Верховенство правового закона, примат права над государством как принцип правового государства.

Идеи о незыблемости и верховенства закона, о его тождественном и справедливом содержании, о необходимости соответствия закона праву можно считать предпосылками учения о правовом государстве.

О верховенстве права, о значении правовых законов для нормального развития государства и ограничении произвола писал еще Платон – греческий мыслитель. Европейские ученые Нового времени приняли эстафету у античных мыслителей. Они определяли правовое государство как государство, в котором действует свобода, основанная на законах.

Принцип верховенства права м.б. раскрыт при понимании следующих моментов. Во-первых, право неразрывно связано с человеком, это универсальное средство общения и гарантия нормального образа жизни. Во-вторых, государство не единственный источник формирования права. Во многих случаях оно лишь оформляет, облекает в правовую форму либо естественно-правовые требования, либо волеизъявление всего народа (общества), выраженное через референдум, либо положения, сформировавшиеся в ходе общественной практики, в особенности судебной. В третьих, право возникло раньше, а потому носит естественный характер, чем государство. Исходя из вышеназванного можно сделать вывод, что верховенство права означает: 1. рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; 2. соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и законной (легитимной) публичной властной силой; 3. необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; 4. наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, состемы материальных и процессуальных гарантий и т.д). Говоря о верховенстве права необходимо рассматривать вопрос о соотношении права и закона. Стремление отождествлять право и закон имеет определенное основание: в этом случае рамки права строго формализуются, правом признается лишь то, что возведено в закон; вне закона права нет и быть не может. Если под правом понимать только нормы права, то вывод о тождестве права и закона неизбежен, поскольку вне источников права юрид. нормы не существуют. Но право нельзя сводить к нормам. Кроме норм права оно включает в себя социально-правовые притязания (естественное право) и субъективные права. Назначение норм состоит в том, чтобы эти социально-правовые притязания трансформировались в субъективные права. Следовательно, право охватывает сферу не только должного (нормативные и индивидуальные предписания и решения), но и сущего (реальное использование обязанностей). Право есть и регулятор, и появляющаяся в результате регулирования юрид. форма общественных отношений, представляющих бытие общества.

При таком понимании права, очевидно, что его содержание создается обществом и лишь придание этому содержанию нормативной формы, т.е. возведение его в закон, осуществляется государством. Формула «право создается обществом, а закон – государством» наиболее точно выражает разграничение права и закона. Необходимо только не забывать о единстве правового содержания и правовой формы и возможных противоречиях между ними. Правовое содержание, не возведенное в закон, не имеет гарантий реализации, а значит, не является правом в точном смысле этого слова. Закон м.б. неправовым, если содержанием его становится произвол госуд. власти. Такие законы можно определить как формальное право, т.е. право с точки зрения формы, но не содержания. Право рассматривается как критерий качества закона, установления того, насколько закон признает права человека, его интересы и потребности