Примечания.

Для данного издания мы использовали и машинописные стенограммы, и магнитофонные записи, комбинируя их при необходимости. Авторская рукописная правка была во всех случаях учтена. Все шрифтовые выделения, сделанные в тексте, принадлежат А.Н.Леонтьеву. Все подстраничные сноски, за исключением специально оговоренных случаев, сделаны редакторами настоящего издания.

Лекции 1—14 читались в первом семестре 1973/74 учебного года и посвящены первому разделу курса общей психологии — «Введение в психологию».

Лекция 1. Прочитана 1 сентября 1973 года. Печатается по тексту отредактированной машинописной стенограммы. Магнитофонная запись отсутствует.

Лекция 2. Печатается по машинописному тексту с авторской (А.Н.Леонтьева) правкой. Магнитофонная запись отсутствует. Дата неизвестна.

Лекция 3. Представленный текст подготовлен на основе синтеза машинописного варианта текста и магнитофонной записи лекции, которые частично не совпадают друг с другом. Дата неизвестна.

Лекция 4. Основа — машинописный текст с авторской правкой, сверенный с магнитофонной записью очень плохого качества. Дата неизвестна.

Лекция 5. Основа лекции — машинописный текст с авторской правкой. Магнитофонная запись есть, но голос едва слышен. Дата неизвестна.

Лекция 6. Представленный текст — синтез машинописного текста и соответствующей магнитофонной записи, которые отличаются друг от друга. Дата неизвестна.

Лекция 7. Основа — машинописный текст, сверенный с магнитофонной записью. Дата неизвестна.

Лекция 8. Текст печатается по машинописному варианту. Дата неизвестна.

Лекция 9. Текст печатается по машинописному варианту с авторской правкой. Указана дата — 22.11.1973

Лекция 10. Текст представляет собой синтез машинописного варианта текста и магнитофонной записи лекции.

Лекция 11. Печатается по машинописному тексту. Указана дата — лекция была прочитана 6.12.1973. Магнитофонная запись отсутствует. Несколько страниц машинописного текста утеряно (в тексте настоящего издания это помечено).

Лекция 12. Печатается по машинописному тексту с авторской правкой. Указана дата — 13.12.1973. Магнитофонная запись отсутствует.

Лекция 13. Печатается по машинописному тексту с авторской правкой. Магнитофонная запись не сохранилась. Лекция прочитана 20.12.1973.

Лекция 14. Печатается по машинописному тексту (имеется авторская правка) с существенной корректировкой по очень плохой магнитофонной записи. Лекция прочитана 27.12.1973.

Лекция 15 открывает новый цикл лекций по следующему разделу программы курса «Общая психология» — «Психология познавательных процессов». Лекции 15—25 посвящены психологии восприятия и прочитаны во втором семестре 1973/74 учебного года.

Лекция 15. Печатается по магнитофонной записи. Машинописный вариант отсутствует. Дата неизвестна.

Лекция 16. Печатается по магнитофонной записи. Машинописный вариант отсутствует. Дата неизвестна.

Лекция 17. Печатается по магнитофонной записи. Машинописный вариант отсутствует. Дата неизвестна.

Лекция 18. Печатается по магнитофонной записи. Имеется машинописный вариант лекции с пропусками. Прочитана 28.02.1974.

Лекция 19. Печатается по магнитофонной записи. Машинописный вариант отсутствует. По тексту лекции можно судить, что она была прочитана в начале марта 1974 года (вероятнее всего, 7 марта).

Лекция 20. Печатается по плохой машинописной копии с пропусками. Магнитофонная запись отсутствует. Прочитана 23.03.1974.

Лекция 21. Печатается по магнитофонной записи. Машинописный вариант отсутствует. Вероятно, прочитана 30.03.1974.

Лекция 22. Печатается по магнитофонной записи. Имеется машинописный вариант лекции с некоторыми пропусками. Прочитана, как это явствует из указаний в машинописном тексте, 11.04.1974.

Лекция 23. Печатается по магнитофонной записи. Имеется машинописный вариант лекции с пропусками. В машинописном варианте указано число — 25.04.1974.

Лекция 24. Печатается по плохой машинописной копии лекции с пропусками. Магнитофонная запись отсутствует. Указано число, когда лекция была прочитана — 16.05.1974.

Лекция 25. Печатается по машинописному варианту. Магнитофонная запись отсутствует. В тексте указано число — 23.05.1974.

Лекции 26—42 продолжают раздел «Психология познавательных процессов» курса «Общая психология» и прочитаны А.Н.Леонтьевым в первом и втором семестрах 1974/75 учебного года. Лекции 26—29 посвящены психологии внимания, лекции 30—34 — проблемам психологии памяти. Лекции 35—42 посвящены проблемам психологии мышления и речи и прочитаны во втором семестре 1974/75 учебного года.

Лекция 26. Печатается по магнитофонной записи. Имеется машинописный вариант текста с некоторыми пропусками. Прочитана 3.09.1974.

