольца подшипников в посадочные гнезда корпуса 3. При этом используют специальные оправки для создания давления на торцы двух колец шарикоподшипника одновременно.
3. Закрепляют левый шарикоподшипник крышкой 4, привернув се винтами.
4. Регулируют узел, обеспечивая легкость хода и выдерживая нужный осевой зазор, компенсирующий линейное расширение металла, за счет подрезки опорного торца крышки 4.
5.Узел чистят и смазывают.
Муфта — устройство (деталь машины), предназначенное для соединения друг с другом концов валов, а также валов и свободно сидящих на них деталей. Служат для соединения двух валов, расположенных на одной оси или под углом друг к другу. По виду управления: 1)Управляемые - сцепные, автоматические 2)Неуправляемые - постоянно действующие. Муфта передаёт механическую энергию без изменения её величины.[1]
Жёсткая фланцевая и втулочная муфта.
Примеры и группы муфт (механические)
Жёсткие (глухие) муфты:
втулочные (по ГОСТ 24246-80) ;
фланцевые (по ГОСТ 20761-96);
продольно-свёртные (по ГОСТ 23106-78).
Компенсирующие муфты — компенсируют радиальные, осевые и угловые смещения валов:
шарнирные муфты — угловое смещение до 45° (по ГОСТ 5147-80)
зубчатые;
цепные (по ГОСТ 20742-93).
Упругие муфты — компенсация динамических нагрузок:
муфты с торообразной оболочкой (по ГОСТ 20884-93);
втулочно-пальцевые (по ГОСТ 21423-93);
муфты со звёздочкой (по ГОСТ 14084-93).
Сцепные муфты — соединение или разъединение валов или валов с установленными на них деталями.
муфты кулачково-дисковые (по ГОСТ 20720-93);
фрикционные.
Самоуправляемые (автоматические) муфты:
обгонные муфты — передача вращения только в одном направлении;
центробежные — ограничение частоты вращения;
предохранительные муфты — ограничение передаваемого момента (с разрушающимся элементом и автоматические).
Существуют также: гидравлическая муфта (гидродинамическая муфта), электромагнитная и магнитная и т. д.
Гидравлическая муфта — устройство, в котором валы не имеют жесткой механической связи и передача механической энергии происходит под действием потока рабочей жидкости (масла) от насосного колеса к турбинному колесу. Особенность гидравлической муфты в том, что она ограничивает максимальный момент, сглаживает пульсации, устраняет перегрузку двигателя при пуске и разгоне.
Электромагнитная и магнитная муфта — валы также не имеют жесткой механической связи и кроме того она позволяет передавать механическую энергию через герметическую стенку абсолютно без утечек. Одно из применений в центробежных насосах для перекачки опасных жидкостей.
|