Спецификация RMON

Новейшим добавлением к функциональным возможностям SNMP является спецификация RMON, которая обеспечивает удаленное взаимодействие с базой М1В. До появления RMON протокол SNMP не мог использоваться удаленным образом, он допускал только локальное управление устройствами. База RMON М1В обладает улучшенным набором свойств для удаленного управления, так как содержит агрегированную информацию об устройстве, что не требует передачи по сети больших объемов информации. Объекты RMON М1В включают дополнительные счетчики ошибок в пакетах, более гибкие средства анализа графических трендов и статистики, более мощные средства фильтрации для захвата и анализа отдельных пакетов, а также более сложные условия установления сигналов предупреждения. Агенты RMON М1В более интеллектуальны по сравнению с агентами М1В-1 или MIB-II и выполняют значительную часть работы по обработке информации об устройстве, которую раньше выполняли менеджеры. Эти агенты могут располагаться внутри различных коммуникационных устройств, а также быть выполнены в виде отдельных программных модулей, работающих на универсальных ПК и ноутбуках (примером может служить LANalyzer Novell).

Объекту RMON присвоен номер 16 в наборе объектов М1В, а сам объект RMON объединяет 10 групп следующих объектов:

• Statistics - текущие накопленные статистические данные о характеристиках пакетов, количестве коллизий и т.п.

• History - статистические данные, сохраненные через определенные промежутки времени для последующего анализа тенденций их изменений.

• Alarms - пороговые значения статистических показателей, при превышении которых агент RMON посылает сообщение менеджеру.

Host - данных о хостах сети, в том числе и о их МАС-адресах.

• Host TopN - таблица наиболее загруженных хостов сети.

• Traffic Matrix - статистика интенсивности трафика между каждой парой хостов сети, упорядоченная в виде матрицы.

• Filter - условия фильтрации пакетов.

• Packet Capture - условия захвата пакетов.

Event- условия регистрации и генерации событий,

Данные группы пронумерованы в указанном порядке, поэтому, например, группа Hosts имеет числовое имя 1,3.6.1.2.1.16.4.

Десятую группу составляют специальные объекты протокола Token Ring.

Всего стандарт RMON М1В определяет около 200 объектов в 10 группах, зафиксированных в двух документах - RFC 1271 для сетей Ethernet и RFC 1513 для сетей Token Ring.

Отличительной чертой стандарта RMON М1В является его независимость от протокола сетевого уровня (в отличие от стандартов М1В-1 и MIB-II, ориентированных на протоколы TCP/IP). Поэтому его удобно использовать в гетерогенных средах, использующих различные протоколы сетевого уровня.

Стандарты управления OSI

Модель сетевого управления OSI — OSI Management Framework — определена в документе ISO/IEC 7498-4: Basic Reference Model, Part 4, Management Framework. Она является развитием общей семиуровневой модели взаимодействия открытых систем для случая, когда одна система управляет другой.

Обмен управляющей информацией с использованием протокола управления (Management Protocol) происходит между субъектами приложений управления системами (Systems Management Application Entities, SMAE). Субъекты SMAE расположены на прикладном уровне семиуровневой модели OSI и являются элементами службы управления. Под субъектом в модели OSI понимается активный в данный момент элемент протокола какого-либо уровня, участвующий во взаимодействии.

 

Концепция SMAE

 

 

Уровни Протокол Управления   Уровни
Прикладной Прикладной
  SMAE     SMAE  
   
Представительный Представительный
Сеансовый Сеансовый
Транспортный Транспортный
Сетевой Сетевой
Канальный Канальный
Физический Физический
             

 

 

Рис. 5

 

 

Агенты и менеджеры

 

· Менеджер собирает и сопоставляет данные, получаемые от агентов.

· Менеджер на основе этих данных он может также выполнять административные функции, управляя операциями удаленных агентов.

· Сообщения, которые агент посылает менеджеру по своей инициативе, называются уведомлениями — notifications.

· В стандартах OSI границы между менеджерами и агентами не очень четкие. Субъект SMAE, выполняющий в одном взаимодействии роль менеджера, может в другом взаимодействии выполнять роль агента, и наоборот.

· Чтобы менеджер и агент смогли взаимодействовать, каждый должен иметь определенные знания о другом. Эти знания модель OSI называет контекстом приложения (Application Context, AC). AC описывает элементы прикладного уровня стека OSI, которые используются агентами и менеджерами.

Вспомогательные службы прикладного уровня стека OSI

· ACSE (Association Control Service Element). Отвечает за установление соединений между приложениями различных систем. Соединение (сессия, сеанс) на прикладном уровне OSI носит название ассоциации. Ассоциации бывают индивидуальными и групповыми (shared).

· RTSE (Reliable Transfer Service Element). Занимается поддержкой восстановления диалога, вызванного разрывом нижележащих коммуникационных служб, в рамках ассоциации.

· ROSE (Remote Operations Service Element). Организует выполнение программных функций на удаленных машинах (аналог службы вызова удаленных процедур RPC).

· Протокол СМIР, используемый в стандартах OSI для взаимодействия между менеджерами и агентами, а также программные реализации менеджеров и агентов широко пользуются услугами данных вспомогательных служб, в особенности службы ROSE для вызова удаленных процедур

· ACSE (Association Control Service Element). Отвечает за установление соединений между приложениями различных систем. Соединение (сессия, сеанс) на прикладном уровне OSI носит название ассоциации. Ассоциации бывают индивидуальными и групповыми (shared).