Лекция 27. Печатается по магнитофонной записи. Имеется машинописный вариант текста с некоторыми пропусками. Прочитана 12.09.1974.

Лекция 28. Печатается по магнитофонной записи. Машинописный вариант текста отсутствует. Вероятно, прочитана 19.09.1974 или 26.09.1974

Лекция 29. Печатается по машинописному варианту текста. Магнитофонная запись отсутствует. Прочитана 3.10.1974.

Лекция 30. Печатается по машинописному варианту текста. Магнитофонная запись отсутствует. Прочитана 10.10.1974.

Лекция 31. Печатается по магнитофонной записи. Имеется машинописный вариант текста. Прочитана 17.10.1974.

Лекция 32. Печатается по машинописному варианту текста. Магнитофонная запись отсутствует. Прочитана 24.10.1974.

Лекция 33. Печатается по магнитофонной записи. Имеется машинописный вариант текста с некоторыми пропусками. Дата лекции неизвестна.

Лекция 34. Печатается по магнитофонной записи. Имеется машинописный вариант текста. Прочитана 14.11.1974.

Лекция 35. Лекция печатается по машинописному варианту текста. Магнитофонная запись отсутствует. Прочитана 5.03.1975.

Лекция 36. Печатается по магнитофонной записи. Имеется машинописный вариант текста с некоторыми пропусками. Прочитана 12.03.1975.

Лекция 37. Печатается по машинописной копии. Магнитофонная запись отсутствует. Прочитана 19.03.1975.

Лекция 38. Печатается по магнитофонной записи. Имеется машинописный вариант текста с пропусками. Дата неизвестна.

Лекция 39. Данная лекция имеет отношение к проблемам мышления, однако она несколько выпадает из логики курса и, может быть, является даже инородным телом (то есть прочитана не в 1974/75 учебном году или не данному курсу и т.д.). Это видно из того, что приводимые в данной лекции примеры повторяются почти буквально в следующей лекции, текст лекции имеется лишь на магнитофонной пленке без начала. Тем не менее мы сочли возможным опубликовать данную лекцию вместе с остальными потому, что в ней проблема мышления поворачивается еще одной стороной, а также чтобы компенсировать некоторые явно отсутствующие в основном курсе лекции (то, что одна или две лекции А.Н.Леонтьева на данном курсе отсутствуют как в машинописном варианте, так и в форме магнитофонной записи и поэтому не могут быть воспроизведены, видно из датировки соседних лекций и еще из того, что А.Н.Леонтьев в 41 лекции ссылается на постановку в предыдущей лекции проблемы целеобразования, между тем как в 40 лекции об этом не говорится явно).

Лекция 40. Печатается по магнитофонной записи. Имеется машинописный вариант текста с некоторыми незначительными пропусками. Даты нет, из текста лекции следует, что она была прочитана в начале мая 1975 года.

Лекция 41. Печатается по магнитофонной записи. Имеется машинописный вариант текста. Прочитана в конце мая 1975 г., вероятнее всего — 20 мая.

Лекция 42. Печатается по магнитофонной записи. Имеется машинописный вариант текста. Наиболее вероятная дата лекции — 27 мая 1975 г.

Лекции 43—52 прочитаны А.Н.Леонтьевым в начале 1975/76 учебного года и посвящены проблемам «внутренней регуляции деятельности» (проблемам психологии потребностей, мотивов, воли, личности). Все данные лекции печатаются по магнитофонным записям. 51 лекция, к сожалению, не могла быть воспроизведена полностью, т.к. магнитофонная запись примерно с середины лекции настолько плоха, что можно лишь догадываться о тех проблемах, о которых в данный момент говорит лектор. Этим объясняются весьма большие купюры в тексте данной лекции.


[1] Термин «субъективная форма отражения» имеет такие аналоги, как «субъективный образ» или «психический образ». — Авт.

[2] Thorndike E.L. Animal intelligence. Psychological Review. Monograph Supplement, 1898.

[3] В своем дальнейшем изложении вместо термина «поведение» я буду чаще использовать термин «деятельность», чтобы освободиться от ассоциаций с использованием термина «поведение» в бихевиористской концепции. — Авт.

[4] См.: Ладыгина-Котс Н.Н. Дитя шимпанзе и дитя человека. М., 1935.

[5] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-изд. М., 1954. Т.З. С.29.

[6] Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Восстановление движений. М., 1945.

[7] Движение, соединяющее чувственность и значение, есть не что иное, как отражение движения самой жизни человека. Я же заменяю понятие «жизнь» менее общим и более специальным понятием «деятельность». — Авт.

[8] Декарт Р. Рассуждение о методе. М., 1953. С. 96.

[9] Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.

[10] Кравков С.В. Глаз и его работа. М.; Л., 1950.

[11] См.: Гиппенрейтер Ю.Б. Движения человеческого глаза. М., 1978.

[12] Корсаков С.С. Об алкогольном параличе. М., 1887.

[13] Миллер Дж. Магическое число семь, плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию.//Инженерная психология/Под ред. Д.Ю.Панова, В.П.Зинченко. М., 1964. С.192-225.

