Информативность приборной панели

Важным вопросом, который решает конструктор, является выбор конкретных приборов и других информационных устройств, которыми должен быть оборудован автомобиль или трактор, и в каком композиционном порядке эти устройства должны быть раз­мещены на панели приборов, на ограниченном пространстве ин­формационного поля. Основную зрительную информацию о дорожной обстановке, о подвижных и неподвижных ориентирах водитель получает извне. К приборам он обращается эпизодически, каждое обращение про­исходит за время 0,5...0,8 с, а общее время обращения обычно не превышает 1 % рабочего времени. За время обращения водитель должен выбрать из всей совокупности информации, которая пре­доставляется ему на панели, нужную для него в данное время, считать ее с информационного устройства, осмыслить, чтобы за­тем выполнить то или иное воздействие на автомобиль или трак­тор с помощью органов управления. Считывание информации протекает в условиях острого дефицита времени, причем этот де­фицит увеличивается с ростом скорости движения и плотности транспортного потока. При каждом обращении к панели приборов водитель, не осоз­навая этого, решает поисковую задачу. Время ее выполнения за­висит от следующих факторов: общего числа элементов информационного поля; плотности элементов информационного поля и характера фона; структуры информационного поля; маршрута движения глаз; разнообразия элементов информационного поля. Одна из основных рекомендаций — число приборов, располо­женных на панели, должно быть минимальным, но достаточным. Расположенные на панели приборов устройства не должны «Налезать друг на друга», они должны четко выделяться, даже если Расположены под общим стеклом. Расстояние между отдельными Устройствами должно быть достаточным для фиксации взгляда Именно на этом устройстве. Фон приборной панели не должен отвлекать на себя внимание водителя. Как отрицательный пример можно привести циферблаты наручных или настенных часов с различными цветными картинками на них. Чтобы уменьшить время, которое водитель затрачивает на по­иск нужного информационного устройства, целесообразно различ­ные приборы (индикаторы, сигнальные лампы и т.д.) распола­гать на панели отдельными функциональными зонами. Например, сведения о режиме работы двигателя (частоте вращения коленча­того вала, температуре, давлении масла и др.) лучше получать от устройств, которые расположены вблизи друг от друга. Зону их размещения можно выделить каким-либо дизайнерским приемом: обвести каймой, обозначить цветом или как-то иначе. Также це­лесообразно выделить средства отображения информации о пара­метрах движения автомобиля (скорости, пройденном пути, сум­марном пробеге). Иначе говоря, структура информационного поля должна быть упорядочена. В гл. 1 упоминалось, что точка взгляда водителя перемещается по информационному полю скачками. При этом каждый такой скачок требует определенного времени. Поэтому желательно, что­бы нужную информацию водитель смог бы получить при корот­ком маршруте движения глаз по панели приборов. Не должно быть излишнего разнообразия элементов информационного поля, не следует делать, например, каждый прибор или ячейку светового табло своего размера. Представляемая водителю на панели приборов информация может быть количественной и качественной. Количественная информация (скорость движения автомобиля или трактора, частота вращения коленчатого вала двигателя, сум­марный или суточный пробег и т. п.) оценивается числами. Такая информация может предоставляться водителю в аналоговой или цифровой форме. Пример аналогового представления информа­ции — стрелочный прибор, цифрового представления — число на барабанчике суточного пробега. Таким образом, стрелочный при­бор или цифровое информационное устройство предоставляют одинаковые сведения, однако воспринимаются они водителем по-разному. Качественная информация показывает состояние объекта: вклю­чено—выключено, много—мало, достаточно—недостаточно (на­пример, недостаточное давление в системе смазывания двигателя). Для такой информации подходят сигнальные лампочки, световые индикаторы и т.