Интеграция во внеучебную деятельность школы

 

В своем Послании народу Казахстана Президент страны подчеркнул: «Важно усилить воспитательный компонент процесса обучения. Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности».[28]

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколенияличности ребёнка – одна из самых важных задач школы, являющаяся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, что предполагает раскрытие у человека гуманистических ценностей, ориентированных на доброту, милосердие, сострадание, взаимопомощь. Такой подход является одним из ключевых составляющих образования во благо человека, общества и государства.[29]

Школьный возраст очень важен для воспитания нравственныхкачеств ребенка, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы для дальнейшего гармоничного развития личности.Поэтому воспитательный процесс в школе должен сочетать в себе единство воспитательной и учебнойфункций и способствовать формированию у учащихся нового мировоззрения, основанного на общечеловеческих ценностях.

Нравственным воспитанием на основе общечеловеческих ценностей мы назовем целенаправленный и организованный воспитательный процесс обогащения знаниями общечеловеческих ценностей учащихся в целях формирования нравственных качеств личности. Новой ступенью духовно-нравственного воспитания в образовании является интеграция программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в единое образовательное пространство школы и во все виды ее деятельности.

Развитие и воспитание личности учеников происходит в нескольких направлениях, таких как: урок, внешкольная работа, внеклассная деятельность и пространство, в котором и организуется учебно-воспитательный процесс. Для того чтобы достигнуть результата в деле воспитания нужно, чтобы все эти направления работали по общему плану учебно-воспитательной работы и решали задачу воспитания личности на основе общечеловеческих ценностей.

Педагоги характеризуют воспитательную систему школы как «важнейший фактор целенаправленного воспитания, результат творческой деятельности воспитателей – профессиональных педагогов и общественников. Воспитательная система – феномен реальной действительности. Она включает те цели, ради которых создается; совместную деятельность воспитателей и воспитуемых, обеспечивающую реализацию этих целей; самих людей как субъектов этой деятельности; освоенную ими среду; отношения, развивающиеся между ними; ценностные ориентации и нравственные стороны, определяющие духовное единство и характер их поведения».[30]

Воспитательная система школы существует ради воспитания личности школьника и должна быть гуманистической. Онавлияет на школьников не только через уроки, учителей, учебники, домашние задания (педагогический фактор), но и через неотрывность с окружающей средой, через ценностные отношения, которые складываются между учащимися,классными руководителями, родителями; через психологический климат, традиции, объединяющие взрослых и детей в школе.[31]

Воспитательный процесс– целостная динамическая система, основным фактором которой является личность. По мнению педагогов, «в воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья».[32]

Сегодня педагогический коллектив школы должен задумываться о том, как обновить и совершенствовать практику духовно-нравственного воспитания учащихся. Понятие «воспитательное мероприятие» в педагогике используется для обозначения форм и видов воспитательной работы. «Воспитательное мероприятие – это совокупность различного рода воспитательных воздействий с отвечающими их требованиям материальными и духовными условиями, подчиненных единой комплексной воспитательной цели, взаимодействующих друг с другом, представляющих собой целостное образование».[33]

Воспитательный процесс складывается из воспитательных мероприятий так же, как и учебный процесс составляется из уроков. Процесс воспитания, который имеет характер лишь чередующихся формальных мероприятий, никогда не будет успешным. Этот процесс в школах должен быть организован таким образом, чтобы воспитательная работа носила творческий и коллективный характер. Тогда эта работа будет способствовать реализации цели воспитания – раскрытию высшей нравственно-духовной природы учащихся.

Образовательные учреждения должны быть нацелены на воспитание благородного человека, гражданина и патриота, раскрытие возможностей и способностей молодых казахстанцев, подготовку их к жизни в современном мире. При этом образовательным учреждениям необходимо постоянное сотрудничество с семьями учащихся, другими участниками процесса социализации, с опорой на культуру, которая сейчас развивается в русле интеграции с общечеловеческими ценностями, когда взамен специализированному знанию должно прийти целостное образование, содержащее выявление общечеловеческих ценностей во всех предметных областях знаний и воспитательной работе школы.[34]

Внеклассная работа является составнойчастью учебно-воспитательного процесса школы, которая является формой организации досуга учащихся. Внеклассную работу в общей структуре работы школы нужно рассматривать с точки зрения главного понятия в педагогической науке - воспитания.