[14] См.: Джемс У. Беседы с учителями о психологии. М., 1998.

[15] Рубин Э. О несуществовании внимания.//Хрестоматия по вниманию./Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырся, В.Я.Романова. М., 1976. С.144-145.

[16] Блонский П.П. Очерк научной психологии // Блонский П.П. Избранные психологические произведения. М., 1964. С.31 — 131.

[17] Ланге Н.Н. Психологические исследования. Одесса, 1893.

[18] Ланге Н.Н. Теория волевого внимания // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н.Леонтъева, А.А.Пузырся, В.Я.Романова. М., 1976. С.107-143.

[19] См.: Ланге Н.Н. Теория волевого внимания // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я.Романова. М., 1976. С.138.

[20] Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я.Романова. М., 1976. С.66-102.

[21] Титченер Э.Б. Внимание // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я.Романова. М., 1976. С.26-49.

[22] Добрынин Н.Ф. Колебания внимания: экспериментально-психологическое исследование. М., 1928. См. также: Добрынин Н. Ф. О теории и воспитании внимания // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н.Леонтъсва, А.А.Пузырея, В.Я.Романова. М., 1976. С.243-259.

[23] Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1968.

[24] Мейман Э. Экономия и техника памяти. М., 1913.

[25] Мейман Э. Лекции по экспериментальной педагогике: В Зт. М., 1914.

[26] См.: Леонтьев А.Н. Развитие памяти. М., 1931. С.22—24.

[27] Леонтьев А. Н. Развитие памяти. М., 1931.

[28] Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание // Советская педагогика. 1945. № 9.

[29] Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.

[30] Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961. С.186.

[31] Там же.

[32] Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.

[33] См.: Бергсон А. Материя и память //Собр. соч.: В 4 т. М., 1992. Т. 1. С. 157-327.

[34] См.: Психология мышления / Под ред. А.М.Матюшкина. М., 1965.

[35] См.: Новые идеи в философии. Сборник 16. Психология памяти. СПб., 1914.

[36] Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930.

[37] Выготский Л.С. Генетические корни мышления и речи // Естествознание и марксизм. 1929. № 1.С. 106-133; См.также: Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6т. М., 1982.Т.2. С.89-118.

[38] Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6т. М., 1982. Т.2. С.295-361.

[39] Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982.Т.2. С.89-118.

[40] Engels F. Antcil dcr Arbeit an dcr Mcnschwcrdnng dcs Affcn. Berlin, 1957. S.8.

[41] Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т.2. С. 118-184.

[42] Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб., 1997.

[43] См.: Брунер Дж. Процесс обучения. М., 1962; Исследование развития познавательной деятельности / Под ред. Дж.Брунера, Р.Олвер, П.Гринфилд. М., 1971; Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.

[44] Дарвин Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера (автобиография). М., 1957. С.46.

[45] Там же.

[46] Там же. С.46.

[47] Там же. С.47.

[48] Там же. С.59.

[49] Там же. С.62.

[50] Там же. С.69.

[51] Там же. С.73.

[52] Там же. С.94.

[53] Там же. С.97.

[54] Там же. С.97.

[55] Там же. С.97.

[56] Дарвин Ч. Путешествие на корабле «Биглъ». Письма и записные книжки. М., 1949. С.130.

[57] Дарвин Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера. М., 1957. С.128.

[58] Там же. С. 128-129.

[59] Дрейфус X. Чего не могут вычислительные машины: критика искусственного разума. М., 1978.

[60] Быков К.М. Кора головного мозга и внутренние органы. М.; Л., 1947.

[61] L' Attachement / D.Anzicu, J.Bowlby, R.Chanvin et al. — Neuchatel: Delachaux et Niestle, 1974.

[62] L'Attachement/ DAnzien, J.Bowlby, R.Chauvinctal. — Neuchatel: Delachanxet Nicstle, 1974. P. 125

[63] См. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1. С. 28.

[64] См.: Сэв Л. Марксизм и теория личности. М., 1972.

[65] Чхартишвили Ш.Н. Роль и место социогенных потребностей в учебно-воспитательной деятельности // Некоторые вопросы психологии и педагогики социогенных потребностей / Под ред. Ш.Н.Чхартишвили. Тбилиси, 1974. С.5—32.

[66] Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М, 1969.

[67] Ланге Г. Душевные движения. СПб., 1896.

[68] Леонтьев А. И. Потребности и мотивы деятельности // Психология: учебник для пед. ин-тов/ Под ред. А.А.Смирнова, А.Н.Леонтъева, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова. М., 1956. С.358. Во втором издании учебника (М., 1962) этот пример изменен: в нем уже идет о профессии врача, а не актрисы.

[69] В квадратные скобки заключены реплики слушателей. — Ред.

[70] См.: Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 1. С. 166.

[71] Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология / Ред.-сост. П.Фресс, Ж.Пиаже. М., 1975. С.111-195.

[72] См: Стендаль. О любви. Новеллы. М., 1989.