ВТО: направления деятельности по регулированию международной торговли.

 

Примером многостороннего межправительственного соглашения является Генеральное соглашение по тарифам и торговле – ГАТТ (General Agreement on Tariff's and Trade – GATT) и его преемница Всемирная торговая организация – ВТО (World Trade Organization – WTO). ГАТТ/ВТО занимает ключевое положение в системе международных экономических связей. Эта аббревиатура означает одновременно, во-первых, многостороннее торговое соглашение, регулирующее поведение государств и их торгующих субъектов на внешних рынках; во-вторых, сложившуюся на базе соглашения глобальную организацию, определяющую принципы и правила ведения мировой торговли.

Процесс создания ГАТТ берет свое начало в первые послевоенные годы, в тот период, когда проходило создание других многосторонних учреждений в области международных экономических отношений, таких как МБРР и МВФ. ГАТТ вступило в силу 1 января 1948 года.

ГАТТ 1947 г. – это 23 страны, связанные временным соглашением о взаимном снижении импортных пошлин по ограниченному кругу промышленных товаров.

Включает в себя 39 статей, объединенных в четыре раздела.

В первый раздел вошли 2 статьи, содержащие правовые нормы, определяющие режим наибольшего благоприятствования, и положение о взаимных тарифных уступках.

Второй раздел включает 21 статью. Они касаются вопросов таможенных режимов, налогообложения иностранных товаров, транзита, демпинга, применения правил торговли. Статья XI вводит запрет на применение количественных ограничений для стран-участниц ВТО; статья XV касается валютных ограничений; статья XVI посвящена субсидиям и т.д. В целом второй раздел включает статьи, касающиеся ограничения применения различных методов нетарифного регулирования в отношении стран-участниц.

Третий раздел состоит из 13 статей, касающихся различных соглашений и союзов между странами-членами организации, правил присоединения к ГАТТ.

Заключительная четвертая часть «Торговля и развитие» была включена в текст ГАТТ в 1964 году и формулирует положения, которые определяют условия участия в ГАТТ развивающихся стран.

Становление ГАТТ как международной организации происходило постепенно. В отличие от других международных организаций в основу ГАТТ не был положен учредительный акт, который определял бы компетенцию, сферу действия, структуру организации и т.п.

Высшим органом ГАТТ являлись сессии Договаривающихся Сторон, которые созывались один раз в год или по необходимости. Каждая страна-участница обладала одним голосом. Решение принималось большинством голосов.

ГАТТ выполняла роль форума для многосторонних переговоров, в ходе которых разрабатывались пакеты документов по правилам международной торговли, в основном в сфере тарифного и нетарифного регулирования международной торговли товарами, услугами и правами интеллектуальной собственности. Всего было проведено восемь раундов, первый из которых прошел в Женеве в 1947 году.

ВТО, окончательно пришедшая на смену ГАТТ с 1996 г., имеет более стройную и жесткую структуру. Ее полноправными членами являются 134 государства, на которые приходится более 90% оборота международной торговли. Более тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них находятся на различных стадиях процесса присоединения к ВТО. Кроме того, статус наблюдателя в ВТО имеют около 60 международных организаций, в том числе МВФ, Всемирный банк, ОЭСР, различные подразделения ООН, региональные группировки, товарные организации.

ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений и имеет большие полномочия в связи с усовершенствованием ряда процедур принятия решений. Все страны – члены ВТО принимают обязательство по выполнению около 30 основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения». Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений).

К основным функциям ВТО относятся:

· контроль за выполнением торговых соглашений, заключенных между членами ВТО;

· организацию и обеспечение торговых переговоров среди членов ВТО;

· наблюдение за торговой политикой членов ВТО;

· сотрудничество с другими международными организациями по вопросам торговой по­литики;

· прием новых членов;

· разрешение торговых споров между странами-членами.

Главные задачи ВТО:

· либерализация международной торговли;

· обеспечение ее справедливости и предсказуемости;

· содействие экономическому росту и повышению благосостояния людей.

Структура ВТО:

• Министерская конференция (Ministerial Conference) — высший орган ВТО, состоя­щий из представителей на уровне министров всех стран-членов, который собирается не реже раза в два года и полномочна принимать решения по всем вопросам, касающимся выполнения многосторонних торговых соглашений.

• Генеральный совет (General Council) — орган, также состоящий из представителей всех стран-членов, отвечающий за ежедневную работу ВТО. Генеральный совет может собираться в форме Органа по разрешению споров (Dispute Settlement Body) и Органа по наблюдению за торговой политикой (Trade Policy Review Body).

