Создание казначейства в Республике Беларусь и его роль в обеспечении учетно-финансовых операций по исполнению бюджета

В большинстве индустриально развитых стран Запада цен­тром финансового управления государственной системы является казначейство. По форме учреждения казначейства в раз­ных странах значительно различаются с учетом исторических особенностей, традиций и обстоятельств. Однако по своим функциям они совпадают: это прежде всего функции исполне­ния и контроля бюджета, бухгалтерского учета и финансового управления.

Основной причиной создания казначейства в Республике Беларусь являются недостатки существовавшей в 90-е годы системы управления государственными финансами. Кроме того, в середине 90-х годов возникла необходимость дальнейшего развития таких функций, как учет, макроэкономический анализ, прогнозирование и финансовые операции по исполнению бюджета.

В период перехода к рыночной экономике важнейшей финансовой целью является обеспечение такого управления расходами, которое позволило бы свести к минимуму макроэкономическую нестабильность и поддержать приоритетные направления развития страны.

Казначейская система позволяет решать эту проблему благодаря передаче функций государственного учета в казначейство, что дает возможность ускорить и улучшить качество информации, предоставляемой в распоряжение Министерства финансов.

Казначейство дает возможность оперативно решать проблему финансовых обязательств, непосредственно связав бюджетные организации с казначейской системой, с регистрацией всех стадий процесса производства платежа в данной системе, а также установить ограничения как на обязательства, так и на выделяемые средства.

Казначейская система – это качественно новый способ исполнения бюджета, при котором обязательства бюджетополучателей по принятию к исполнению и последующему непосредственному осуществлению платежей за предоставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги от имени и по поручению их берет на себя и осуществляет казначейство, обеспечивая при этом целевое использование бюджетных средств.

Создание казначейской системы предполагает формирование органа, который, как правило, на централизованной основе

осуществляет обработку платежей, ведет бухгалтерский учет соответствующего бюджета, составляет бюджетную отчетность и осуществляет управление средствами бюджета. Решение о создании в Республике Беларусь системы органов государственного казначейства (казначейство) было принято постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О государственном казначействе Республики Беларусь» от 16 декабря 1993 г. № 846.

Создание казначейства в Республике Беларусь предпо­лагало выполнение им определенных функций, среди которых важными являются исполнение бюджета, учет, внутренняя ре­визия и финансовые операции.

Деятельность казначейства связана с осуществлением двух важных принципов, которые были разработаны финансовой наукой в XX в. – единство фонда государственных средств и единство кассы при сборе и выплате казенных денег. Движение бюджетных денег в подавляющем большинстве случаев проис­ходит в безналичном порядке. Они переходят со счета одной организации на счет другой. Эти переходы необходимо тща­тельно контролировать: деньги не должны пропадать, а посту­пать тому, кому они предназначены.

В целях совершенствования управления средствами респу­бликанского бюджета и усиления контроля за их целевым использованием Совет Министров Республики Беларусь своими постановлением «О переходе на казначейскую систему испол­нения республиканского бюджета и создании территориаль­ных органов государственного казначейства» от 8 апреля

г. № 565 обязал Министерство финансов осуществить пе­реход на казначейскую систему исполнения республиканского бюджета:

· по учреждениям и организациям, финансируемым из ре­спубликанского бюджета и расположенным в Минске и областных центрах, - в течение 1998 г.;

· по учреждениям и организациям, финансируемым из республиканского бюджета и расположенным в городах областного подчинения и районах, - с января 1999 г.

Министерству финансов предписывалось также создать территориальные органы государственного казначейства:

· в Минске и областных центрах - до 1 июля 1998 г.;

· в городах областного подчинения и районах - до 1 января 1999 г.

В районах, на территории которых были расположены уч­реждения и организации, переводимые на казначейскую си­стему исполнения республиканского бюджета, по решению Министра финансов территориальные органы государственно­го казначейства могли образовываться в виде его представи­тельств при местных финансовых органах. Территориальные органы государственного казначейства подчинялись Министер­ству финансов.

Министерство финансов при переходе на казначейскую систему исполнения республиканского бюджета установило, что казначейство выполняет следующие задачи:

· Организует исполнение республиканского бюджета, осуществляет предварительный контроль за его исполнением, управляет государственными финансовыми средствами, находящимися на его счетах;

· осуществляет краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами;

· осуществляет взаимные расчеты между республиканским бюджетом и бюджетами областей и г. Минска, регулирование финансовых отношений между республиканским бюджетом и государственными целевыми бюджетными и внебюджетными, а также иными фондами, создаваемыми в соответствии с законодательством;

· ведет учет казны Республики Беларусь и составляет отчет об исполнении республиканского бюджета, государственных целевых бюджетных и внебюджетных, а также иных фондов и внебюджетных средств, а также иных фондов и внебюджетных средств, аккумулированных на счетах казначейства;

· разрабатывает методологические и инструктивные материалы по организации исполнения республиканского бюджета, порядок ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства и обязательным для соблюдения республиканскими органами государственного управления находящимися в их ведении либо подчинении организациями.

