Подготовка боевого учения

 

Подготовка боевого учения включает: определение темы, учебных целей, подготовку руководителя, составление плана проведения учения, подготовку техники боевого поста (постов) к проведению учения.

Тема одиночного боевого учения выбирается руководителем из перечня тем, который разрабатывается командиром боевой части (группы, дивизиона) на месяц или установленный срок отработки курсовой задачи и записывается в тетрадь старшины.

Тема частного боевого учения выбирается из плана отработки задач боевой подготовки боевой частью или из перечней тем частных боевых учений, составляемых командирами боевых частей на кораблях 1 и 2 рангов, помощниками командиров кораблей — на кораблях 3 ранга, командирами кораблей на кораблях 4 ранга.

Темы одиночных боевых учений должны предшествовать темам частных, отсечных и общих учений, а последние — корабельным.

При выборе темы руководитель обязан учитывать, что проведение учений допускается только при наличии у личного состава твердых практических навыков в выполнении своих обязанностей по боевым и эксплуатационным инструкциям, при хорошем знании мер безопасности, а также мер по устранению неисправностей и предупреждению аварийных случаев.

Степень подготовленности личного состава (или боевого поста в целом) определяется старшим начальником по результатам проверочных тренировок на боевых постах или зачетных (контрольных) боевых учений боевого поста.

Порядок определения учебных целей аналогичен порядку определения целей занятий.

Формулировка учебных целей должна определять, к чему следует подготовить (в чем отработать) пост (группу боевых постов) по запланированной теме учения. Учебные цели должны вытекать из общих целей учений и формулироваться конкретно, например: «отработать согласованные действия личного состава боевого поста при выполнении такой-то задачи или при выходе из строя таких-то боевых номеров и т. п.», «совершенствовать взаимодействие и слаженность...», «подготовить боевой пост к решению таких-то вопросов, действий, задач...», «отработать борьбу за живучесть технических средств боевого поста при ...» и т. д.

Подготовка руководителя к учению заключается в повторении им боевых и эксплуатационных инструкций, мер безопасности, первичных мероприятий по борьбе за живучесть применительно к запланированной теме.

Повторяя инструкцию и другие вопросы деятельности личного состава боевого поста (постов), главное внимание следует обращать на характер выполнения совместных приемов (действий) боевых номеров или боевых постов, если проводится частное боевое учение.

В процессе этой работы руководитель также должен выписать основные вопросы, которые считает необходимым отработать на предстоящем учении.

Каждое боевое учение проводится по заранее составленному плану. Поддержание достигнутого уровня подготовки достигается систематическим повторением боевых учений на отработанные темы.

План боевого учения составляется командиром боевого поста (подразделения). Он включает тему, учебные цели, время, перечень отрабатываемых вопросов и вводных и примечание.

План учения подписывается командиром боевого поста (подразделения) и утверждается старшим начальником.

Перечень отрабатываемых вопросов и вводных составляется исходя из темы и целей учения, а также уровня подготовленности расчета боевого поста (постов) на период проведения учения.

Определяя вопросы и вводные, руководитель обязан всегда помнить, что качество достижения учебных целей всецело зависит от правильности, логической последовательности, точности их изложения. По этому, прежде всего, надлежит установить тот объем вопросов, который охватывает основное содержание темы и поставленные учебные цели, и правильно последовательно распределить их. Для этого руководитель использует методические указания (пособия, разработки, правила) и те вопросы, которые им были подготовлены при повторении материала в период личной подготовки.

Количество вопросов и вводных для различных тем может быть различным. Однако большое количество вопросов и вводных намечать к отработке не рекомендуется. Их должно быть столько, сколько возможно хорошо отработать на одном учении. Если по времени на одном учении этого сделать нельзя, тогда лучше по запланированной теме предусмотреть два или несколько учений.

Вводные служат для наращивания обстановки, а также в качестве указаний (команд) для выполнения или отработки каких-либо действий.

Каждая вводная должна быть правдоподобной (т. е. логически вытекать из событий), краткой, категоричной и не должна подсказывать решения исполнителю. Они должны формулироваться так, как в действительности будет наблюдаться внешнее проявление того или иного события, например: «Сопротивление изоляции ниже нормы», «Нет давления…», «Не, вращается вал двигателя» и т. п.

Такая формулировка вводных принуждает обучаемых самостоятельно оценивать события и принимать решения по кругу своих обязанностей, воспитывает решительность, находчивость и инициативу. Так, при включении тумблера дистанционного управления, по вводной «Не запускается ВАКС № 2. Питание на потребители не подается» боевой номер должен самостоятельно определить неисправность предохранителя в сети управления и заменить его, т. е. каждая вводная должна вызывать сознательные, осмысленные действия по определению причин события и устранению этих причин. Вводные разрабатываются, как правило, для всех отрабатываемых вопросов и вписываются в план с указанием ориентировочного времени их вручения.

При определении перечня вводных руководитель должен предусмотреть, какие из них будут имитироваться, а какие объявляться другими способами (устно, секретками).

Имитация вводных может, производиться путем заблаговременного ввода в прибор, механизм, устройство тех или иных неисправностей, разрегулировок, как правило, с использованием учебных блоков, узлов, приборов либо путем снятия питания, вставки неисправных предохранителей там, где это разрешается соответствующими методиками, руководствами и инструкциями по эксплуатации.

Применять имитацию на боевых учениях разрешается только после изучения личным составом средств имитации,способов применения их и мер безопасности при отработке задачи ЭМ-1.

В примечании к плану следует обязательно указывать меры безопасности для личного состава и для предупреждения поломок оружия и техники, а также особые вопросы, чаще всего методического характера, которые руководитель считает необходимым учесть при проведении учения. В основном же примечание используется для заметок руководителя по ходу учения, которые им будут в последующем использованы для разбора.

Если учение на данную тему проводится повторно, руководитель нового плана не составляет, а корректирует прежний план и по нему проводит учение.

Корректура заключается в основном в уточнении и дополнении вводных, изменении времени, выделяемого на отработку тех или иных вопросов в сторону сокращения.

Проводить учения по не откорректированным планам не рекомендуется, так как в этом случае снижаются ихпоучительность и интерес обучаемых.

После окончательной доработки план боевого учения не менее чем за одни сутки до его проведения представляется старшему начальнику на утверждение. План боевого учения с имитацией вводных и указанием мер безопасности утверждается командиром подразделения и обязательно докладывается командиру боевой части для разрешения его проведения.

В процессе подготовки к боевому учению руководитель обязан проверить готовность материальной части к использованию для обучения личного состава, наличие боевых и эксплуатационных инструкций, необходимого инструмента и запасных частей, а также исправность средств связи и сигнализацию.

Перед частным боевым учением руководитель проводит инструктаж командиров боевых постов, на котором доводит до них тему, учебные цели, порядок проведения учения и дает указания по действиям боевых постов в период учения.