Информативность приборной панели
Важным вопросом, который решает конструктор, является выбор конкретных приборов и других информационных устройств, которыми должен быть оборудован автомобиль или трактор, и в каком композиционном порядке эти устройства должны быть размещены на панели приборов, на ограниченном пространстве информационного поля. Основную зрительную информацию о дорожной обстановке, о подвижных и неподвижных ориентирах водитель получает извне. К приборам он обращается эпизодически, каждое обращение происходит за время 0,5...0,8 с, а общее время обращения обычно не превышает 1 % рабочего времени. За время обращения водитель должен выбрать из всей совокупности информации, которая предоставляется ему на панели, нужную для него в данное время, считать ее с информационного устройства, осмыслить, чтобы затем выполнить то или иное воздействие на автомобиль или трактор с помощью органов управления. Считывание информации протекает в условиях острого дефицита времени, причем этот дефицит увеличивается с ростом скорости движения и плотности транспортного потока. При каждом обращении к панели приборов водитель, не осознавая этого, решает поисковую задачу. Время ее выполнения зависит от следующих факторов: общего числа элементов информационного поля; плотности элементов информационного поля и характера фона; структуры информационного поля; маршрута движения глаз; разнообразия элементов информационного поля. Одна из основных рекомендаций — число приборов, расположенных на панели, должно быть минимальным, но достаточным. Расположенные на панели приборов устройства не должны «Налезать друг на друга», они должны четко выделяться, даже если Расположены под общим стеклом. Расстояние между отдельными Устройствами должно быть достаточным для фиксации взгляда Именно на этом устройстве. Фон приборной панели не должен отвлекать на себя внимание водителя. Как отрицательный пример можно привести циферблаты наручных или настенных часов с различными цветными картинками на них. Чтобы уменьшить время, которое водитель затрачивает на поиск нужного информационного устройства, целесообразно различные приборы (индикаторы, сигнальные лампы и т.д.) располагать на панели отдельными функциональными зонами. Например, сведения о режиме работы двигателя (частоте вращения коленчатого вала, температуре, давлении масла и др.) лучше получать от устройств, которые расположены вблизи друг от друга. Зону их размещения можно выделить каким-либо дизайнерским приемом: обвести каймой, обозначить цветом или как-то иначе. Также целесообразно выделить средства отображения информации о параметрах движения автомобиля (скорости, пройденном пути, суммарном пробеге). Иначе говоря, структура информационного поля должна быть упорядочена. В гл. 1 упоминалось, что точка взгляда водителя перемещается по информационному полю скачками. При этом каждый такой скачок требует определенного времени. Поэтому желательно, чтобы нужную информацию водитель смог бы получить при коротком маршруте движения глаз по панели приборов. Не должно быть излишнего разнообразия элементов информационного поля, не следует делать, например, каждый прибор или ячейку светового табло своего размера. Представляемая водителю на панели приборов информация может быть количественной и качественной. Количественная информация (скорость движения автомобиля или трактора, частота вращения коленчатого вала двигателя, суммарный или суточный пробег и т. п.) оценивается числами. Такая информация может предоставляться водителю в аналоговой или цифровой форме. Пример аналогового представления информации — стрелочный прибор, цифрового представления — число на барабанчике суточного пробега. Таким образом, стрелочный прибор или цифровое информационное устройство предоставляют одинаковые сведения, однако воспринимаются они водителем по-разному. Качественная информация показывает состояние объекта: включено—выключено, много—мало, достаточно—недостаточно (например, недостаточное давление в системе смазывания двигателя). Для такой информации подходят сигнальные лампочки, световые индикаторы и т.