Воспитательный процесс и внеклассная работа в школе должны планироваться и строиться в теснойвзаимосвязи духовного и светского направлений. Внеклассная работадолжнаявляться целенаправленным и систематическим продолжением начатой на уроке работы по выявлению у учащихся общечеловеческих ценностей. Ведущим направлением в таком виде деятельности является духовно-нравственноевоспитание. Обязательным требованиемпри планировании и составлениипланов, программ воспитательной работы должнаявлятьсяинтеграция программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в воспитательное пространство школы и соблюдение логическойпоследовательности в воспитании, обучении иразвитии личности школьника на основе общечеловеческих ценностей.

Внеклассная работа предоставляет широкие возможности для духовно-нравственного развития учащихся на основе общечеловеческих ценностей и подготовки их к жизни. Внеклассная работа в школе - важнейшее средство приобщения ребёнкак гуманистическим ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание. Поэтому сегодня для школы очень важно, как будет организована внеурочнаядеятельность, через которую учащиеся будут вовлечены втворческие и исследовательскиепроекты, различныезанятия, спортивные соревнования, кружки и др. В этом процессе они начнут выявлять в себе общечеловеческие ценности. Школьники научатся принимать решения, научатся искусству отношений и понимания, помощи друг другу. Они смогут формулировать своиинтересы, научатся осознавать возможности внеклассной работы, которая организуется после уроков.

Сегодня в организациях образования используются различные формы и виды внеклассной работы. Они действуют на добровольной основе и удовлетворяют разнообразным познавательным и творческим запросам учащихся. Определение «внеклассные занятия» или «внеучебнаяработа» указываетна то, что для ихорганизации ипроведения не обязательно присутствие всех учащихся класса. В таких занятиях участвуют учащиеся из разных классов и они проводятся после основных уроков по отдельному расписанию. Внеклассную работу обычно проводят учителя и педагоги дополнительного образования.

Основными формами организации внеклассной работы являются:

- массовая работа (участие в школьных клубах, школьных вечерах,детских утренниках. Это проведение диспутов, конкурсов, викторин, экскурсий. К массовой работе относится также участие в организации школьных выставок, работе музеев и т.д.);

- кружковая работа (занятия учащихся в предметных, технических, художественных и других кружках, оркестрах, студиях, ансамблях и спортивных секциях);

- индивидуальные занятия (самостоятельные занятия театральным искусством, живописью, музыкой подготовка рефератов, докладов и презентаций).

К внеклассной работе относятся самые разные воспитательные и образовательные занятия со школьниками. Содержание внеклассной работы разнообразно. Это образовательные, общественно-полезные, физкультурно-спортивные, экологические, эстетические, музыкальные и другие занятия. Между внеклассной работой и учебно-воспитательной работой, проводимой на уроках, существует очень тесная взаимосвязь.

Учебные занятия развивают у учащихся интерес к учебе и знаниям, также они способствуют развертыванию внеклассной работы. В свою очередь, внеклассные занятия дают возможность применить знания на практике, расширить и углубить их. Такие занятия помогают духовно-нравственному развитию школьников. Если учесть, какое развивающее и воспитательное значение имеет внеклассная работа в нравственно-духовном воспитании учащихся, то становится понятным, какой огромный воспитательный потенциал в ней заложен.

Перечислим основные требования к организации внеклассной работы:

- интеграция программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в воспитательное пространство школы и тесная взаимосвязь с образовательной и воспитательной деятельностью;

- тесное взаимодействие с работой школы с семьей;

- массовое участиеучащихся в кружковой работе;

- самостоятельный выбор учениками характеравнеклассной деятельности;

- сочетание разнообразных видов иформ воспитательной работы - массовой, групповой и индивидуальной.

