Введение

 

Целью курса является ознакомление читателей с основами концепций и моделей государственного регулирования экономики наиболее мощных зарубежных стран.

Государственное регулирование экономики в зарубежных странах представляет интерес для самостоятельного сравнительного анализа динамики развития социально-экономических процессов в разных странах и выработки собственных критериев качественной оценки эффективности отдельных элементов в моделях государственного регулирования экономики рассматриваемых стран.

Изучение зарубежного опыта полезно для недопущения повторения ошибок, имевших место в других странах, а также для выработки ценностных ориентаций на наиболее эффективные для всего общества формы, методы, механизмы и инструменты государственного регулирования экономики, которые успешно зарекомендовали себя, что наиболее наглядно отражается в достигнутом уровне продолжительности жизни, уровне образования населения, уровне доходов на душу населения, а также по достигнутому очевидно высокому уровню стандартов социальной защиты населения в большинстве из исследуемых в данном курсе лекций стран.

Курс лекций “Государственное регулирование экономики в зарубежных странах” основан на предположении, что читатели уже предварительно получили достаточно широкие и глубокие знания при изучении курса государственного регулирования экономики по учебнику профессора кафедры теории и практики государственного управления Академии управления при Президенте Республики Беларусь Н.Б. Антоновой.

Автор-составитель выражает благодарность коллегам по кафедре теории и практики государственного управления, профессорско –преподавательскому коллективу Акдемии управления, а также студентам и слушателям Академии управления за информацию вошедшую в данный курс лекций.

 

 

1. Основы государственного регулирования экономики

в зарубежных странах

 

1.1. Предмет и цели государственного регулирования экономики

в зарубежных странах

 

Важнейшую роль в жизни любого общества играет государство, которое выступает как форма его политической организации. Государство определяет поведение и жизнедеятельность людей, устанавливает общественный строй на определенной территории. Его основное назначение состоит в защите существующего строя и порядка посредством политической воли, авторитета власти, принуждения и других методов.

Государство возникло вследствие общественного разделения труда, появления частной собственности и сложившихся общественных отношений. На протяжении всего периода человеческого развития понятие государства непременно отождествлялось с понятием власти.

Сегодня государство рассматривается как основное орудие политической власти, признаками которого являются наличие органов и учреждений, осуществляющих функции власти; системы правовых норм и актов; определенной терриории, на которую распространяется его юрисдикция.

Основой государственного управления в любой стране является государственная власть. Сильная, дееспособная власть – это первое условие успешного государственного управления.

В своем упрвленческом воздействии государство опирается на право, использует силу права, применяет ту или иную его форму.

Основанное на силе власти и верховенстве права государственное управление представляет собой очень сложную систему. Имеющу. Комплексный, многоплановый и многогранный характер, что требует выделения в его составе отдельных элементов: сторон, сфер, объектов, учета их сложных взаимосвязей и проявлений.

В рамках курса государственного регулирования экономики в зарубежных странах в одинаковом значении используются два термина: государственное управление и государственное регулирование экономики, так как они идентичны по отношению к объекту управления.

В качестве объекта государственного регулирования может выступать национальная экономика. Все ее подсистемы – регионы, отрасли. Сферы, социально-экономические процессы и явления.

Предметом науки государственного регулирования экономики является изучение моделей государственного регулирования экономики зарубежных стран.

Содержанием государственного регулирования экономики является организация регулирующих воздействий государства на развитие национальной экономики и ее отдельных подсистем в заданном направлении.

Цели государственного регулирования экономики в зарубежных странах:

1. Укрепление строя и его адаптация к изменяющимся условиям.

2. Выравнивание экономических циклов.

3. Совершенствование структуры народного хозяйства.

4. Стабилизация денежного обращения.

5. Поддержание нормальной занятости.

6. Социальный мир.

7. Внешнеэкономическое равновесие.

8. Стабильность цен.

9. Поддержание конкуренции.

10. Защита, сохранение окружающей среды.

Стратегическая цель: экономическая и социальная стабильность, рост жизненного уровня населения.

 

1.2. Концепции регулирования рыночной экономики

 

На различных этапах становления и развития рыночной экономики менялось отношение к вмешательству государства в эти процессы. Если в период формирования рыночных отношений (XVII-XVIII вв.) признавалась необходимость государственного регулирования торговли, промышленности, то в конце XVIII в. вмешательство государства расценивалось как помеха, сдерживающая развитие самих рыночных отношений. Это не могло не сказаться на развитии экономической мысли и обусловило появление различных концепций регулирования рыночной экономики (рис. 1.1.)

В период заката феодализма и перехода к капитализму возник меркантилизм, который стал экономическим учением и экономической политикой периода раннего капитализма (XV-XVII вв.)

Представители школы меркантилизма выступали за активную государственную экономическую политику, отражающую интересы торгового капитала (крупных торговых монополий) и содействующую развитию торговли и промышленности, работающей на экспорт.

Главной задачей меркантилистской политики было привлечение в страну возможно большего количества золота и серебра: чем больше денег, тем богаче государство.

В развитии меркантилизма выделяют два этапа:

- ранний этап, для которого характерна политика денежного баланса; ее цель – удержание денег в стране;

- поздний этап, во время которого проводилась политика торгового баланса, направленная на увеличение запаса золота и серебра путем активного сальдо по торговому балансу (т.е. превышение вывоза над ввозом).