В реализации модели пилотной школы по самопознанию.

 

Положительный опыт в вопросе интеграции программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в единое образовательное пространство школы имеет пилотная организация образования - гимназия «Самопознание» ННПООЦ «Бобек».

Неотъемлемой инаиболее важнойчастью целостного учебно-воспитательногопроцесса является воспитательная деятельность в гимназии «Самопознание». Ученики гимназии получают не только знания, но и учатся глубокому размышлению и различению между вечными и временными ценностями, между истинным и ложным счастьем.

Духовные ценности- это самое глубинное, значимое и важное в человеке. Это то,чему он должен следовать в своих решениях и поступках. И это следование приносит ему радость и удовлетворение.Духовные ценности - это самая главная частьчеловека, они - суть его существа. Они дают ему внутреннюю цельность, силу воли и веру в себя.Из них исходит его отношение к себе и миру.

Учащиеся гимназии получают два аспекта образования - интеллектуальное и духовно-нравственное. Интеллектуальное знание подобно лампочке, духовно- нравственное знание подобно электричеству. Оба необходимы для прогресса человека и мира в целом. Эти два аспекта образования напоминают два крыла птицы. Если одно крыло будет неразвито, птица будет кружиться на месте и не сможет взлететь. Необходимо слить образование и жизнь в одну прекрасную гармонию.[9]

Воспитательная работа в гимназии «Самопознание» регламентируется Комплексной программой воспитания в организациях образования Республики Казахстан и другими нормативно-правовыми документами.

Целью воспитательной работы является всестороннее целостное развитие учащихся, раскрытиеих высшей нравственно-духовной природы и формирование единого нравственно-духовного пространства через интеграцию курса «Самопознание» в целостный педагогический процесс школы.

Воспитательные задачи:

- созданиеусловий для воспитания свободной личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, способной к самоопределению, умеющей ориентироваться в различных ситуациях современной жизни;

- формирование гуманистическогомировоззрения, ответственности перед собой и обществом,перед будущими поколениями за результаты своей деятельности в природной, культурной и социальной среде;

- воспитаниеу учащихся культуры межнациональных отношений, чувства патриотизма игражданственности.

Для достижения поставленных цели и задач воспитательная работа в гимназииведется понаправлениям:

- нравственно-духовное воспитание;

- формирование потребности в самопознании и саморазвитии личности учащихся;

- гражданское, патриотическое, поликультурное и правовое воспитание;

- формирование здорового образа жизни и здоровьесберегающей среды, физическое воспитание школьников;

- эстетическое, экологическое и трудовое воспитание;

Все перечисленные направления воспитательной работы гимназии "Самопознание" отражены в годовом плане учебно-воспитательной работы. Эти направления воспитательной работы реализуются через учебный процесс, внеурочную деятельность и дополнительное образование.

Таким образом, в процессе интеграции программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в целостный процесс учебно-воспитательной работы гимназии происходили большие изменения в содержании воспитательной работы в целом.

Обогащение внеклассной работы и дополнительного образования общечеловеческими ценностями и введение ихв содержание всех воспитательных мероприятий, традиционных праздников, соревнований и конкурсов вызвало следующие нововведения в воспитательной работе гимназии:

Новый формат Круга радости и Любви, который тематически ориентирован на приобщение детей к общечеловеческим ценностям:

- понедельник - общешкольный,

- вторник - пятница - внутрикласса.

Содержание круга радости и любвивыстроено по следующей схеме:

1. Построение.

2. Приветствие.

3. Исполнение Гимна РК.

4. Объявление темы.

5. Позитивные высказывания, притча.

6. Совместное пение.

7. Произнесение слоганов.

8. Музыкально-поэтический илихореографический номер на общечеловеческие ценности.

9. Подведение итогов недели.

10.Движение по кругу «Дорогою добра».

Трансляция практики праведного поведения через конкурсную программу.

СозданиеПолиязыкового центра, разработано его положение, составлен и утвержден план его работы.

СозданиеПресс-центра (школьная газета, радиостанция,форум, сайт), который действует так же по утвержденному положению и плану работы.

Классные часы в рамках воспитательной работы гимназии «Самопознание» проводятся следующим образом:

Тематические классные часы по направлениям воспитательной работыпроводятся по вторникам с целью изучения и осмысления нравственного опыта, выработки собственных взглядов, суждений, оценок. Классные часы способствуют анализу собственных поступков, поступков сверстников и одноклассников, развитию духовно-нравственных качеств и умений признавать свои ошибки, делать выводы, учиться прощать и быть прощенным, умениядоказывать свою правоту и признавать правоту других людей.

Классныечасы по общечеловеческим ценностям - это своего рода уроки совести, так как совесть является проявлением всех духовно-нравственных ценностей: это возможность найти в сердце учащихся вечные духовно-нравственные ценности, присущие каждому человеку от рождения. Классные часы - это время совместного поиска истины, смысла существования, извлечение урока, который станет стержнем поведения человека во взрослой жизни. И еще - это время, когда удается приобрести истинное счастье, удовлетворенность,и спокойствие духа.

Поэтому новой формой проведения традиционных классных часов в гимназии стали уроки-беседы на нравственно-духовные темы по общечеловеческим ценностям, которые:

- проводятся в среду, четверг ипятницу;

- тематически связаны с общешкольными Кругами радости и Любви;

- уроки-беседы направлены на познание учащимися самих себя, на поиск смысла жизни и своего предназначения;

- эти уроки проводятся классными руководителями по определенному плану:

1. Позитивный настрой.

