А БЫЛ ЛИ ИВАН ЖОЛОБОВ В УСТЬЕ ОСЕРЕДИ?

Историки-краеведы прошлого века все единогласно утверждают, что в устье Осереди уже в 1685 году имелось небольшое поселение из украинцев и русских, которое именовалось слободой Ширмовской. Есть название слободы, значит, есть и сама слобода - другого быть не может.

Так, первый наш воронежский краевед Евгений Болховитинов еще в 1800 году писал по поводу слободы в устье Осереди: «Пока не было еще Осередской крепости, то на месте нынешнего города, жили там на страже черкасы, сведенные туда из разных городов около 1685 года, и когда заложена крепость, то квартирами жилища их заняли для гарнизону несколько армейских пехотных полков...»

Все ясно: на месте нынешнего города была слобода, в которой жили украинцы (черкасы), переселенные туда из разных городов Воронежской губернии в 1685 году. А когда начали строить крепость, то армейские гарнизоны заняли под квартиры их жилища. О том, что селение на месте города Павловска возникло в 1685 году, кроме Евгения Болховитинова, упоминают еще несколько историков прошлого века, хотя никто из них не говорит, на чем они основываются. Однако с этим никак не желают согласиться современные наши краеведы, ссылаясь на то, что Иван Жолобов в описании маршрута своей экспедиции ни словом не обмолвился о селении украинцев в устье реки Осереди.

В 1685 году 6 августа жильцу Ивану Ивановичу Жолобову велено было по царскому указу отправиться в дальний путь - «от Танбова вверх рекою Цною, а от верховья той реки Цны до верховья реки Битюга, и по реке Битюку до устья той реки Битюка, вверх по реке Дону до Коротояка».

Территория «Дикого поля» фактически находилась вне контроля правительства, поэтому И. Жолобову предписывалось по пути этого маршрута осмотреть все леса, речки, всякие угодья, переполянья, броды.

В царском указе говорилось: «Да и по реке Битюку и по Дону будет есть какое селение и дворы, и юрты, и то селение и дворы и юрты и в которых местах и от которых городов в каком разстоянии и то велено написать особь статьею».

В экспедиции Ивана Жолобова находились чертежники, копенщики, капралы, станочники, «начальные люди». Он подробно описал все юрты с верховьев Битюга и до его устья, где он встретил «две избы, а в них жители вотчинники юртовые люди... Борщева монастыря крестьяне. .. Русиновы с товарыщи человек з двадцать».

21 августа 1685 года Иван Жолобов с членами своей экспедиции ездил на реку Серед. Здесь в Шиповых лесах он встретил вотчинников - крестьян Борщевского монастыря. По словам этих крестьян (обратите внимание:И.Жолобов поверил их сообщениям, а сам не ездил), в Шиповом лесу, начиная от верховья реки Серед, - четыре юрта.Первый - Верхние Отрожки, второй - Пуза, третий «прозванием Старичей», четвертый - Нижние Отрожки.

Записав все эти названия юртов от крестьян, И. Жолобов, по всей вероятности, повернул назад и по знакомой ему уже дороге поехал обратно к устью Битюга, а оттуда, как ему и было предписано по царскому указу, вверх по Дону до Коротояка.

Если бы он сам лично проехал вдоль по течению Осереди до ее устья, то он бы непременно записал, сколько встретил на своем пути изб арендаторов, как это он делал, спускаясь с верховьев Битюга до его устья. Однако с Осередскими юртами такой подробности мы у него не наблюдаем.

Все это наводит на мысль, что И. Жолобов до устья Осереди не доехал - оно осталось от него в стороне, поэтому он и не упомянул о нем ни слова.

Такова наша версия, почему И. Жолобов в своем «Битюцком розыске» не упомянул о слободе Ширмовской, которая к тому времени уже существовала в устье реки Осереди, хотя современные историки-краеведы, ссылаясь на отсутствие сведений о поселении в устье Осереди у И. Жолобова, утверждают, что там в 1685 году были только одни откупные владения арендаторов и никаких украинских поселений еще не было.