Графические конструкции текста

Графические конструкции текста облегчают его восприятие, подчеркивая и выявляя средствами графики характер литературного материала. Иногда у прозаиков и поэтов своеобразная компоновка текста подчеркивает изменение ритма в тех или иных отрывках.


Рис. 4. Стихотворение «Треугольник» В.Брюсова.

В некоторых случаях композиционное построение текста выполняет в художественном произведении особые изобразительные функции. Таковы, например, известные с глубокой древности «стихи-игрушки», графически изображающие воспеваемый предмет — вазу, пирамиду и т.д. Прием фигурного текста применялся и позже. Например, на рис. 4 изображено стихотворение «Треугольник» В.Брюсова (для сохранения формы треугольника стихотворение печатается в старой орфографии).

Рис. 5. Построение текста у Шарля Нодье.

 

Приемом предметного построения является и компоновка отдельных произведений у романтиков XIX века. Так, у Шарля Нодье слова героя о вывернутом наизнанку чулке переданы перевернутыми строками. У этого же автора мы находим следующее построение (рис. 5).


Рис. 6. Графическое изображение значения слова

В целом ряде объектов оформления (чаще в акцидентных формах, а не в тексте) мы и в настоящее время встречаем попытки графически передать буквальное значение слова (рис. 6).

Такие приемы очень нарочиты и редко производят желаемое впечатление. Пользоваться ими следует чрезвычайно осторожно. Однако в отдельных случаях тактично и продуманно поданный изобразительный набор может дать положительные результаты.

Определение количества вертикалей в наборе и их положения — весьма важный момент оформления. Число вертикалей должно быть по возможности ограничено, так как иначе набор приобретает беспокойный характер. Существенное значение имеют вертикали в акцидентном наборе, в частности в титульных элементах.

Рассматривая композиционное построение акцидентных форм, можно отметить две основные схемы: симметричную (центральную) композицию и асимметричную (эксцентричную) композицию.

При симметричной композиции вертикальная ось, проведенная через середину полосы, разобьет набор на две части, которые точно совпадут одна с другой, если сложить лист по этой оси. При асимметричной композиции может быть или одна вертикальная ось, не проходящая посередине полосы, или же несколько осей.

Как уже говорилось, воздействие на зрителя симметричной и асимметричной композиций различно. В полиграфической практике симметричная композиция дает очень устойчивую и гармоничную форму, которая, однако, ограничивает возможности расположения отдельных строк по вертикали. Эта композиционная схема является классической — на ее основе оформляют подавляющее большинство книг начиная с XV века и по настоящее время.

Асимметричная композиция приобрела господствующее значение у конструктивистов, выдвинувших асимметричную верстку в числе основных принципов оформления. По утверждению одного из теоретиков конструктивизма, «несимметричность есть ритмическое выражение функциональной (действенной) формы. Этим объясняется превалирующее значение несимметричности в новом оформлении. Наряду со своей высокой логикой несимметричная форма имеет также то преимущество, что весь ее внешний вид оптически значительно более действенен (динамичен), чем в симметричной форме. Одним из важных моментов при этом является также беглость, движимость несимметричной формы, вполне отвечающая нашему собственному движению и движению современной жизни».

Не стоит возводить симметричную или асимметричную форму в принцип, единственный и универсальный: симметричная и асимметричная формы одинаково приемлемы. Применение той или иной формы определяется содержанием книги и видом издания по целевому назначению. Например, научная книга специального характера чаще требует более строгой, симметричной формы, в то время как беллетристическая или научно-популярная книга подчас прибегает (но совсем не обязательно) к асимметричному формату. В каждом отдельном случае оформитель должен выбрать наиболее целесообразное решение.