п. Для получения точной количественной информации со стрелочного прибора человек должен сопоставить положение стрелки и деления на шкале и учесть число, которое этому делению соответствует. В результате процесс отображения информации в сознании человека имеет несколько стадий, что требует определенного времени. Предоставление информации цифровым устройством сразу дает некоторое число, следовательно, человеку для ее восприятия требуется меньше времени, при этом исключаются ошибки, связанные с тем, что на стрелочном приборе стрелка может не вполне точно совпадать с делением шкалы и требуется некоторая интерполяция показаний прибора. Если прибор отражает динамический процесс, например увеличение частоты вращения коленчатого вала двигателя при разгоне автомобиля (тахометр), то оказывается, что стрелка плавно перемещается по шкале, и ее движение легко прогнозируется водителем, а цифровой прибор дает быстро меняющиеся числа, и уследить за их сменой невозможно. Стандарты предписывают, что частота смены цифр не должна превышать двух в секунду. Если учесть, что весь разгон динамичного автомобиля на одной из низких передач не превышает нескольких секунд, станет понятным, что цифровой прибор для такого использования непригоден. При стрелочном тахометре водитель периферическим зрением оценивает положение стрелки, даже не привязывая его к конкретным делениям шкалы, и этой информации ему достаточно. В то же время многие системы автомобиля и трактора меняют свое состояние медленно, но при этом желательна высокая точность их оценки. В этом случае целесообразно использовать цифровые устройства. В цифровой форме удобно представлять пробег автомобиля, отработанные дизелем моточасы и др. Устройства зрительной информации могут иметь различное оформление. Уже упоминалось о стрелочных приборах, которые постоянно «предъявляют себя», будучи расположены на панели приборов. Сигнальные лампочки и ячейки световых табло могут светиться или не светиться. Иногда используется дисплей, например, на экране постоянно изображается шкала спидометра, занимая все его поле. Другая информация, в аналоговом или цифровом виде, появляется на экране в двух случаях: по вызову водителя, например нажатием кнопки, или принудительно, при выходе какого-либо контролируемого параметра за допустимые пределы. Чаще всего используется жидкокристаллический дисплей, но при этом приходится мириться с тем, что при низкой температуре он работает очень медленно. Экраны на основе электронно-лучевой трубки в принципе могут использоваться на автомобиле или тракторе, но они имеют ряд недостатков с точки зрения их применения в достаточно «суровых» условиях. Большой объем информации, правда, в режиме «да—нет», может быть представлен светящимися индикаторами, объединенными в табло или расположенными отдельно. На лицевой части индикатора наносится условное обозначение, позволяющее идентифицировать индикатор и систему, к которой он относится. При большом числе контролируемых систем расположить индикаторы непосредственно на панели приборов обычно не удается, и тогда их помещают на отдельном табло, которое находится, например, на потолке кабины автомобиля вблизи зеркала заднего вида. Естественно, что водитель не смотрит постоянно в это место, и для привлечения его внимания в хорошо просматриваемом месте панели приборов размещают сигнальный знак, который вспыхивает (иногда мигающим светом) при каком-либо нарушении в работе одной из систем. Сигнал говорит водителю: «посмотри на табло», а уже включившийся индикатор на табло информирует о конкретном событии. Сигнальные лампочки (или светодиоды) целесообразно использовать, если без дополнительных надписей можно понять, к чему относится ее сигнал. Так, например, если включилась красная лампочка на указателе количества топлива в баке, то водитель однозначно понимает, что топлива осталось мало. Действующими стандартами и практикой установлено, что зеленый цвет сигнальной лампы или индикатора информирует о нормальном функционировании какой-либо системы, например о том, что включено наружное освещение автомобиля. Желтый сигнал — предупреждающая информация, имеющая уведомительный характер. Он говорит о том, что требуется принятие каких-либо мер, но решение остается за водителем. Красный сигнал индикатора — аварийный, он требует принятия немедленных мер или запрещает какое-либо действие. Такой сигнал информирует, например, о недопустимом падении давления масла в смазочной системе двигателя, об отказе одного из контуров тормозной системы и т. п. Конкретный комплект приборов и других средств отображения информации, которые должны быть установлены на автомобиле, зависит от класса автомобиля, предполагаемой квалификации водителя, а зачастую и от требований моды. Обычно автомобили высоких классов имеют более широкий набор средств отображения информации, но в ряде случаев, например, если владелец дорогого автомобиля не профессиональный водитель, не имеет