Создание казначейства в Республике Беларусь и его роль в обеспечении учетно-финансовых операций по исполнению бюджета
В большинстве индустриально развитых стран Запада центром финансового управления государственной системы является казначейство. По форме учреждения казначейства в разных странах значительно различаются с учетом исторических особенностей, традиций и обстоятельств. Однако по своим функциям они совпадают: это прежде всего функции исполнения и контроля бюджета, бухгалтерского учета и финансового управления.
Основной причиной создания казначейства в Республике Беларусь являются недостатки существовавшей в 90-е годы системы управления государственными финансами. Кроме того, в середине 90-х годов возникла необходимость дальнейшего развития таких функций, как учет, макроэкономический анализ, прогнозирование и финансовые операции по исполнению бюджета.
В период перехода к рыночной экономике важнейшей финансовой целью является обеспечение такого управления расходами, которое позволило бы свести к минимуму макроэкономическую нестабильность и поддержать приоритетные направления развития страны.
Казначейская система позволяет решать эту проблему благодаря передаче функций государственного учета в казначейство, что дает возможность ускорить и улучшить качество информации, предоставляемой в распоряжение Министерства финансов.
Казначейство дает возможность оперативно решать проблему финансовых обязательств, непосредственно связав бюджетные организации с казначейской системой, с регистрацией всех стадий процесса производства платежа в данной системе, а также установить ограничения как на обязательства, так и на выделяемые средства.
Казначейская система – это качественно новый способ исполнения бюджета, при котором обязательства бюджетополучателей по принятию к исполнению и последующему непосредственному осуществлению платежей за предоставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги от имени и по поручению их берет на себя и осуществляет казначейство, обеспечивая при этом целевое использование бюджетных средств.
Создание казначейской системы предполагает формирование органа, который, как правило, на централизованной основе
осуществляет обработку платежей, ведет бухгалтерский учет соответствующего бюджета, составляет бюджетную отчетность и осуществляет управление средствами бюджета. Решение о создании в Республике Беларусь системы органов государственного казначейства (казначейство) было принято постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О государственном казначействе Республики Беларусь» от 16 декабря 1993 г. № 846.
Создание казначейства в Республике Беларусь предполагало выполнение им определенных функций, среди которых важными являются исполнение бюджета, учет, внутренняя ревизия и финансовые операции.
Деятельность казначейства связана с осуществлением двух важных принципов, которые были разработаны финансовой наукой в XX в. – единство фонда государственных средств и единство кассы при сборе и выплате казенных денег. Движение бюджетных денег в подавляющем большинстве случаев происходит в безналичном порядке. Они переходят со счета одной организации на счет другой. Эти переходы необходимо тщательно контролировать: деньги не должны пропадать, а поступать тому, кому они предназначены.
В целях совершенствования управления средствами республиканского бюджета и усиления контроля за их целевым использованием Совет Министров Республики Беларусь своими постановлением «О переходе на казначейскую систему исполнения республиканского бюджета и создании территориальных органов государственного казначейства» от 8 апреля
г. № 565 обязал Министерство финансов осуществить переход на казначейскую систему исполнения республиканского бюджета:
· по учреждениям и организациям, финансируемым из республиканского бюджета и расположенным в Минске и областных центрах, - в течение 1998 г.;
· по учреждениям и организациям, финансируемым из республиканского бюджета и расположенным в городах областного подчинения и районах, - с января 1999 г.
Министерству финансов предписывалось также создать территориальные органы государственного казначейства:
· в Минске и областных центрах - до 1 июля 1998 г.;
· в городах областного подчинения и районах - до 1 января 1999 г.
В районах, на территории которых были расположены учреждения и организации, переводимые на казначейскую систему исполнения республиканского бюджета, по решению Министра финансов территориальные органы государственного казначейства могли образовываться в виде его представительств при местных финансовых органах. Территориальные органы государственного казначейства подчинялись Министерству финансов.
Министерство финансов при переходе на казначейскую систему исполнения республиканского бюджета установило, что казначейство выполняет следующие задачи:
· Организует исполнение республиканского бюджета, осуществляет предварительный контроль за его исполнением, управляет государственными финансовыми средствами, находящимися на его счетах;
· осуществляет краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами;
· осуществляет взаимные расчеты между республиканским бюджетом и бюджетами областей и г. Минска, регулирование финансовых отношений между республиканским бюджетом и государственными целевыми бюджетными и внебюджетными, а также иными фондами, создаваемыми в соответствии с законодательством;
· ведет учет казны Республики Беларусь и составляет отчет об исполнении республиканского бюджета, государственных целевых бюджетных и внебюджетных, а также иных фондов и внебюджетных средств, а также иных фондов и внебюджетных средств, аккумулированных на счетах казначейства;
· разрабатывает методологические и инструктивные материалы по организации исполнения республиканского бюджета, порядок ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства и обязательным для соблюдения республиканскими органами государственного управления находящимися в их ведении либо подчинении организациями.
