Задания
Задание 1.Попробуйте дать не мене трёх разных ответов на каждый вопрос.
– Почему сегодня в моде худоба?
– Какими будут последствия глобального потепления на Земле?
– Почему люди соблюдают традиции?
– Что будет, если из нашей жизни исчезнут книги?
Задание 2.Пообдерите доводы к следующим тезисам:
1) Каков человек, такова его речь. (Сократ)
2) Каждый человек – творец собственного благополучия.
3) Нет ничего сильнее слова. (Менандр)
4) Не хлебом единым жив человек. (Библия)
Задание 3. Согласитесь со следующими высказываниями или возразите. Свой ответ аргументируйте.
1) С милым рай и в шалаше. (Пословица)
2) Злые языки страшнее пистолета. (А.С.Грибоедов)
3) Где хорошо, там и родина. (Пословица)
4) Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей. (А.С.Пушкин)
5) В Росси две беды: дороги и дураки. (Н.В. Гоголь)
6) Вдохновение – это гостья, которая не любит посещать ленивых. (П.И. Чайковский)
Задание 4. Рассмотрите схемы рассуждений по двум тезисам. Напишите по предложенной схеме (на выбор) аргументирующий текст, дополнив его примерами, а если хотите и своими аргументами.
Схема 1.
1. Тезис: Преподавание литературы в школе необходимо.
2. Причины (почему истинен тезис)
– Феномен «русских мозгов» своим существованием обязан широкой гуманитарной основе нашего образования.
– Литература является одной из главных составляющих этой гуманитарной основы нашего образования.
– Литература воспитывает человека, формирует его нравственно.
– Литература прививает вкус, учит различать прекрасное и пошлое.
– Литература развивает мышление и речь.
3. Следствие (что следует из основного тезиса).
– Нельзя допустить. Чтобы преподавание литературы было формальным.
– Полная жизнь русской классики в школе – это условие существования нашего народа, так как исторически в России вся культура выстроена вокруг чтения.
Схема 2.
1. Тезис: Не сотвори себе кумира. (Библия)
2. Причины
– Поклоняющиеся кумирам люди теряют свою индивидуальность, а каждый человек неповторим.
– Такие люди теряются в толпе себе подобных.
– Поклонение кумиру занижает самооценку человека.
– Человек, слепо подражая кумиру, перестаёт развиваться.
– Люди потом страдают оттого, что не реализовали себя в жизни.
3. Следствие
– Надо быть самим собой, развивать свой потенциал.
– Надо иметь свой ум, свою жизнь.
Задание 5.Постройте свою схему рассуждений по тезисам (на выбор). Образец в задании 4.
1. Дорогу осилит идущий.
2. Классика всегда современна.
3. Каждый человек неповторим.
4. Милее книги в жизни друга нет. (А. Навои)
5. Посторонние люди оказываются справедливее друзей. (М. Вовенарг)
6. Лучше ничего не сказать, чем сказать ничего. (А.Кони)
Задание 6.Определите тип умозаключения в следующих рассуждениях и найдите возможные ошибки.
1. Знания – не что иное, как слова.
Слова – это ветер.
Знания – это ветер.
2. Все красивые блондинки легкомысленны.
Елена – красивая блондинка.
Елена легкомысленна.
3. На дискотеках каждый вечер полно молодёжи. У молодёжи только развлечения на уме.
4. Чтобы была сознательная дисциплина труда, нужна хорошая организация производства. А хорошая организация производства невозможна без сознательной дисциплины труда.
5. Туристы осмотрели город и восхищаются: «Какой чистый город!»
6. Человек рождён для свободы.
Безработный свободен.
Человек рождён, чтобы быть безработным.
Задание 7. Прочитайте тексты и определите способ изложения материала в каждом из них.
1. Известный учёный Лев Николаевич Гумилёв, давая определение национального стереотипа поведения, писал, что когда представители одного народа вступают в контакт с представителями другого народа, то первое, что их удивляет, а иногда и шокирует, — это нормы отношений, принятые у другого народа. Так, например, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время праздников напиваются до бесчувствия. Скифы же, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам.
2. Известный учёный Лев Николаевич Гумилёв привёл серию интересных примеров. Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время праздников напиваются до бесчувствия. Скифы же, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды, увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам. Нормы отношений, принятые у одного народа, удивляют, а иногда и шокируют представителей другого народа. Гумилёв объясняет это существованием национального стереотипа поведения.
