А) Схема с одной системой сборных шин

На электростанциях и подстанциях широко распространена схема с. одной системой шин, секционированной выключателем (рис. 5-8).

Источники питания ИП1, ИП2 и линии присоединяются к сбор­ным шинам с помощью выключателей и разъединителей. На каждую цепь необходим один выключатель, который служит для отключения и включения ее в нормальных и аварийных режимах. При необхо­димости отключения, например, линии Л1 отключают выключатель В). При ремонтах на линии в целях безопасности разъединителем Р1 создается видимый разрыв. При выводе в ремонт выключателя В1 после отключения его отключают линейный разъединитель PI, a затем шинный Р2.

Таким образом, разъединители служат для создания видимого разрыва при ремонтах и не являются оперативными элементами. Вследствие однотипности и простоты операций с разъединителями в этой схеме аварийность из-занеправильных действий с ними дежур­ного персонала мала.

Достоинствами схемы являются простота, наглядность, эко­номичность, достаточно высокая надежность.

Однако схема обладает и рядом недостатков:

При повреждении и последующем ремонте одной секции ответст­венные потребители, нормально питающиеся с обеих секций, остают­ся без резерва, а потребители, нерезервированные по сети, отклю­чаются на все время ремонта. В этом же режиме источник питания, подключенный к ремонтируемой секции, отключается на все время ремонта.

На генераторном напряжении электростанций, отдающих боль­шую часть энергии близко расположенным потребителям, возможно применение схемы с одной системой шин, соединенной в кольцо (рис. 5-9). На этой схеме разъединители показаны упрощенно. Сборные шины разделены на секции по числу генераторов. Сек­ции соединяются между собой с помощью секционных выключа­телей ВС и секционных реакторов PC, которые служат для ограниче­ния тока к. з. на шинах. Линии 6-10 кВ присоединяются к сборкам С1—С6, получающим питание через групповые сдвоенные реакторы СР1, CP2, СРЗ от соответствующих секций главного распредели­тельного устройства. Количество групповых реакторов зависит от числа линий и общей нагрузки потребителей 6-10 кВ. Благодаря малой вероятности аварий в самом реакторе и ошиновке от реактора до главных сборных шин и до сборок КРУ присоединение группо­вого реактора осуществляется без выключателя, предусматривается лишь разъединитель для ремонтных работ в ячейке реактора. Для линий в этих случаях применяются ячейки КРУ.