Для организации внеклассной работы в организациях образования должны быть созданы такие важные условия:

- атмосфера любви,доверия,вдохновлённого творчества, условия для самоисследования, развития интуитивного постижения каждым самого себя;

- интеграция нравственно-духовного образования в целостный педагогический процесс школы, в частности в воспитательный процессчерез внеклассную работу и дополнительное образование учащихся;

- использование только позитивных и гуманных методов в процессе нравственно-духовного образования и воспитания.

Уже много сказано о серьезных недостатках нынешнего школьного воспитания. За них ответственны не только неблагоприятные условия, ученики, уклоняющиеся от выполнения воспитательных функций или родители. Учителя, воспитатели должны признать и свою часть ответственности за имеющие место проблемы, повлекшие за собой создание авторитарной педагогики, которая явилась главной причиной отчуждения воспитанников от своих воспитателей. Подлинное преобразование педагогических взаимоотношений возможно лишь на основе нравственно-духовного преображения педагога, на возрождении простых человеческих чувств - заботы о детях, любви и милосердия.

Педагогическая позиция должна быть деликатной, незаметной, возможно более скрытой от воспитанника. Нужно растить ребенка другом, а не стоять ментором над его душой.[35]

Говоря о роли учителя в организации внеклассной работы и в целом в жизни ребенка, можно рекомендовать учителю следующие правила для руководства в своей работе:

1. Учитель дает реальное вдохновение, чего не может дать ни одна книга.

2. Учитель является практическим примером чистоты и простоты.

3. Учитель передает свой опыт постижения духа.

4. Учитель не подавляет свободу личности, вдохновляя учеников быть смелыми перед лицом испытаний.

5. Учитель знает ученика лучше, чем он сам.

6. Учитель никогда не будет впечатлен внешним, социальным проявлением в ученике. Ученик не может скрыть своего хорошего или плохого качества от него. Так что,прежде чем думать или делать что-либо неправильно, он немного боится, что Учитель может знать, что он делает.

7. Учитель не только показывает ученику путь, но и помогает ему в каждом шаге.

8. Учитель никогда не теряет веру в ученика, даже в тех случаях, когда он не верит в себя.

9. Учитель не только говорит ученику, но и демонстрирует, как внутренняя сила может быть увеличена настолько, что человек может творить чудеса в мире.

10. Учитель побуждает ученика к осознанию духовного в жизни.

11. Учитель делает ученика бесстрашным и смелым.

12. Учитель ничего не хочет от ученика. Он не принимает деньги от людей. Он не проповедует среди толпы. Он не хочет быть знаменитым.[36]

Делая вывод о роли учителя в воспитательном процессе,необходимо подчеркнуть, что она состоит не в том, чтобы взять руководство этим процессом в свои руки. Направляющая и организующая сила учителябудет значительнее, если в ней будет больше вдохновения. Педагоги добиваются успеха только тогда, когда учитывают абсолютновсе условия протекания воспитательного процесса и анализируют последствия воспитательных действий и делают выводы. Таким образом, важная задача всех педагогов и воспитателей заключается в том, чтобы открыть сердце школьника навстречу любви.

Между обучением и воспитанием в процессе интеграцииграницы стираются и реализуются следующие педагогические идеи:

- гуманизация образовательного процесса. Этот процесс направлен на развитие духовно-нравственных ценностей и активной жизненной позиции, а не только на получение знаний;

- непрерывность и преемственность учебно-воспитательного процесса;

- созданиеусловий для раскрытия природного, интеллектуального, художественного и эстетического потенциала каждого ребёнка.

В процессе интеграции программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в целостное учебно-воспитательное пространство организациям образования следует руководствоваться следующими принципами:[37]

Ниже предложен ряд педагогических принципов, которыми следует руководствоваться в процессе интеграции «Самопознания» и других учебных предметов в школе: