Медное, серебряное и золотое царства
Когда-то духовное сознание человека было ещё мало связано с земным, его истоки находились ещё в светлом, высшем мире. Бел-Бельянин — это: белое, Белый. Белый цвет, это цвет сверхчувственного мира, а чёрный — цвет земли. Душа была одарена древней мудростью, доставшейся ей без труда как дар: состояния просветления головы — являются в образе золотых волос. Но эта внутренняя душевная сущность, просветлённая, инспирированная, связанная с духом "мать", охватывается дикой природной духовностью и оттесняется в далёкие высоты. Человек больше не имеет к ней доступа. Три брата, представители трёх эпох развития, вырастают медленно, в течение долгих времён: Василий (Базилиус), Петр, Иоанн. В области древних, родственных духовных сил, указывающих на те высоты сознания, куда не может проникнуть разум, Иоанн находит помощь и совет. Он получает в подарок шарик — собранные силы, сферические-космические силы руководят им. Духовные братья заблудились в сфере свободы (варианты: они попадают в пустыню). Иоанн, ведомый железной силой воли во всех его действиях и поступках, достигает этой внутренней высоты и вступает в область души ощущающей. Благочестивые ощущения должны проникать собой член за членом на пути к источникам жизни, и благочестие должно быть сосудом, чтобы почерпнуть из него и утолить власть жаждущих, в огне сжигаемых чувственных натур. Кольцом "обручается" ищущий духа с этим душевным существом и всем его царством и находит новый след: сила космически-благочестивого чувства указывает ему путь (медный шарик).
В серебряном царстве мудрость рассудка должна привести до глубины, где можно почерпнуть, чтобы напиться. Душа рассудочная знает о миссии Иоаннова христианства в России, отсюда и приветствие: Теперь русский дух встал перед мной и исполнился перед моими глазами!". С помощью ставших космическими силами рассудка (серебряный шарик) он обретает душу сознательную, живущую в золотом блеске, и она, конечно, знает о матери, живущей в алмазном царстве.
Алмаз — чистый углерод, а углерод — элемент земли. Его чистота, его блеск, его красота и тот факт, что он является наичистейшим земным элементом, делало его для чувств тех людей, которые занимались не химией, а алхимией, образом чистейших, высших земных сил — сил Христа. Дух Христа соединился ведь с Землёй и стал её высшим элементом.
Бурный ветер пьёт укрепляющую воду всегда с правой стороны. Дикая природная духовность подкрепляется постоянной активностью, она живёт в необдуманных поступках. Но Иоанн переносит эту активность на левую сторону, в область сердца. В той же мере, как увеличивается сила сердца, бушует бурный ветер, но его дубинка (дикая сила удара) становится активностью, пронизанной Я и ведомой духом.
Кто может пользоваться этой дубинкой, становится господином над дикими силами (смотри — дубинку Геракла). Рука героя не поражает два раза: побеждённые силы пробуждаются к новой жизни, если их побеждают во втором бою, т. к. в это время собрались духи сопротивления. Но в первой победе злые силы сгорают сами в себе. Ищущий духа становится опять "сыном" матери и принимает небесную птицу в мире гармонии сфер. Теперь королевны душ из царства идеалов, куда нельзя было больше проникнуть, должны быть низведены в свободный мир.
Если картина прядения уже обозначала процесс мышления, то образ тканья есть продолжение этого процесса, т. к. вдумчивое планомерное следование мыслей походит на тканье. Говорим же мы о тканье мыслей, о мыслительной ткани. Она является в образе полотна. И по этой дороге мыслей спускаются, скользят «вниз» эти королевны души.
Но вожди прошедших эпох, которые не прошли этого развития, пытаются схватить в своём эгоизме эту душу, и разрывают мыслительную связь с высшим миром. Импульс Иоанна задерживается в его мнении, сперва действуют его братья. Он должен, пребывая в духе, выработать новые способности: он добывает волшебную флейту и становится господином духов бурного ветра. (И в "Волшебной флейте" Моцарта флейта укрощает силы страстей, которые встают как препятствия на пути посвящения духовного ученика.) Тот, кто умеет жить в гармонии и в ритме, — есть господин флейты,— кто может заставить звучать мировые гармонии в жизни и в искусстве, тому служат духи космоса. Они появляются в образах Кривого и Хромого.
В постоянном изменении сознания человечества совершился важный переход, когда уже не сферическое круга являлось решающим, а прямая линия. Раньше вычислили прямую линию (поперечник) по дуге круга (периферия), поперечник был частью периферии.
Это называют — сделать кривую, произвести аркуфикацию поперечника (еще в I веке христианства у индусов). Решающим была — вселенная, Космос. Теперь же мы познаём душу круга через прямую. Периферия вычисляется с помощью поперечника. Мы совершаем выпрямление, ректификацию круга. Прийти к этому виду вычисления помогло открытие прямого угла Архимеда. Прямой угол и прямая — это земные меры, земля стала мерилом. (Смотри: "Духовные основы числа" Эрнеста Винделя.) Математическая астрономическая секция в Гётенауме. Дорнах-Швейцария). Кривой — это выражение сил, действующих ещё из сферического и космического.
