Историческая справка

Организация и регулирование деятельности первых бирж в России определялись общим и специальным законодательством. В отличие от Западной Европы, где средства бирж собирались принудительно, в России фиксированных сборов не было – их заменяли пожертвования, доходы с недвижимости и т. д. Надзор за деятельностью бирж осуществляло Министерство финансов, с 1906 г. – отдел торговли Министерства торговли и промышленности. Посещать биржи и осуществлять сделки могло любое лицо без различия пола, вероисповедания, сословия и национальной принадлежности при наличии у него торговых прав и соблюдения им Положения о государственном промысловом налоге.

Для непосредственного управления делами бирж собрания избирали биржевые комитеты в составе председателя и нескольких старшин, а также старшего саклера (гоф-маклер). Биржевые комитеты собирали сведения о местной промышленности и торговле, составляли правила биржевой торговли и своды местных торговых обычиев, посредничали в спорах по торговым сделкам, поддерживали надлежащий порядок в биржевых собраниях, организовывали выборы в биржевые общества, решали вопросы об учреждении администрации по делам несостоятельности, наблюдали за официальной котировкой ценных бумаг, товаров и фрахтов, а также публикацией биржевых бюллетеней, представляли интересы местных предпринимателей в общественно-политической сфере.

Наиболее распространенной категорией должностных лиц на бирже были маклеры – посредники при заключении товарных и фондовых сделок. В число их входили также специалисты в области морской торговли (маклеры корабельные и морского страхования). Маклером могло быть любое лицо купеческого или мещанского звания не моложе 35 лет, состоявшее в российском подданстве, сдавшее экзамен на профессиональную пригодность и отвечающее определенным нравственным требованиям. При некоторых биржевых комитетах имелись эксперты (определяли качество товара), присяжные браковщики (отбирали товар, отправляемый за границу), приемщики (освидетельствовали доставляемый товар).

"1. Государственные и правительственные гарантированные процентные бумаги включаются в бюллетень фондового отдела по распоряжению министра финансов; закладные листы частных земельных банков, облигаций городских кредитных обществ допускаются к котировке по постановлениям Совета отдела, на основании ходатайств надлежащих правлений земельных банков, правлений городских кредитных обществ. К сим ходатайствам прилагаются сведения о выпускаемых бумагах, как то: о целях выпуска, о законодательных или иных основаниях выпуска, о присвоенных бумаге обеспечениях, а равно и другие сведения по усмотрения Совета. Сии сведения публикуются в "Вестнике финансов, промышленности и торговли", по допущении Совета бумаги к котировке...

2. Неоплаченные сполна бумаги (временные свидетельства) допускаются к котировке лишь с разрешения в каждом отдельном случае.

3. Общая по нарицательной цене сумма капитала предлагаемой к котировке ценной бумаги не может быть менее 500000 руб.

4. Ходатайства о допущении бумаг к котировке подаются правлениями установлений, выпускающих ценные бумаги. Сии ходатайства могут быть поддерживаемы другими лицами и учреждениями, коим предоставляется подписывать ходатайство и прилагаемые к ним документы наравне с Правлениями выпускающих бумаги установлений.

К ходатайствам прилагаются: а) акт, на основании коего бумага выпущена (устав предприятия, разрешение правительства); б) балансы, отчеты, копии с протоколов общих собраний за последние три года. Если предприятие существует менее трех лет, то означенные документы должны быть представлены за все время его существования и не менее чем за один год; в) образец прилагаемой бумаги; г) проспект (ст.5), подписанный лицами, подписавшими ходатайство о допущении бумаги к котировке; д) деньги на публикации объявлений и проспекта; е) сведения о том, допущена ли бумага к котировке на других биржах или не последовал ли отказ в допущении к котировке, и ж) обязательство правления учреждения, выпустившего бумагу в сообщении Совету на будущее время отчетов управления и копий с протоколов общих собраний.

5. Проспект (ст. 4 п. "Г") должен заключать в себе изложение финансового положения данного учреждения и содержать сведения: а) о нарицательной сумме ценных бумаг, предлагаемых к обращению на бирже и б) о курсе, по которому бумага будет предложена на продажу в первом биржевом собрании после допущения ее к котировке, а равно о нарицательной сумме бумаги, предлагаемой к продаже в том же биржевом собрании. К проспекту могут быть приложены документы, подтверждающие полноту и точность содержавшихся в проспекте данных...

9. По истечении одной недели со дня выставления объявления и

проспекта Совет фондового отдела, при участии представителей Министерства финансов, приступает к рассмотрения ходатайства и могущих последовать на него замечаний. Членам Совета отдела и представителя министерства финансов предоставляется знакомиться с делами предприятия, бумаги коего составляют предмет обсуждения, путем личного осмотра предприятия и его книг, в случае изъявления согласия на сие правления предприятия. Для означенного ознакомления Совету фондового отдела предоставляется избрать из своей среды особые комиссии.

10. В обсуждении заявления не могут участвовать члены Совета, принадлежащие к составу органов управления или наблюдения того предприятия, бумага коего прилагается к котировке, а также подписавшие проспект действительные члены. Совету предоставляется, если он признает нужным приглашать означенных лиц для представления документов, а равно требовать представления дополнительных документов, а равно изменения и дополнение проспекта. Совет разрешает вопрос о допущения к котировке открытым голосованием. Рассмотренный Советом фондового отдела проспект публикуется в "Вестнике финансов, промышленности и торговли".

11. Разрешенная Советом к котировке бумага включается в биржевой бюллетень лишь по истечении одной недели со дня оглашения рассмотренного Советом фондового отдела проспекта...".

