Тормозная система буровой лебедки. Расчет ленточного тормоза.
Тормозные устройства по назначению делятся на основные и вспомогательные. Основные предназначены для остановки машин и механизмов и приводятся в действие в конце движения либо при длительных перерывах в работе, вспомогательные —для длительного торможения с целью снижения скорости движения. В качестве основных тормозов в буровых машинах и механизмах используются фрикционные тормозные устройства (ленточные и колодочные).
Схема ручного ленточного тормоза лебедки (рис.1).
Тормозные ленты 3 прикреплены одним концом к балансиру 12, а другим к мотылевым шейкам 16 коленчатого вала 15. Поворачивая рукоятку 2 тормоза и тем самым коленчатый вал, бурильщик может затянуть тормозные ленты на шкивах 4 и остановить вращение барабана 5. Той же цели можно достигнуть, если подавать воздух через кран машиниста К в пневматический цилиндр 6, поворачивая колпачок1. При неравномерном износе лент балансир в момент торможения несколько отклоняется от горизонтального положения и уравнивает нагрузки на тормозные ленты. Благодаря шаровым шарнирам правильная передача усилий от лент к балансиру при этом не нарушается.
Стальные тормозные ленты 3 облицованы колодками из материала ретинакс. Колодки ретинакс имеют выступающие металлические полоски, которые входят в вырезы на ленте и отгибаются. Такая конструкция обеспечивает надежное крепление и легкую смену колодок. Коленчатый вал 15 имеет две мотылевые шейки 16 .
Рис. 1. Схема ленточного тормоза лебедки У2-4-3
Расчет ленточного тормоза
Определение усилия натяжения набегающего и сбегающего концов тормозной ленты и проверить давление колодок на барабан
Натяжение набегающего на барабан ведущей струны каната при торможении
где GTC=0,1 МН - вес подвижной части талевой системы; uTC - кратность талевой системы; hтс=0,83 - к, п. д. талевой системы; kд=1,1 - коэффициент динамичности.
Момент на барабане
(Dбр=Dрз расчетный диаметр барабана с навитым канатом по третьему слою, при котором момент на барабане будет наибольшим). Натяжение (в кН) набегающих концов лент , где k =1,2 - коэффициент запаса; FT - окружное тормозное усилие, кН
FT = Мб2/DT
m - коэффициент трения колодок; a - угол обхвата тормозного шкива лентой, рад, Dт —диаметр тормозного шкива.
Натяжение сбегающих концов лент