п. Для получения точной количественной информации со стре­лочного прибора человек должен сопоставить положение стрелки и деления на шкале и учесть число, которое этому делению соот­ветствует. В результате процесс отображения информации в созна­нии человека имеет несколько стадий, что требует определенного времени. Предоставление информации цифровым устройством сразу дает некоторое число, следовательно, человеку для ее вос­приятия требуется меньше времени, при этом исключаются ошиб­ки, связанные с тем, что на стрелочном приборе стрелка может не вполне точно совпадать с делением шкалы и требуется некото­рая интерполяция показаний прибора. Если прибор отражает динамический процесс, например уве­личение частоты вращения коленчатого вала двигателя при разго­не автомобиля (тахометр), то оказывается, что стрелка плавно перемещается по шкале, и ее движение легко прогнозируется во­дителем, а цифровой прибор дает быстро меняющиеся числа, и уследить за их сменой невозможно. Стандарты предписывают, что частота смены цифр не должна превышать двух в секунду. Если учесть, что весь разгон динамичного автомобиля на одной из низ­ких передач не превышает нескольких секунд, станет понятным, что цифровой прибор для такого использования непригоден. При стрелочном тахометре водитель периферическим зрением оцени­вает положение стрелки, даже не привязывая его к конкретным делениям шкалы, и этой информации ему достаточно. В то же время многие системы автомобиля и трактора меняют свое состо­яние медленно, но при этом желательна высокая точность их оцен­ки. В этом случае целесообразно использовать цифровые устрой­ства. В цифровой форме удобно представлять пробег автомобиля, отработанные дизелем моточасы и др. Устройства зрительной информации могут иметь различное оформление. Уже упоминалось о стрелочных приборах, которые постоянно «предъявляют себя», будучи расположены на панели приборов. Сигнальные лампочки и ячейки световых табло могут светиться или не светиться. Иногда используется дисплей, напри­мер, на экране постоянно изображается шкала спидометра, зани­мая все его поле. Другая информация, в аналоговом или цифро­вом виде, появляется на экране в двух случаях: по вызову водите­ля, например нажатием кнопки, или принудительно, при выходе какого-либо контролируемого параметра за допустимые пределы. Чаще всего используется жидкокристаллический дисплей, но при этом приходится мириться с тем, что при низкой температуре он работает очень медленно. Экраны на основе электронно-лучевой трубки в принципе могут использоваться на автомобиле или трак­торе, но они имеют ряд недостатков с точки зрения их примене­ния в достаточно «суровых» условиях. Большой объем информации, правда, в режиме «да—нет», мо­жет быть представлен светящимися индикаторами, объединенны­ми в табло или расположенными отдельно. На лицевой части ин­дикатора наносится условное обозначение, позволяющее иденти­фицировать индикатор и систему, к которой он относится. При большом числе контролируемых систем расположить индикаторы непосредственно на панели приборов обычно не удается, и тогда их помещают на отдельном табло, которое находится, например, на потолке кабины автомобиля вблизи зеркала заднего вида. Есте­ственно, что водитель не смотрит постоянно в это место, и для привлечения его внимания в хорошо просматриваемом месте па­нели приборов размещают сигнальный знак, который вспыхивает (иногда мигающим светом) при каком-либо нарушении в работе одной из систем. Сигнал говорит водителю: «посмотри на табло», а уже включившийся индикатор на табло информирует о конк­ретном событии. Сигнальные лампочки (или светодиоды) целесообразно исполь­зовать, если без дополнительных надписей можно понять, к чему относится ее сигнал. Так, например, если включилась красная лампочка на указателе количества топлива в баке, то водитель однозначно понимает, что топлива осталось мало. Действующими стандартами и практикой установлено, что зе­леный цвет сигнальной лампы или индикатора информирует о нормальном функционировании какой-либо системы, например о том, что включено наружное освещение автомобиля. Желтый сигнал — предупреждающая информация, имеющая уведомительный характер. Он говорит о том, что требуется при­нятие каких-либо мер, но решение остается за водителем. Красный сигнал индикатора — аварийный, он требует приня­тия немедленных мер или запрещает какое-либо действие. Такой сигнал информирует, например, о недопустимом падении давле­ния масла в смазочной системе двигателя, об отказе одного из контуров тормозной системы и т. п. Конкретный комплект приборов и других средств отображе­ния информации, которые должны быть установлены на авто­мобиле, зависит от класса автомобиля, предполагаемой квали­фикации водителя, а зачастую и от требований моды. Обычно автомобили высоких классов имеют более широкий набор средств отображения информации, но в ряде случаев, например, если владелец дорогого автомобиля не профессиональный водитель, не имеет