смысла снабжать такую машину большим количеством приборов, потому что их показания ему не всегда понятны и могут лишь напугать обилием информации. Лучше потратить усилия конструктора и дизайнера на создание привлекательного вида панели приборов. Если же таким автомобилем управляет наемный профессиональный водитель, то лучше подробно информировать его о состоянии отдельных систем. На недорогих автомобилях количество средств отображения информации часто диктуется требованиями снижения цены. Набор средств отображения информации на тракторе определяется, помимо соображений цены, теми технологическими задачами, для выполнения которых он предназначен и которые обеспечиваются установленным оборудованием, навесными орудиями и т.д. Средства отображения информации, размещаемые на панели приборов автомобиля, классифицируются по иерархическим признакам. Учитываются два основных фактора: обязательность или необязательность применения с точки зрения стандартов и правил и скорость изменения параметра, который отражается данным прибором. Последнее обстоятельство позволяет разделить все средства отображения информации на приборы постоянного и периодического пользования. Обязательным прибором на автомобиле является спидометр, он требует постоянного наблюдения, его показания меняются быстро. Это прибор постоянного пользования, поэтому он устанавливается в композиционном центре приборной панели. Часто рядом с ним помещают тахометр, его применение не обязательно, но показания очень важны с точки зрения экономии топлива и долговечности двигателя. Чаще всего эти приборы имеют круговые шкалы. На циферблате спидометра обычно помещают цифровые счетчики пройденного пути: суммарный и суточный. Счетчик суточного пробега размещается таким образом, чтобы стрелка спидометра не перекрывала его. Этот прибор снабжается устройством сброса показаний. Другой обязательный прибор — указатель количества топлива в баке. Его показания не могут быстро измениться во время движения автомобиля или трактора, это прибор периодического пользования, его можно поместить не в самом удобном месте панели приборов. Если для взгляда на него водитель должен немного повернуть голову, то это вполне допустимо. Указатель температуры охлаждающей жидкости двигателя обычно размещают в хорошо видном месте приборной панели, его показания важны для обеспечения работоспособности двигателя. Указатель давления масла в системе смазки двигателя — важный прибор, но его часто заменяют контрольной лампочкой или индикатором. Устанавливается в хорошо просматриваемой зоне панели приборов. Общий индикатор тревожного изменения параметров какой-либо системы автомобиля, сигнализирующий о необходимости обращения к табло индикаторов, помещается на одном из самых вИцных мест панели приборов. Иногда ему придают форму предупреждающего дорожного знака — желтый треугольник с красной каймой и восклицательным знаком в центре. Другие приборы и индикаторы стараются разместить в пределах видимого информационного поля панели приборов с учетом Того, что перегруженность панели элементами затрудняет восприятие необходимой информации, а главные приборы, прежде все-г° спидометр, должны иметь по возможности крупные размеры. Чтобы сократить время, которое водитель тратит на поиск и оценку нужной информации, на стрелочных приборах целесообразно выделять зоны, характеризующие то или иное состояние объекта контроля. Например, на тахометре обычно выделяется зона недопустимо высокой частоты вращения коленчатого вала. Это очень полезно, потому что в процессе разгона автомобиля водителю важно знать не конкретное числовое значение частоты вращения, а то, не повысилось ли ее значение до опасных пределов. Кроме того, на этой шкале можно выделить зону, в которой возможно включение турбокомпрессора, и зону, соответствующую экономичной работе двигателя (такая зона часто выделяется и на спидометре). Зоны чаще всего обозначаются цветными полосами (зеленой — для зоны экономичной работы; красной — для зоны опасно высокой частоты вращения вала двигателя). В целом панель приборов позволяет водителю создать информационную модель объекта управления и оценить его работу. Перечень средств отображения информации для автомобилей и тракторов имеет много общего, но на тракторах дополнительно могут быть применены приборы, контролирующие ход выполнения технологического процесса при работе тракторного агрегата и его производительность (буксование движителя, частоту вращения вала отбора мощности, площадь обработанного поля и т.п.). |