• Специализированные советы: Совет по торговле товарами (Council for Trade in Goods), Совет по торговле услугами (Council for Trade in Services), Совет по связанным с торговлей аспектам интеллектуальной собственности (Council for Trade-Related Aspects of Intellectual Property) — рабочие органы Генерального совета, занимающиеся надзором за исполнением многосторонних торговых соглашений в соответствующих областях.

• Секретариат (Secretariat) — технический орган, состоящий из примерно 500 сотруд­ников и возглавляемый генеральным директором, главная задача которого заключается в оказании содействия странам-членам по организации многосторонних торговых перегово­ров, предоставлении технической помощи, изучении торговой политики и предоставлении правовых консультаций при разрешении торговых споров.

В соответствии с положениями статьи XII Соглашения об учреждении ВТО любое государство или отдельная таможенная территория, обладающая полной автономией в ведении своей внешнеэкономической политики, может присоединиться к Организации на условиях, согласованных между кандидатом и членами ВТО.

Процедура присоединения предусматривает несколько этапов:

· Первый – получение статуса наблюдателя при основных и вспомогательных органах ВТО;

· Второй – начало осуществления процесса присоединения к ВТО, что предполагает образование Рабочей группы;

· Третий – подготовка и передача в Секретариат ВТО Меморандума о внешнеторговом режиме страны-кандидата, заполнение специальных вопросников, подготовка ответов на уточняющие вопросы членов Рабочей группы по Меморандуму;

· Четвертый – подготовка и проведение многосторонних переговоров в рамках соответствующей Рабочей группы и двусторонних переговоров по доступу к рынкам товаров и услуг.

Решение о принятии в ВТО нового члена принимается большинством в две трети голосов. После принятия положительного решения страна-кандидат имеет право подписать протокол и присоединиться к Организации после ратификации документов.

return false">ссылка скрыта

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является проведение их национального законодательства в полное соответствие с положениями пакета соглашений «Уругвайского раунда», которые распространяются практически на все сферы внутренней хозяйственной деятельности страны: национальные системы ценообразования, налогообложения и субсидирования, валютно-финансовая политика, государственная торговая политика, СЭЗ и др.

Механизм вступления в ВТО предполагает выполнение страной-кандидатом следующего набора требований:

· почти полное связывание тарифов на довольно низком уровне;

· обеспечение национального режима, в том числе в налоговой сфере, для товаров и услуг;

· справедливая и транспарентная таможенная оценка;

· беспристрастное лицензирование импорта;

· устранение искажающих торговлю механизмов при осуществлении экспортных операций;

· обязательства по защите прав интеллектуальной собственности;

· согласованный доступ на рынки в отдельных специфических секторах;

· транспарентные процедуры экспертизы в области стандартов и сертификации;

· ограничение инвестиционных барьеров;

· по мере возможности, участие в многосторонних соглашениях, например, Соглашении о государственных закупках, и признание новых соглашений, например, Соглашения об информационных технологиях.

 

Контрольные вопросы.

  1. Дайте определение внешнеторговой политики.
  2. Какие формы государственной внешнеторговой политики вам известны?
  3. В чём различие политики свободной торговли и протекционизма?
  4. Приведите основные аргументы противников протекционизма.
  5. Приведите основные аргументы сторонников протекционизма.
  6. Какие формы государственного регулирования международной торговли вам известны?
  7. Какие формы протекционизма вы знаете?
  8. Какие этапы включает в себя протекционистская внешнеторговая политика?
  9. Какие меры реализует государство, проводя либерализацию внешнеторговой политики?
  10. Перечислите основные инструменты внешнеторговой политики.
  11. Что такое таможенная пошлина?
  12. Какие основные функции выполняют таможенные пошлины?
  13. Как классифицируются таможенные пошлины?
  14. Какие последствия имеет для национальной экономики введение импортного тарифа?
  15. Какие последствия имеет для национальной экономики введение импортного тарифа?
  16. Какие последствия имеет для национальной экономики введение импортного тарифа?
  17. Какие последствия имеет для национальной экономики введение экспортного тарифа?
  18. Как классифицируются нетарифные методы регулирования международной торговли?
  19. Каков экономический смысл квотирования и какие виды квот вы знаете?
  20. Что такое лицензии и какие существуют механизмы их распределения?
  21. Почему «добровольное» ограничение экспорта не может считаться действительно добровольным?
  22. В чём заключается различие в экономическом содержании внутренней и экспортной субсидии?
  23. Что такое демпинг и в каких формах он проводится?
  24. Что представляют собой методы скрытого протекционизма?
  25. Раскройте экономическое содержание основных методов скрытого протекционизма.
  26. Охарактеризуйте деятельность ВТО по регулированию международной торговли.