смысла снабжать такую машину большим количеством приборов, потому что их показания ему не всегда понятны и мо­гут лишь напугать обилием информации. Лучше потратить усилия конструктора и дизайнера на создание привлекательного вида панели приборов. Если же таким автомобилем управляет наемный профессиональный водитель, то лучше подробно информировать его о состоянии отдельных систем. На недорогих автомобилях ко­личество средств отображения информации часто диктуется тре­бованиями снижения цены. Набор средств отображения информации на тракторе опреде­ляется, помимо соображений цены, теми технологическими за­дачами, для выполнения которых он предназначен и которые обес­печиваются установленным оборудованием, навесными орудия­ми и т.д. Средства отображения информации, размещаемые на панели приборов автомобиля, классифицируются по иерархическим при­знакам. Учитываются два основных фактора: обязательность или необязательность применения с точки зрения стандартов и правил и скорость изменения параметра, который отражается данным при­бором. Последнее обстоятельство позволяет разделить все средства отображения информации на приборы постоянного и периоди­ческого пользования. Обязательным прибором на автомобиле является спидометр, он требует постоянного наблюдения, его показания меняются быстро. Это прибор постоянного пользования, поэтому он уста­навливается в композиционном центре приборной панели. Часто рядом с ним помещают тахометр, его применение не обязатель­но, но показания очень важны с точки зрения экономии топлива и долговечности двигателя. Чаще всего эти приборы имеют круго­вые шкалы. На циферблате спидометра обычно помещают цифро­вые счетчики пройденного пути: суммарный и суточный. Счетчик суточного пробега размещается таким образом, чтобы стрелка спидометра не перекрывала его. Этот прибор снабжается устрой­ством сброса показаний. Другой обязательный прибор — указатель количества топлива в баке. Его показания не могут быстро измениться во время дви­жения автомобиля или трактора, это прибор периодического пользования, его можно поместить не в самом удобном месте па­нели приборов. Если для взгляда на него водитель должен немного повернуть голову, то это вполне допустимо. Указатель температуры охлаждающей жидкости двигателя обыч­но размещают в хорошо видном месте приборной панели, его по­казания важны для обеспечения работоспособности двигателя. Указатель давления масла в системе смазки двигателя — важ­ный прибор, но его часто заменяют контрольной лампочкой или индикатором. Устанавливается в хорошо просматриваемой зоне панели приборов. Общий индикатор тревожного изменения параметров какой-либо системы автомобиля, сигнализирующий о необходимости обращения к табло индикаторов, помещается на одном из самых вИцных мест панели приборов. Иногда ему придают форму пре­дупреждающего дорожного знака — желтый треугольник с крас­ной каймой и восклицательным знаком в центре. Другие приборы и индикаторы стараются разместить в преде­лах видимого информационного поля панели приборов с учетом Того, что перегруженность панели элементами затрудняет восприятие необходимой информации, а главные приборы, прежде все-г° спидометр, должны иметь по возможности крупные размеры. Чтобы сократить время, которое водитель тратит на поиск и оценку нужной информации, на стрелочных приборах целесооб­разно выделять зоны, характеризующие то или иное состояние объекта контроля. Например, на тахометре обычно выделяется зона недопустимо высокой частоты вращения коленчатого вала. Это очень полезно, потому что в процессе разгона автомобиля води­телю важно знать не конкретное числовое значение частоты вра­щения, а то, не повысилось ли ее значение до опасных пределов. Кроме того, на этой шкале можно выделить зону, в которой воз­можно включение турбокомпрессора, и зону, соответствующую экономичной работе двигателя (такая зона часто выделяется и на спидометре). Зоны чаще всего обозначаются цветными полосами (зеленой — для зоны экономичной работы; красной — для зоны опасно высокой частоты вращения вала двигателя). В целом панель приборов позволяет водителю создать инфор­мационную модель объекта управления и оценить его работу. Перечень средств отображения информации для автомобилей и тракторов имеет много общего, но на тракторах дополнительно могут быть применены приборы, контролирующие ход выполне­ния технологического процесса при работе тракторного агрегата и его производительность (буксование движителя, частоту враще­ния вала отбора мощности, площадь обработанного поля и т.п.).