Изложенные задачи определяют целевую направленность деятельности казначейства в Республике Беларусь Казначейство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
· организует и обеспечивает исполнение республиканского бюджета. государственных целевых бюджетных и внебюджетных, а также иных фондов, прочих внебюджетных средств, аккумулированных на счетах казначейства;
· осуществляет финансирование расходов с учетом приоритетных направлений бюджетно-финансовой политики в соответствии с ведомственной и экономической классификацией расходов республиканского бюджета;
· подготавливает предложения по совершенствованию порядка исполнения доходной части республиканского бюджета и финансирования распорядителей (получателей) бюджетных средств;
· обеспечивает руководство и контроль за своевременностью совершения операций по исполнению республиканского бюджета через территориальные органы государственного казначейства;
· осуществляет операции, связанные с финансовыми взаимоотношениями между республиканским бюджетом и государственными целевыми бюджетными и внебюджетными фондами;
· осуществляет взаимные расчеты между республиканским бюджетом и бюджетами областей и г. Минска;
· организует распределение в установленных размерах регулирующих налогов между республиканским бюджетом и бюджетами областей и г. Минска, а также передачу в местные бюджеты отчислений от поступлений по республиканским налогам и сборам (пошлинам) и другим доходам;
· организует и осуществляет сбор, обработку, анализ и обобщение отчетной информации об исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов областей и г. Минска, смет доходов и расходов государственных целевых бюджетных и внебюджетных, а также иных фондов, прочих внебюджетных источников;
· обеспечивает учет доходов и расходов средств, получаемых организациями, финансируемыми из республиканского бюджета, от приносящей доход деятельности, государственных целевых бюджетных и внебюджетных, а также иных фондов;
· организует учет и проведение финансовых операций, связанных с государственными финансовыми средствами, осуществляет разработку и уточнение порядка управления государственными финансовыми средствами и их учета;
· управляет средствами, находящимися на счетах казначейства;
· взаимодействует с Национальным банком и другими банками Республики Беларусь, уполномоченными осуществлять операции по счетам казначейства, координирует работу по осуществлению операций по счетам казначейства;
· разрабатывает порядок исполнения местных бюджетов через территориальные органы государственного казначейства;
· производит оформление договоров об условиях предоставления и возврата бюджетных ссуд, бюджетных займов и осуществляет все операции, связанные с их выдачей и возвратом;
· участвует в разработке проектов нормативных правовых актов, касающихся порядка зачисления в бюджет налогов, сборов (пошлин) и иных платежей юридических и физических лиц;
· разрабатывает проекты нормативных правовых актов по вопросам методологии исполнения бюджета через казначейскую систему, финансирования отдельных расходов и мероприятий, бухгалтерского учета и отчетности по бюджету, проведения операций по счетам казначейства;
· осуществляет зачет задолженности юридических лиц по налогам, сборам (пошлинам) и иным платежам в республиканский бюджет в пределах расходов республиканского бюджета, предусмотренных законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год;
· устанавливает порядок, сроки составления и представления периодической и годовой отчетности;
· участвует в разработке форм бухгалтерского учета и отчетности об исполнении бюджетов и бюджетных смет организаций, финансируемых из бюджета, оказывает методическую и практическую помощь финансовым управлениям (отделам) местных исполнительных и распорядительных органов и органам государственного казначейства по организации бухгалтерского учета по исполнению бюджетов и составлению отчетности;
· составляет отчет об исполнении республиканского бюджета за истекший финансовый год, обеспечивает составление сводной периодической и годовой отчетности об исполнении республиканского бюджета и местных бюджетов областей и г. Минска, подготавливает пояснительную записку к отчету об исполнении республиканского бюджета и иные необходимые материалы;
· размещает временно свободные средства республиканского бюджета на депозитных счетах в банках Республики Беларусь;
· осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджета Союзного государства;
· руководит работой территориальных органов государственного казначейства;
· осуществляет меры по использованию в развитии казначейской системы методических рекомендаций международных финансовых организаций по функционированию системы казначейства и распространению опыта организации работы в деятельности казначейств различных государств;
· организует в установленном порядке повышение квалификации работников территориальных органов государственного казначейства, бухгалтерских служб финансовых органов;
· рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам, относящимся к компетенции казначейства;
· выполняет другие функции. связанные с характером своей деятельности.
Для более полного отражения своих функций казначейство оделено еще и определенными правами и обязанностями. Исходя из этого, Главное управление государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь имеет право:
· истребовать и получать от юридических и физических ши информацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию государственных средств;
· истребовать и получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений сведения о состоянии счетов министерств, ведомств. организации и учреждений, использующих средства республиканского бюджета. государственных и отраслевых внебюджетных фондов и о движении средств по этим счетам;
· выдавать банковским учреждениям обязательства для исполнения предписания о взыскании с учреждении и организаций в бесспорном порядке средств, выделенных из республиканского бюджета, средств этого бюджета, направленных в государственные внебюджетные фонды и используемых не по целевому назначению, а также задолженности министерств, ведомств, учреждений и организаций по ссудам, выданным из республиканского бюджета, при несоблюдении ими условий погашения либо иную их задолженность, образовавшуюся перед бюджетом;
· давать указания о замораживании банковских счетов распорядителей средств по республиканскому бюджету и внебюджетным фондам при нарушении ими законодательных норм и нормативных правовых актов;
· давать обязательные для исполнения отраслевыми управлениями и отделами указания, связанные с исполнением республиканского бюджета, организацией и проведением проверок министерств, ведомств, их подведомственных организаций по использованию бюджетных средств, правильности осуществления операций с государственными финансовыми средствами.
Казначейство позволяет ускорить и улучшить качество информации, представляемой в распоряжение Министерства финансов, оперативно решать проблемы финансовых обязательств, непосредственно связав бюджетные организации с казначейской системой, с регистрацией всех стадий процесса производства платежа в данной системе.