Изложенные задачи определяют целевую направленность деятельности казначейства в Республике Беларусь Казначей­ство в соответствии с возложенными на него задачами осу­ществляет следующие функции:

· организует и обеспечивает исполнение республиканского бюджета. государственных целевых бюджетных и внебюджетных, а также иных фондов, прочих внебюджетных средств, аккумулированных на счетах казначейства;

· осуществляет финансирование расходов с учетом приоритетных направлений бюджетно-финансовой политики в соответствии с ведомственной и экономической классификацией расходов республиканского бюджета;

· подготавливает предложения по совершенствованию по­рядка исполнения доходной части республиканского бюджета и финансирования распорядителей (получателей) бюджетных средств;

· обеспечивает руководство и контроль за своевременно­стью совершения операций по исполнению республиканского бюджета через территориальные органы государственного казначейства;

· осуществляет операции, связанные с финансовыми взаимо­отношениями между республиканским бюджетом и государственными целевыми бюджетными и внебюджетными фондами;

· осуществляет взаимные расчеты между республикан­ским бюджетом и бюджетами областей и г. Минска;

· организует распределение в установленных размерах ре­гулирующих налогов между республиканским бюджетом и бюджетами областей и г. Минска, а также передачу в местные бюджеты отчислений от поступлений по республиканским на­логам и сборам (пошлинам) и другим доходам;

· организует и осуществляет сбор, обработку, анализ и обобщение отчетной информации об исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов областей и г. Минска, смет доходов и расходов государственных целевых бюджетных и внебюджетных, а также иных фондов, прочих внебюджетных источников;

· обеспечивает учет доходов и расходов средств, получае­мых организациями, финансируемыми из республиканского бюджета, от приносящей доход деятельности, государственных целевых бюджетных и внебюджетных, а также иных фондов;

· организует учет и проведение финансовых операций, связанных с государственными финансовыми средствами, осуществляет разработку и уточнение порядка управления госу­дарственными финансовыми средствами и их учета;

· управляет средствами, находящимися на счетах казна­чейства;

· взаимодействует с Национальным банком и другими бан­ками Республики Беларусь, уполномоченными осуществлять операции по счетам казначейства, координирует работу по осу­ществлению операций по счетам казначейства;

· разрабатывает порядок исполнения местных бюджетов через территориальные органы государственного казначейства;

· производит оформление договоров об условиях предостав­ления и возврата бюджетных ссуд, бюджетных займов и осу­ществляет все операции, связанные с их выдачей и возвратом;

· участвует в разработке проектов нормативных правовых ак­тов, касающихся порядка зачисления в бюджет налогов, сборов (пошлин) и иных платежей юридических и физических лиц;

· разрабатывает проекты нормативных правовых актов по вопросам методологии исполнения бюджета через казначейскую систему, финансирования отдельных расходов и меро­приятий, бухгалтерского учета и отчетности по бюджету, про­ведения операций по счетам казначейства;

· осуществляет зачет задолженности юридических лиц по налогам, сборам (пошлинам) и иным платежам в республикан­ский бюджет в пределах расходов республиканского бюджета, предусмотренных законом о бюджете на очередной финансо­вый (бюджетный) год;

· устанавливает порядок, сроки составления и представле­ния периодической и годовой отчетности;

· участвует в разработке форм бухгалтерского учета и отчет­ности об исполнении бюджетов и бюджетных смет организаций, финансируемых из бюджета, оказывает методическую и практи­ческую помощь финансовым управлениям (отделам) местных исполнительных и распорядительных органов и органам госу­дарственного казначейства по организации бухгалтерского учета по исполнению бюджетов и составлению отчетности;

· составляет отчет об исполнении республиканского бюд­жета за истекший финансовый год, обеспечивает составление сводной периодической и годовой отчетности об исполнении республиканского бюджета и местных бюджетов областей и г. Минска, подготавливает пояснительную записку к отчету об исполнении республиканского бюджета и иные необходимые материалы;

· размещает временно свободные средства республиканского бюджета на депозитных счетах в банках Республики Беларусь;

· осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюд­жета Союзного государства;

· руководит работой территориальных органов государ­ственного казначейства;

· осуществляет меры по использованию в развитии казна­чейской системы методических рекомендаций международных финансовых организаций по функционированию системы каз­начейства и распространению опыта организации работы в де­ятельности казначейств различных государств;

· организует в установленном порядке повышение квали­фикации работников территориальных органов государственного казначейства, бухгалтерских служб финансовых органов;

· рассматривает предложения, заявления и жалобы граж­дан по вопросам, относящимся к компетенции казначейства;

· выполняет другие функции. связанные с характером своей деятельности.

Для более полного отражения своих функций казначейство оделено еще и определенными правами и обязанностями. Исходя из этого, Главное управление государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь имеет право:

· истребовать и получать от юридических и физических ши информацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию государствен­ных средств;

· истребовать и получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений сведения о состоянии счетов министерств, ве­домств. организации и учреждений, использующих средства ре­спубликанского бюджета. государственных и отраслевых вне­бюджетных фондов и о движении средств по этим счетам;

· выдавать банковским учреждениям обязательства для ис­полнения предписания о взыскании с учреждении и организа­ций в бесспорном порядке средств, выделенных из республи­канского бюджета, средств этого бюджета, направленных в го­сударственные внебюджетные фонды и используемых не по целевому назначению, а также задолженности министерств, ведомств, учреждений и организаций по ссудам, выданным из республиканского бюджета, при несоблюдении ими условий погашения либо иную их задолженность, образовавшуюся пе­ред бюджетом;

· давать указания о замораживании банковских счетов рас­порядителей средств по республиканскому бюджету и внебюд­жетным фондам при нарушении ими законодательных норм и нормативных правовых актов;

· давать обязательные для исполнения отраслевыми управле­ниями и отделами указания, связанные с исполнением республи­канского бюджета, организацией и проведением проверок мини­стерств, ведомств, их подведомственных организаций по исполь­зованию бюджетных средств, правильности осуществления опе­раций с государственными финансовыми средствами.

Казначейство позволяет ускорить и улучшить качество ин­формации, представляемой в распоряжение Министерства финансов, оперативно решать проблемы финансовых обяза­тельств, непосредственно связав бюджетные организации с казначейской системой, с регистрацией всех стадий процесса производства платежа в данной системе.