16 КЛАССИФИКАЦИЯ МАРКЕТИНГА

Существует много видов маркетинга их можно сгруппировать по определенным принципам

зависимости от ориентации маркетинговой деятельности:

• ориентированный на продукт - направлен на совершенствование качеств и свойств товара;

• ориентированный на потребителя - предусматривает предварительное изучение потребностей рынка;

• смешанный - содержит свойства двух предыдущих видов маркетинга зависимости от сферы применения:

• товаров потребительского спроса - предполагает исследование потребностей потребительского рынка, разработку и реализацию товаров широкого потребления;

• производственно-технического назначения - предусматривает изучение промышленного рынка, разработка товаров промышленного назначения, внедрение их на рынок и реализацию;

• торгово - работает на рынке посредников;

• прямых инвестиций - исследует проблемы инвестиционной деятельности национальной компании за пределами страны

зависимости от срока, на который рассчитана маркетинговая политика предприятия:

• стратегический - разрабатывается на самый длительный период и заключается в разработке маркетинговых стратегий;

• тактический - разрабатывается на менее длительный период;

• оперативный - разрабатывается на короткий период, что позволяет постоянно корректировать маркетинговые мероприятия в зависимости от состояния рынка;

зависимости от задач спроса (табл. 12);

зависимости от главных субъектов внимания - производственный, товарный, сбытовой, рыночный и современный

По уровню решения маркетинговых задач - макро-и микроэкономический

По степени дифференциации маркетинговых функций - глобальный и дифференцированный

зависимости от конечной цели деятельности предприятия:

• коммерческий (средства на осуществление этого маркетинга выделяются из бюджета предприятия, цель его осуществления - получение прибыли);

Таблица 12

Вид маркетинга

Задача спроса

Конверсионный

стимулированной

Развивающий

Ремаркетинг

Синхромаркетинг Поддерживающий

Демаркетинг Противодействующий

Спрос на товар или услуги отрицательный, его следует стимулировать

Спрос на товар отсутствует, его необходимо создавать

Спрос потенциальный (он существует, но товар еще нет), необходимо создать товар

Спрос снижается, необходимо товар обновить предоставить спроса новый импульс

Спрос колеблется, его следует стабилизировать

Спрос соответствует возможностям фирмы, его необходимо поддерживать на таком уровне Спрос чрезмерный, его следует уменьшить

Сформировался иррациональный спрос, его следует свести до нулевого уровня

• некоммерческий (средства на его осуществление могут выделяться из бюджета не только фирмы, но и государства или местной администрации), его цель необязательно заключается в получении прибыли (благотворительность, мис онерство т.д.)

• базовый, реализация которого связана с финансированием процесса продажи;

• реактивный - организация процесса продажи дополняется разработкой и осуществлением специальных программ общения с покупателями (покупатель может обратиться к фирме-производителю или торговой фирмы в случае в возникновения каких-либо вопросов, жалоб или пожеланий)

• ответственный - через небольшие промежутки времени после акта продажи производитель интересуется мнением потребителя о соответствии качества товара покупательским ожиданиям, выясняет предложения потребителей с совершен коналювання продукции или услуг, связанных с продажей

• проактивная - торговые представители компании обращаются к потребителям с предложениями вдосконалениших или новых товаров;

• партнерский-компания работает в постоянном взаимодействии с потребителями Партнеры заняты совместным поиском путей найрацио-нальнишого использования капитальных ресурсов и эффективного ведения дела;

Виды маркетинга и соответствующие задачи спроса

• прямой - формирование непосредственных длительных отношений с покупателями Главной целью является получение фирмой \"определенных отзывов\" или заказ со стороны покупателей;

• сетевой - обеспечение связи между производителем, потребителем и посредником на договорных началах;

• приспособлен - связан с решением вопросов передачи средств на общественные и благотворительные нужды

По степени охвата целевой аудитории:

• наступательный (агрессивный), направленный на интенсификацию продажи и привлечения большего количества покупателей;

• пробный - апробируется определенный вид товара у покупателей-новаторов;

• выборочный - направлен на определенные сегменты рынка;

• массовый - ориентирован на массового покупателя По степени охвата рынка:

• недифференцированный - фирма обращается ко всему рынку с предложением товара;

• дифференцирован-фирма выступает на некоторых избранных сегментах с предложением отдельных товаров;

• концентрированный - фирма концентрирует усилия на одном сегменте рынка

зависимости от темпов производства (сбыта) товаров - быстрый, умеренный и увольняемых

По степени охвата территории:

• национальный - исследуются проблемы реализации товара в пределах национального рынка;

• международный (внешнеторговый) - исследуются проблемы сбыта продукции национальных предприятий, созданных за рубежом;

• экспортный - занимается дополнительными исследованиями иностранных рынков для национальной фирмы;

• импортный - осуществляет дополнительные исследования условий эффективных внешних закупок товаров и условий воздействия этого на конкурентоспособность отечественной продукции

По степени сочетание интересов фирмы-продуцента, поставщиков и посредников:

• трансакционный - определяются (согласовываются) условия, время, место совершения обменных сделок фирмы;

• взаимный - в обменных сделках заинтересованы продавцы и покупатели;

• торговое партнерство - компания предлагает значительным партнерам поддержку в виде совместных разработок по оформлению витрин, составлении планов торговли, продвижение товаров на рынок и организации мате ально-технического обес.

зависимости от маркетинговой стратегии и тактики конкурентов:

• имитационный - следует шаги конкурентов;

• инновационный - опережает конкурентов;

• оборонительный - применяется преимущественно фирмами-лидерами на рынке для сохранения своих позиций и отграничения от конкурентов;

• атакующий (или агрессивный) - применяется фирмами, которые претендуют на лидерство Разновидностью его является \"партизанский\" маркетинг, т.е. быстрая адаптация фирмы к появлению новых технологий, идей, покупок ьных сегментов по сравнению с конкурентами зависимости от отношения фирмы к деятельности собственной маркетинговоаркетингової

службы:

• интегрированный - работа всех отделов компании направлена ??на удовлетворение интересов клиента В этом случае обращают внимание на то, что функция маркетинга должна выходить за пределы маркетинговой службы и по оширюватися на все отделы, включая весь персонал компании;

• внутренний - нацелен на работников компании (обучение, стимулирование и мотивация работников всех иерархических уровней управления);

• внешний - направлен на людей, которые не работают в компании зависимости от учета видов деятельности отдельной личности:

• маркетинг организаций или маркетинг отдельной личности - изучает последствия маркетингового воздействия фирмы на лицо или коллектив;

• маркетинг мест - исследуются условия поддержания или изменения мнения людей относительно определенных мест (территорий) производственной или непроизводственной деятельности: маркетинг жилья занимается вопросами строительства, о одажи, аренды земли под жилье, маркетинг хозяйственных застроек рассматривает проблемы использования земли под промышленные объекты, маркетинг инвестиций в земельную собственность исследует использование земли как в Объекта вложения капиталов Итак, классификация маркетинга очень сложная и зависит от многих факторов, которые необходимо учитывать, планируя маркетинговые заходи.