3. Хороших актрис у нас много, а Нонна Мордюкова одна. В народном сознании всё равно она проходит первым номером. Потому что она сама — из народа, талантливое и яркое воплощение его подлинной, а не выдуманной судьбы. Она никогда не играла в сладких соцреалистических утопиях про невиданное кубанское изобилие и про ждущий нас всех светлый путь. Наоборот, она и на экране жила той трудной, горькой жизнью, которой жил простой народ. Её учителя Сергей Герасимов и Тамара Макарова предрекали ей в юности роли Анны Карениной, Наташи Ростовой, Антигоны. Но героиням Нонны Мордюковой не довелось плясать на балах, нить вино из тонких фужеров, носить развевающиеся хитоны. Они одевались по большей части в подбитые ветром ватники, платки, закрывающие лицо до самых бровей, да прохудившиеся кирза- чи. У неё и фильмы называются неброско, но характерно: «Чужая родня», «Отчий дом», «Председатель», «Простая история», «Русское иоле», «Журавушка», «Мама»...
«Аргументы и факты»
5* |
4. Многие природные процессы, происходящие в Мировом океане — движение, температурный режим вод, — являются неистощимыми энергетическими ресурсами. Например, суммарная мощность приливной энергии Мирового океана оценивается от 1 до 6 млрд кВт. ч. Главное богатство Мирового океана — его биологические ресурсы (рыба, зоо- и фитопланктон и др.). Биомасса океана насчитывает 150 тыс. животных и 10 тыс. водорослей, а её общий объём оценивается в 35 млрд т, чего вполне может хватить, чтобы прокормить 30 млрд (!) человек. Живой мир океана — это огромные пищевые ресурсы, которые могут быть неистощимы при правильном и бережном их использовании.
Задание 8. Прочитайте примеры вступлений. Определите, какие приёмы используют авторы.
1. Людей какой профессии больше всего на свете? Молва гласит: врачей. А вот статистика всех времён буквально вопиёт против этого утверждения.
2. Человечество не хочет жить без великих людей: в ту неделю, когда умер Микеланджело, родился Галилео Галилей.
3. «Настоящий лётчик-испытатель должен свободно летать на всём, что только может летать, и с некоторым трудом на том, что, вообще-то говоря, летать не может». Это изречение, давно ставшее в авиации классическим, принадлежит лётчику-испытателю С. А. Корзинщикову.
4. Почему люди всё время недовольны телевидением, этим величайшим даром цивилизации? Потому что это дар данайцев. В нас бунтует подавленная, не находящая реализации часть нашего живого существа. Даже в новогоднюю ночь, как невольники на галерах, мы прикованы к телеэкранам и видеомагнитофонам, неспособные сами ни петь, ни плясать, ни кричать, ни смеяться, ни играть, ни разыгрывать друг друга, — фактически не общаемся, а только смотрим, смотрим, в промежутках немного пьём и жуём, жуём, жуём.
5. Всем известно, что археологические изыскания требуют больших средств, отнимают много времени и сил. А нужны ли они? Стоит ли тратить такие усилия только ради того, чтобы уточнить какую-нибудь дату, или расшифровать древний текст, или обнаружить ещё одну стоянку первобытного человека?
6. «Всё, о Люцилий, не наше, а чужое, только время наша собственность. Природа предоставила в наше владение только эту вечно текущую и непостоянную вещь, которую, вдобавок, может отнять у нас всякий, кто этого захочет... Люди решительно ни во что не ценят чужого времени, хотя оно единственная вещь, которую нельзя возвратить обратно при всём желании». Так писал Сенека в самом начале нашей эры, в 50-м году от Рождества Христова.
7. Многие люди задают вопрос: почему картина Малевича «Чёрный квадрат» считается шедевром? Ведь такое нарисовать может каждый, таланта тут не нужно... Но «такое и я могу нарисовать» — это, в общем-то, мнение дилетанта. Во-первых, маслом по холсту не рисуют, а пишут. Во-вторых, повторить эту картину невозможно. «Чёрный квадрат» Малевича — это своего рода математическая формула. Как творчество поэта Велимира Хлебникова или как японский сад камней.
8. Какое это огромное заблуждение — относиться к музыке как к развлечению! А ведь есть же ещё люди, которые воспринимают её именно гак.
Задание 9. Прочитайте примеры заключений. Определите, какие приёмы используют авторы.
1. Для первобытного человека «людьми» были лишь члены его племени. Все остальные были врагами или злыми демонами. Для греков все негреки были варварами. Для христиан все нехристиане были язычниками, для мусульман — те, кто не следовал заветам пророка Магомета, — «неверными». Для европейцев XVIII и даже XIX века всё остальное человечество было скопищем дикарей. Для нас, людей XXI века, знающих своё прошлое, каждый человек на земном шаре принадлежит к единой семье — ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ.
2. В сотый раз спросим себя: кто же должен прививать людям вкус, чувство меры, бережное отношение к родному языку? А заодно — и уважительное отношение к человеку, с которым разговариваешь? Кто, если не мы сами?!
3. Реальная жизнь, увы, приводит нам примеры такого рода, и не пришлось бы в близком будущем констатировать свершившийся факт словами Татьяны Бек: «До свидания, алфавит».