Когда в "Пер Лонге" "великий Кривой" выступает как искуситель юноши, то это является образом действующих в родной северной природе космических сил, которых он не может принять в мыслящее бодрствующее сознание. Они опрокидывают его, Иоанн же получает власть над этой силой. В Хромом выражено нечто другое. Он является духом притяжения земли, препятствие связи, врагом прогресса. Он есть — хромающий. Только под его властью человек высох бы, стал бы "Хромым". Но он связан с духом сфер, он слуга существа Иоанна, и тогда космическому придаётся необходимая сила тяготения, и оно может действовать правильным образом в земном бытии.
То, что было завоёвано наверху в царстве духа, должно спуститься вниз в повседневность. На базаре, в его хозяйственной суете, Иоанн встречается с сапожником. Он олицетворяет ту духовную силу, благодаря которой можно теперь осуществить это отношение к земле. Так, как мы стоим башмаком внешне на земле, так должны мы обрести почву внутренне, под ногами, мы должны крепко стоять на почве фактов.
Как мы это выполняем, показывает цвет и свойство башмака. Иоаннов духоискатель знает, что христианство не есть односторонняя, потусторонняя религия.
Божество сошло на землю. Иоанн знает, что всё, найденное в царстве идей, должно претвориться в жизненную мудрость, действенную на земле. Он служит сапожнику, низшему Я, и весь день работает на пользу земному. Прежде всего очищенная душа сознательная должна действовать из царства мудрости на земле: ей нужны золотые башмаки. Сапожник один не смог бы совершить это в нас, т. к. он отдан целый день суете повседневности и опьянён вином своей самости. Космические духи Иоанна действуют ночью; когда человек во сне погружается своим душевно-духовным существом в мир моральности, из которого мы приходим, чтобы получить у звёздных далей космоса силу; в сапожнике образовываются способности, чтобы мудро воздействовать в земном. Тот, кто не может образовать эти способности, подпадает одностороннему влиянию абстрактного интеллекта и теряет почву под ногами: он "висит". ("Человек", это самое интеллектуальное в нас, — «должен повеситься», советует чёрт в одной средневековой пьесе о рае). Для этих башмаков не надо сперва снять мерку, такая мудрость должна быть безмерной.
Мы узнаём из Ев. от Матфея — 22, что при небесной свадьбе важна свадебная одежда. Сверхчувственная оболочка человека, его душевная аура — подразумевается под этим платьем. Она должна сиять и светить как солнце. (Мы говорим, что человек может светиться изнутри и излучать тепло.) Если наш обыкновенный человек не сможет достичь этого, то он теряет в конце концов своё прежнее сознание, он всё больше «теряет голову» в истинное смысле слова. Так же, как наше низшее Я нуждается в "доме тела своего", так же и высшей душе нужен дом для духа, где она сможет жить, — просветленная мудростью, одухотворённая телесность: золотой замок. Он должен стоять "в море", т. е. быть основой в душевном мире. Мосты длиною в семь вёрст — средневековый путь посвящения — имел семь ступеней, по которым посвящаемый ученик идёт к построению своей духовной телесности. Кто не может построить своему высшему существу такую духовную оболочку, тот живёт ещё только в четырех низших членах своего существа. Физическое тело, вегетативная душа или жизненное тело, низшая душевная сущность и низшее Я. Его четвертуют. Сапожник не помнит, что происходит ночью: как бы мог обыкновенный чувственный человек охватить эти тайны? Дух Иоанна становится водителем эпохи души сознательной. Духовные братья обретают каждый соответствующую ему душевную невесту. Петр — регент эпохи рассудочной души — получает душу рассудочную. Василий (Базилиус) — душу ощущающую, Сапожник же — низшее Я, которое много приобрело в союзе с духовностью Иоанна и обладает теперь известными полномочиями. Он может учить, приказывать, дирижировать. Он становится генералом. (Варианты: том 1, N 5.) Душа ощущающая живёт в палатке из батиста, увенчанной медным шаром, она изображает собой медное царство. Она дарит медное яйцо-Душа рассудочная живёт в палатке из прозрачной материи, привязанной серебряными шнурами к кедровым деревьям, кисти на ней — из смарагда. На палатке изображено серебряное царство, увенчана она серебряным шаром. Подарок: серебряное яйцо. Душа сознательная: палатка из самой тонкой вуали, золотое царство на ней изображено, на верхушке — золотой шар, золотистыми шнурами привязана к лавровому дереву. Кисти из алмазов, подарок — золотое яйцо. Перед первой палаткой — два жаждущих льва, внутри трехглавый дракон. Перед второй палаткой — жаждущие тигры, внутри— шестиглавый дракон. Перед третьей — изрыгающие пламень крокодилы, внутри — двенадцатиглавый дракон.