АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ

Основные неисправности батареи: разряд и саморазряд, короткое замыкание пластин при выпадении активной массы. Кроме того, в результате длительного хранения аккумулятора без дозаряда возможна сульфатация пластин, хотя вероят­ность ее в современных конструкциях батарей при нормальном уровне электролита значительно снижена. Выпадение активной массы приводит также к понижению емкости батареи. В процессе эксплуатации возникают трещины стенок батареи, происходит снижение уровня электролита и его плотности.

Диагностирование аккумуляторной батареи заключается в наружном ее осмотре, проверке уровня и плотности электролита, а также напряжения под нагрузкой. Небольшие трещины моноблока герметизируют наложением заплаты из пяти-шести слоев стеклоткани, пропитанной эпоксидной смолой. При больших повреждениях моноблок подлежит замене.

При понижении уровня электролита доливают дистиллированную воду, так как она испаряется быстрее, чем кислота. При недостаточной плотности доливают электролит плотностью 1,40 г/см3. Плотность электролита проверяют денсимет­рами различных конструкций. Разница в плотности отдельных аккумуляторов батареи не должна быть более 0,01 г/см3.

Для умеренных климатических районов плотность электролита (приведенная к 25 °С) должна составлять 1,26 г/см3, для теплых влажных и жарких сухих районов -1,23 г/см3. Для холодных климатических районов плотность должна составлять в зимних условиях 1,30, в летних - 1,26 г/см3. Уменьшение плотности электролита на 0,01 г/см3 соответствует разряду батареи примерно на 6%. Батарея требует заряда (тренировочного цикла) если разряд (хотя бы одного аккумулятора) достигает 50% летом и 25% зимой.

Работоспособность (напряжение батареи под нагрузкой) необходимо проверять для каждого аккумулятора нагрузочной вилкой: при исправном состоянии на­пряжение в течение 5 с должно оставаться неизменным в пределах 1,7-1,8 В. Од­нако применение указанного метода становится затруднительным при наличии защитного покрытия из кислотоупорной мастики у всех соединительных пластин внутренних аккумуляторов, а также для так называемых необслуживаемых батарей. Поэтому основное значение в эксплуатации приобретает простой метод проверки работоспособности батареи по падению напряжения при пуске двигателя стартером. Это падение для исправного состояния (при прогретом аккумуляторе и двигателе) должно быть не ниже 10,2 В. Более низкий уровень свидетельствует также (при нормальной плотности электролита) о потери емкости, которая может быть частично восстановлена тренировочными циклами.

Ресурс батареи в эксплуатации сокращается в 2-2,5 раза при повышении регу­лируемого напряжения бортовой сети автомобиля выше оптимального на 10-12%, т.е. зависит от состояния генератора и регулятора напряжения.