Дефицит бюджета и пути его сокращения

Когда объем расходов бюджета превышает доходы, образуется дефицит бюджета. Различают две формы бюджетного дефицита. Активный дефицит возникает в случае увеличения расходов на развитие экономики, ее модернизацию и в конечном счете — на подъем нацио­нальной экономики. Пассивный дефицит — результат увеличения расходов в связи с финансированием меро­приятий, не отражающихся на росте ВВП (оборона страны, управленческие расходы и др.). Дефицит бюджета отрицательно сказыва­ется на стабильности денежной и финансовой систем, по­вышает уровень инфляции и тем самым ухудшает благо­состояние населения. Правительства разных стран вы­нуждены устанавливать максимальную границу величины бюджетного дефицита в процентах к ВВП или к расходной части соответствующего бюджета. Согласно Закону о бюд­жете Республики Беларусь на 2012 год Статья 1. Утвердить республиканский бюджет на 2012 год по расходам в сумме 92 771 972 225 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 92 771 972 225 тыс. рублей. Установить предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2012 год в сумме 0 (ноль) рублей.

Финансирование бюджетного дефицита республики осуществляется из следующих источников: внутренних — в виде привлеченных средств от бан­ков, юридических и физических лиц; внешних — кредитов международных финансовых организаций, а также иностранных государств и других
иностранных кредиторов; реализации государственного имущества. Сокращение бюджетного дефицита достигается глав­ным образом за счет увеличения объема доходов и умень­шения уровня расходов. Эти мероприятия тесно связаны с совершенствованием общеэкономических процессов — расширением производства и повышением его эффективности, что позволяет нарастить объем денежных поступ­лений от физических и юридических лиц без усиления налоговой нагрузки на их доходы. Сокращению объема расходов способствует более рациональное и экономное ис­пользование бюджетных средств, а также привлечение других источников финансирования общегосударственных программ. Важное значение в оптимизации бюджетного дефицита играет и уровень управления всем бюджетным процессом.

5. Бюджетный процесс— это регламентированная зако­нодательными актами деятельность государственных орга­нов, заключающаяся в разработке, рассмотрении и утверж­дении проекта бюджета, а также в исполнении бюджета. Соответственно бюджетный процесс можно разделить на три этапа. 1 этап. Организация бюджетного процесса начинается с отбора участников, установления сроков обоснования расчетных показателей по доходам и расходам консолидированного, республиканского и местных бюджетов. При разработке проекта бюджета учитываются: направления бюджетно-финансовой политики; параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, государственных и регио­нальных программ; оценка исполнения бюджетов за предыдущий (по факту) и текущий (ожидаемого) финансовые (бюджетные) годы; нормативы отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в соответствующие мест­ные бюджеты. На основе многовариантных расчетов определяются объем доходов и расходов всех видов бюджетов, а также их соотношение. II этап. В соответствии с Законом «О бюджетной сис­теме Республики Беларусь и государственных внебюджет­ных фондах» от 31 декабря 2005 г. № 80-3 проект бюджета должен выноситься на рассмотрение Правительства Рес­публики Беларусь для детального обсуждения его содер­жащий и структура, а при необходимости — для внесения изменений, касающихся объема, структуры доходов и рас­ходов. Рассмотренные и одобренные Правительством Рес­публики Беларусь проекты республиканского и консоли­дированного бюджетов на очередной финансовый (бюд­жетный) год представляются на рассмотрение Президенту Республики Беларусь. Утвержденный проект бюджета имеет силу закона, который устанавливает объем доходов и расходов бюджета и их структуру в соответствии с бюджетной классификацией друге основные параметры. При утверждении ассигнований по разделам и подраз­делам расходов республиканского бюджета первоначально обсуждаются и утверждаются поправки, предусматрива­ющие сокращение расходов, а затем — поправки, преду­сматривающие их увеличение. III этап. В ходе исполнения бюджета осуществляется мобилизация предусмотренных законом доходов и произ­водится распределение и использование бюджетных средств по целевому назначению. Основные задачи исполнения в две группы: 1) по доходной части: обеспечение своевременной и полной аккумуляции доходов всех видов бюджетов; контроль за соблюдением налогового законодатель­ства и взысканием других сборов и платежей; распределение доходов между республиканским и местными бюджетами в соответствии с утвержденными нормативами от регулирующих доходов; учет всех источников поступлений в бюджет и состав­ление отчетности по видам доходов; 2) по расходной части: своевременное и полное финансирование намечен­ных мероприятий в разрезе разделов и подразделов бюд­жетной классификации; первоочередное обеспечение финансовыми ресурсами приоритетных социальных и экономических направлений с учетом оценки их реального состояния; контроль за рациональным и целевым использовани­ем бюджетных ресурсов. Ответственность за исполнение соответствующих бюд­жетов возложена на Правительство Республики Бела­русь, местные исполнительные и распорядительные органы власти. В течение финансового (бюджетного) года в доходную и расходную части бюджета могут вноситься изменения ни основании Законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь и Правительства Республики, решений местных Советов депутатов — в преде­лах утвержденного бюджета и предоставляемых им прав. Увеличение или уменьшение объема доходов и расходов республиканского бюджета производится Парламентом Республики Беларусь или (по его поручению) Президентом Республики Беларусь; местных бюджетов — соответствующими местными Советами депутатов. В процессе испол­нения бюджетов Министерство финансов Республики Бе­ларусь и местные финансовые органы вправе вносить из­менения в квартальные назначения и в статьи расходов соответствующих бюджетов в пределах утвержденных го­довых ассигнований по разделам и подразделам функцио­нальной бюджетной и ведомственной классификаций рас­ходов бюджета. Непосредственно исполнением бюджета занимаются финансовые органы, казначейство и кредит­ные учреждения. Министерство финансов Республики Беларусь, его тер­риториальные органы и местные финансовые органы со­ставляют бюджетную роспись, в которой конкретизиру­ются доходы бюджетов и их распределение в течение теку­щих года и квартала. Она является основным документом, определяющим объем всех предусмотренных поступлений и их направления по установленным объектам и меро­приятиям. Активное участие в обеспечении своевременной и пол­ной мобилизации доходов бюджета принимают налоговые органы, которые занимаются сбором налоговых платежей, контролем за правильностью их исчисления и своевремен­ностью уплаты. Они ведут учет плательщиков и поступле­ний конкретных видов налогов, применяют администра­тивные и финансовые санкции за нарушение налогового законодательства. На кредитные учреждения и казначейскую систему воз­ложены функции кассового исполнения бюджета. В Рес­публике Беларусь применяется смешанная система ис­полнения бюджета. В данном случае банковская система занимается приемом денежных поступлений и их распре­делением по отдельным видам бюджетов. Казначейство организует исполнение бюджета по расходам (т.е. финан­сирует предусмотренные бюджетом мероприятия), регули­рует отношения между бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами, реализует управление и обслу­живание государственного долга.

В исполнении бюджета непосредственно участвуют все плательщики налогов, сборов и других видов платежей, а также распорядители кредитов, получающие и использующие бюджетные ассигнования. Результаты исполнения бюджета отражаются в отчете, характеризующем фак­тические поступления доходов и использование бюджетных ассигнований. Министерство финансов Республики Беларусь составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета республики за предыдущий финансовый(бюджетный) год, основываясь на отчетах об исполнении республиканского бюджета и бюджетов областей и г. Минска) и представляет его Правительству Республики Бела­русь на рассмотрение и утверждение.