Российские законы предусматривали ответственность лиц, которые вводили в обращение ценные бумаги на Санкт-Петербургской бирже. В Своде Законов, в приложении к ст. 657 Устава Торгового говорилось:

"1. Лица, выпускающие в обращение на С.-Петербургской бирже ценные бумаги на основании Высочайше утвержденного 27 июня 1890 г. Положения Комитета Министров об образовании на названной бирже фондового отдела, несут ответственность за убытки, обусловленные неверностью представленных при выпуске бумаги данных, необходимых для надлежащей оценки бумаги и финансового положения учреждения, выпустившего ценную бумагу, на основаниях, указанных в нижеследующих статьях.

2. Указанная в предыдущей статье ответственность определяется в

размере разницы между ценою, уплаченной приобретателем ценной бумаги, или ценою, по которой бумага была выпущена на биржевое собрание, если таковая ниже покупной цены, и курсом, по которому бумага была потом продана или могла быть продана согласно последней до предъявления иска биржевой отметке.

Вместо уплаты упомянутой курсовой разницы ответственное лицо может приобрести бумаги у истца по цене, по которой бумага была выпущена в биржевое обращение, если таковая ниже покупной цены.

3. Право предъявления иска об убытках, обусловленного неверностью представленных при выпуске в биржевое обращение ценной бумаги данных, прекращается по истечении трех лет со дня опубликования означенных данных в "Вестнике финансов, промышленности и торговли".

Уровень надежности ценных бумаг, вводимых в обращение на бирже,

является далеко не единственной их характеристикой. Для держателей,

продавцов и покупателей ценных бумаг было важно знать также и то, насколько приносимый ими доход в виде дивиденда по акциям или процента по облигациям был выше рыночного ссудного процента (платы за кредит). Курсы акций, облигаций в спокойных условия могли превышать их номинал в такой степени, в какой выплачиваемый по ним доход превышал ссудный процент. Иными словами, курс ценной бумаги был прямо пропорционален доходу, который она приносила, и обратно пропорционален ссудному проценту. На уровень курса оказывала дополнительное воздействие и такое обстоятельство, как соотношение рыночного спроса и предложения на данную ценную бумагу.

Если доход по облигациям был строго фиксирован (он указывался на

бланке этой ценной бумаги), то величина дивиденда по акциям была известна только фактическая за истекший период. Поскольку фактический и ожидаемый объем дивидендов на акции, как правило, изменялся, то их курс (в отличие от облигаций) колебался очень часто и резко. Размах этих колебаний достигал огромных размеров - от превышения номинала акции в несколько раз и почти до нуля. В связи с тем что рыночная цена акций, облигаций - их курс - отклонялась от номинала, важное значение в организации работы фондового отдела биржи имел такой его орган, как котировальная комиссия.

В обязанности котировальной комиссии входило определение биржевого курса ценных бумаг, которые обращались на бирже. При этом под биржевой сделкой понималось сделка, заключенная в биржевом собрании между действительными членами фондового отдела (за собственный счет или по приказам). Санкт-Петербургская биржа имела такую комиссию в составе 16 человек: председателя, 13 членов биржевого общества, 2 представителей Министерства финансов. Источником информации, которая была нужна комиссии для расчета биржевого курса ценных бумаг, выступали получаемые от членов биржи маклерские записки. В этих документах они указывали данные о совершенных за день сделках с ценными бумагами: название акции или облигации, ее рыночную цену, количество проданных или купленных ценных бумаг. Получив эти сведения, котировальная комиссия по определенной методике рассчитывала биржевой курс той или иной ценной бумаги. Все эти положения были изложены в "Правилах по доставлению в котировальную комиссию маклерами и прочими действительными членами фондового отдела при С.-Петербургской бирже данных, необходимых для составления котировки":

"1. Данные о сделках, заключенных на Санкт-Петербургской бирже с

валютой и ценными бумагами, доставляются маклерами и прочими действительными членами фондового отдела при С.-Петербургской бирже в котировальную комиссию на особых бланках, выдаваемых котировальной комиссией, причем маклеры обязаны заявлять комиссии о всех заключенных при их участии биржевых сделках...

2. В заявлениях маклеров и прочих действительных членов, подаваемых в котировальную комиссию, должны быть обозначены: количество или сумма и наименование ценностей, с коими состоялась сделка, и курс, по которому сделка заключена...

4. Котировальная комиссия принимает к рассмотрению заявления о

котировании курса покупателей и продавцов не иначе как через посредство одного из своих членов, с соблюдением порядка, указанного в ст. 5.

5. Действительный член фондового отдела, желающий отметить тот или иной курс покупателей или продавцов, обязан не позже 12 часов15 мин. заявить устно одному из членов котировальной комиссии, что он ищет или предлагает по известному курсу определенное количество валюты или бумаг на соответственную сумму, если до 12 часов 30 мин. приказ остался неисполненным, таковой подтверждается письменным заявлением действительного члена, по коему он остается обязанным контрагентам до 1 часу дня.

6. Указанные в предшествующих статьях заявления маклеров и прочих действительных членов фондового отдела С.-Петербургской биржи должны быть опускаемы в выставленный для сего ящик котировальной комиссии по 12 часов 45 мин. Заявления позже сего срока не принимаются комиссией к рассмотрению.

7. При составлении биржевого бюллетеня комиссия не принимает во

внимание заявлений, вызывающих сомнение в соответствии их с действительною биржевою стоимостью бумаги для котировки.

В случае сомнения или разногласия спорные вопросы решаются в комиссии простым большинством голосов, при равенстве их - мнение председателя дает перевес.

Решения котировальной комиссии обжалованию не подлежат".