4. Жизнь коротка, а потому «спешите делать добрые дела!»
5. И ещё совсем недавно я наконец-то понял, что это стремление любить и было действием души моей, и душа — это и значит — любовь. А сколько всего мы храним недостойного среди сокровищ нашей души!
6. Есть мудрая старая пословица: хочешь иметь друга — будь им. Иначе: потрудись душой для находящегося рядом человека. Не пожалей ни времени, ни своих чувств, ни своих сил.
7. По моему глубокому убеждению, надо не запоминать сотни * правил, а запомнить одно — необходимость уважительного отношения к другим. А тогда манеры сами придут к вам, придёт память на правила хорошего поведения.
8. Таким ярким цветком, который медленно, на протяжении десятилетий, расцветал и распускался в душе Блока, было чувство родины, ощущение России как Родины.
Задание 10. Прочитайте убеждающую речь, написанную студентом. Проанализируйте её.
НУЖНО ЛИ БОРОТЬСЯ С КУРЕНИЕМ?
«Эпидемия» курения во второй половине XX века охватила многие страны. Сегодня это одна из важнейших проблем медицинского, социального, педагогического и даже юридического характера, требующая безотлагательного решения. Сейчас на планете курит примерно половина мужского и четверть женского населения. От последствий хронического никотинового отравления ежегодно расстается с жизнью не менее 2,5 млн чел. Социологи также подсчитали: если бы люди бросили курить, то от преждевременной смерти было бы спасено ежегодно не менее 5,5 млн чел., а это более 10% от общего числа умирающих.
Согласно медицинской статистике, курящие по сравнению с некурящими в 13 раз чаще страдают ишемической болезнью сердца, в 12 — инфарктом миокарда, в 10 — язвенной болезнью желудка. Из каждых 20 умерших от рака легких — 19 были курильщики. Все чаще жертвами табачного агрессора становятся молодые люди, даже дети, а также женщины детородного возраста. Курящие будущие матери не только губят свое здоровье, они производят на свет неполноценное потомство.
Давайте подумаем: надо ли вообще начинать курить???
Некоторые молодые люди начинают курить, потому что думают, что с сигаретой они выглядят солиднее. Они по доброй воле начинают делать то, что в лучшем случае приведет к ухудшению здоровья, а в худшем убьет, — согласитесь, не самое взрослое решение. На самом деле, взрослые люди как раз отказываются от курения, понимая, что оно никому не прибавляет взрослости и ума.
Другие курят, потому что считают, что это успокаивает, устраняет тревоги и беспокойства. Но курение не решает такие проблемы, оно лишь на время отодвигает их. Как только сигарета докурена, снова начинаешь нервничать. И что тогда?! Снова хвататься за сигарету?! Некоторые, особенно девушки, оправдывают курение тем, что якобы оно не дает им пополнеть. Однако это заблуждение: курение подавляет аппетит, но стройнее стать не помогает. В противном случае все курильщики обладали бы изящными фигурами. Но ведь это же не так.
Табак не занесен в список наркотических средств, но в последнее время ряд ученых все больше склоняются к мысли, что табачный дым действует на организм подобно наркотику. Один американский ученый сделал такой вывод: «роль никотина в импульсивной потребности закурить сигарету идентична роли кокаина». Длительный перерыв в курении приводит к возникновению головокружения, головных болей, тошноты, нервной возбудимости, раздражительности, к снижению физической и умственной активности.
В табачном дыме обнаружено до 6000 самых различных компонентов и их соединений, 30 из которых относятся к разряду натуральных ядов.
Если даже вы не курите и не собираетесь начинать, у вас тоже есть повод для беспокойства. Ведь сигаретным дымом дышат не только курильщики. Большая часть дыма от сигареты попадает в воздух. Это значит, что дымом дышат те люди, которые сами не курят. Вдыхание ядовитого дыма чужих сигарет называется пассивным курением.
Несмотря на то, что курение быстро становится привычкой и может привести к зависимости от табака, люди могут бросить и бросают курить. Отказ от курения полезен с многих точек зрения. Экономятся деньги, улучшается самочувствие, исчезает застарелый запах табака, а самое главное, если удалось бросить курить до развития серьезных заболеваний, связанных с курением, то в дальнейшем вероятность заболеть становится все меньше и меньше.
Я считаю, что бороться с курением нужно! И в обществе уже немало сделано для того чтобы воздух, которым мы дышим, был чистым и нам не приходилось против воли вдыхать вредоносный дым сигарет. Курение запрещено во многих общественных местах, и нарушителям грозит штраф, а в некоторых странах, например в CILIA, даже тюремное заключение. Есть надежда, что в будущем зона, свободная от курения, будет всё расширяться и расширяться.
И теперь, прежде чем взять сигарету, подумайте: «А нужно ли мне это?»