Публичные дискуссии в современном обществе

 

Подлинно демократические общества прошлого и настоящего всегда вырабатывали традиции публичных обсуждений и широко практиковали их для принятия согласованных решений по всем важным вопросам. Вспомним традиции публичных обсуждений в Древней Греции и Древнем Риме, традиции английских обще­ственных и парламентских дискуссий, Новгородское вече, ми­тинги в России во время революции и в период перестройки, исключительно развитую практику дебатирования всех обществен­но значимых проблем в США.

По мнению американцев, именно практика самого широкого публичного обсуждения острых общественных проблем позволила Америке разрешить острейшие расовые проблемы в 50-60-х гг. XX в., решить проблему неравенства оплаты труда мужчин и жен­щин, а также резко сократить (на 40%) число курящих амери­канцев.

В США дебатированию как учебному предмету обучают в школах с 12 лет, во всех колледжах и университетах. В учебных заведениях существует специальный преподаватель, который называется debate coach (тренер по дебатам, дебатный тренер), и, кроме того, много­численные учебные пособия, видеотренинги.

В классах, школах, образовательных округах, городах и штатах есть дебатные команды школ и других учебных заведений, кото­рые участвуют в соревнованиях самых различных уровней - от классных и школьных до общенационального соревнования по дебатированию, лучшие команды и их участники не менее попу­лярны в своих коллективах и городах, чем игроки в американский футбол. Кабельное и местное телевидение, телевидение штата ча­сто передают дебаты по тем или иным местным вопросам, что еще более повышает общественную значимость дебатов, возлага­ет на их участников дополнительную ответственность за обще­ственный резонанс проводимого ими обсуждения. Часто после дебатов, которые всегда проводятся с участием зрителей и групп поддержки, зрители голосуют. Результаты голосования не имеют никакого обязывающего характера, они просто показывают учас­тникам итоги их работы, а также выявляют победителя, если это было соревнование.

Публичное демократическое обсуждение различных проблем является важнейшим условием самого существования демократи­ческого общества, основой его каждодневного функционирова­ния, гарантией общественного одобрения любого важного реше­ния, затрагивающего интересы всего общества или какой-либо его части. Общественное обсуждение - гарантия от неправильных решений, ущемляющих интересы отдельных слоев общества, групп населения.

Для современной России необходимость широкого публично­го обсуждения общественно значимых проблем также является несомненным фактом.

Однако надо признать, что в современном российском обще­стве практически полностью отсутствует традиция и практика демократического всестороннего публичного обсуждения представ­ляющих общественный интерес проблем в коллективах, дискус­сионных клубах, учебных заведениях и в целом на уровне рядо­вых граждан. Отсутствуют опыт таких обсуждений, общеприня­тые правила проведения таких мероприятий, единые требования к регламенту выступлений и ответам на вопросы, распределе­нию ролей участников обсуждения и др. Нет традиции соблюде­ния регламента всеми участниками таких дискуссий независимо от должностного положения, нет опыта уважительного задавания вопросов и ответов на заданные вопросы по существу, нет тради­ции неукоснительного соблюдения этических и риторических норм ведения дискуссии.

Необходимо отметить, что публичные дискуссии на разных уровнях и по разным вопросам с соблюдением цивилизованных риторических норм и процедур должны стать неотъемлемой частью жизни нашего общества.