· RTSE (Reliable Transfer Service Element). Занимается поддержкой восстановления диалога, вызванного разрывом нижележащих коммуникационных служб, в рамках ассоциации.

· ROSE (Remote Operations Service Element). Организует выполнение программных функций на удаленных машинах (аналог службы вызова удаленных процедур RPC).

· Протокол СМIР, используемый в стандартах OSI для взаимодействия между менеджерами и агентами, а также программные реализации менеджеров и агентов широко пользуются услугами данных вспомогательных служб, в особенности службы ROSE для вызова удаленных процедур

 

Управление системами, управление уровнем и операции уровня

Основная модель управления OSI включает:

· управление системами,

· управление N-уровнем,

· операции N-уровня.

Это разбиение на три области сделано для того, чтобы учесть все возможные ситуации, возникающие при управлении

 

 

Управление системами

 

Управление системамиимеет дело с управляемыми объектами на всех семи уровнях OSI, включая прикладной уровень. Оно основано на надежной передаче с установлением соединения управляющей информации между конечными системами. Необходимо подчеркнуть, что модель управления OSI не разреша

ет использования служб без установления соединения.

 

 

Управление уровнем

 

Управление N-уровнемограничено управляемыми объектами какого-то определенного уровня семиуровневой модели. Протокол управления использует при этом коммуникационные протоколы нижележащих уровней. Управление N-уровнем полезно, когда нет возможности использовать все семь уровней OSI. В этом случае допускается пользоваться протоколом управления N-уровня, который строго предназначен для данного уровня. Примерами уровневого протокола управления являются протоколы управления для локальных сетей, разработанные институтом IEEE (SMT технологии FDDI), которые ограничены уровнями 1 и 2.

 

Операции уровня

 

Операции N-уровнясводятся к мониторингу и управлению на основе управляющей информации, содержащейся в коммуникационных протоколах только данного уровня. Например, данные мониторинга сети, содержащиеся в кадрах STM-n технологии SDH, относятся к операциям N-уровня, а именно физического уровня.

 

 

Протокол CMIP и услуги CMIS

Доступ к управляющей информации, хранящейся в управляемых объектах, обеспечивается с помощью элемента системы управления, называемого службой CMSIE (Common Management Information Service Element). Служба CMSIE построена в архитектуре распределенного приложения, где часть функций выполняет менеджер, а часть — агент. Взаимодействие между менеджером и агентом осуществляется по протоколу CMIP. Услуги, предоставляемые службой CMSIE, называются услугами CMIS (Common Management Information Services).

Протокол CMIP и услуги CMIS определены в стандартах Х.710 и Х.711 ITU-T.

 

 

Услуги CMIS

Услуги CMIS разделяются на две группы — услуги, инициируемые менеджером (запросы), и услуги, инициируемые агентом (уведомления).

Услуги, инициируемые менеджером, включают следующие операции:

M-CREATE инструктирует агента о необходимости создать новый экземпляр объекта определенного класса или новый атрибут внутри экземпляра объекта;

M-DELETE инструктирует агента о необходимости удаления некоторого экземпляра объекта определенного класса или атрибута внутри экземпляра объекта;

M-GET инструктирует агента о возвращении значения некоторого атрибута определенного экземпляра объекта;

M-SET инструктирует агента об изменении значения некоторого атрибута определенного экземпляра объекта;

M-ACTION инструктирует агента о необходимости выполнения определенного действия над одним или несколькими экземплярами объектов.

Агент инициирует только одну операцию:

M-EVENT_REPORT — отправка уведомления менеджеру.

Для реализации своих услуг служба CMISE должна использовать службы прикладного уровня стека OSI — ACSE, ROSE.

 

Сравнение протоколов SNMP и CMIP

•Применение протокола SNMP позволяет строить как простые, так и сложные системы управления, а применение протокола CMIP определяет некоторый, достаточно высокий начальный уровень сложности системы управления, так как для его работы необходимо реализовать ряд вспомогательных служб, объектов и баз данных объектов.

 

• Агенты CMIP выполняют, как правило, более сложные функции, чем агенты SNMP. Из-за этого операции, которые менеджеру можно выполнить над агентом SNMP, носят атомарный характер, что приводит к многочисленным обменам между менеджером и агентом.

 

• Уведомления (traps) агента SNMP посылаются менеджеру без ожидания подтверждения, что может привести к тому, что важные сетевые проблемы останутся незамеченными, так как соответствующее уведомление окажется потерянным, в то время как уведомления агента CMIP всегда передаются с помощью надежного транспортного протокола и в случае потери будут переданы повторно.

 

• Решение части проблем SNMP может быть достигнуто за счет применения более интеллектуальных MIB (к которым относится RMON MIB), но для многих устройств и ситуаций таких MIB нет (или нет стандарта, или нет соответствующей MIB в управляемом оборудовании).

 

• Протокол CMIP рассчитан на интеллектуальных агентов, которые могут по одной простой команде от менеджера выполнить сложную последовательность действий.

 

• Протокол CMIP существенно лучше масштабируется, так как может воздействовать сразу на несколько объектов, а ответы от агентов проходят через фильтры, которые ограничивают передачу управляющей информации только определенным агентам и менеджерам.