2. Рассказывание притчи.

3. Беседа.

4. Совместное пение.

Далее мы хотели бы рассказать о тех воспитательных мероприятиях, которые стали традиционными в гимназии «Самопознание»:

Торжественная линейка «День знаний», в ходе которойучащиесягимназии входят в здание школы под сводами арок с общечеловеческими ценностями, а первоклассники получают золотой ключик познания.

День Учителя, который начинается с традиционного Круга Радости и Любви. В течение этого дня проводится День самоуправления, результатом которого является выявлениевнутренне присущих духовно-нравственных качеств учащихся через целенаправленное взаимодействиепедагогов, классных руководителей, учащихся и родителей.

День Алматинского апорта. Это очень красивый праздник, проведение которого обеспечивает нравственное, экологическое образование и воспитание на основе знаний общечеловеческих ценностей. Входе этого праздника все учащиеся гимназиипринимают участие в следующих мероприятиях:

- в изготовлении картины из яблок, этот вид творчества обладает огромным потенциалом нравственно-духовного осмысления устройства мира и человека в нем. Оно дает знания о живой природе, Вселенной, которая устроена с необыкновенной любовью и заботой именно для жизни человека в ней;

- в «Яблочной ярмарке», которая проходит в форме конкурсной программы;

- во «Фруктовом сарафане», параде костюмов с яблочной тематикой, которые изготовили родители и дети;

- в «Шарлотке с яблоками», конкурсе блюд из яблок, которые приготовили сами учащиеся;

- в конкуре «Яблочные рифмы», конкурс стихотворений на яблочную тематику, который создает пространство культуры, открывающее жизни и личности ребенка тотвысший смысл, который придает ее жизненной линии восходящий характер;

- в «Яблочнойгалерее» - конкурсе рисунков и поделок на яблочную тематику, как источнике любви к родной земле, стремления служить людям;

- в «ЯблочномКВНе».

День Благодарения, вечные ценности которого составляют ядро его содержания, в результате проведения которого мы воспитываем человека, стремящегося к самопознанию, обладающего чувством ответственности, терпимости к постоянно меняющемуся миру, неравнодушию к бедамдругих людей. День Благодарения проходит по следующему плану:

- Праздничный Круг добра и Любви

- Классные часы «Золотое сердце», посвященные деятельности и служению обществу Сары Алпысовны Назарбаевой, автора программы нравственно - духовного образование «Самопознание».

- Уроки сердечности;

- Коллективно-творческая деятельность: «Мы Вас благодарим» (изготовление открыток со словами благодарности сотрудникам Центра);

- Акция «Ты - Добрый Ангел»;

- Открытый урок по самопознанию «Улыбнись Миру в благодарности»;

- Осенний бал;

- Творческие мастерские: - «В гостях у Осени» (1-7 классы):

- Мастерская 1: Аппликация « Любовь и Осенний пейзаж», Мастерская 2: Букет«Розы из листьев»,Мастерская 3: Песня «Мелодия осеннего дня»,Мастерская4: Танец «Вальс бостон»,Мастерская5: Рисунок «Осень рыжею лисою по джайляу скачет…», Мастерская 6: Стихотворение «Осенняя пора – очей очарование!», Мастерская 7: Актерское мастерство «Осенние прибаутки»,Мастерская 8: Поделки «Дары осени»;

- Коллективно-творческая деятельность «Осенние напевы» (8-11 классы).

День Первого президента, проведение которого обладает колоссальной силой нравственного влияния, так как личность Президента значима для всей страны.Проведение этого дня спланировано следующим образом:

- Классный час «Н. А. Назарбаев - Лидер нации, пример высокой духовной нравственности»;

- Просмотр фильма «Небо моего детства»;

- Открытые уроки по самопознанию «Роль личности в истории страны»;

- Открытые уроки по истории «Мои идеи - моей стране»;

- Информационно-познавательная викторина «Қазақстанжасасын! Елбасыжасасын!».

День Независимости РК. Очень важно при проведении внеклассных мероприятий использовать в процессе интеграции национальное наследие как источник мудрости, любви к родной земле, стремления служить людям. Богатое духовное наследие Казахстана является источником высоконравственных идей и жизненных примеров для воспитания характера человека. День Независимости был проведен по такому плану:

- Праздничный Круг радости и Любви;

- Открытый классный час «Страницы Независимости»;

- Коллективно-творческая деятельность «20 лет мира и созидания Независимости РК»(творческий исследовательский проект с интеграцией общечеловеческой ценности Истина);

- Концерт «Цвети, Казахстан, родная земля!»;

- Интеллектуальная игра, посвященная Дню Независимости Казахстана «Знатоки истории».

Одухотворению жизни учащихся служат изменения в сторону ценностного наполнения содержания внеклассных мероприятий, основываясь на гуманизации и гуманитаризации процесса воспитания, имеющего общечеловеческое значение.

Изменилась также и форма проведения традиционных праздников и вечеров в честь Нового года. В содержание программы празднования были интегрированы общечеловеческие ценности. Вечер получил название: «Вечер Доброго кино».

Дети попытались снять фильмы о том, что жеволнует всех нас: о взаимоотношениях с людьми, близкими и не очень, о том, что такое любовь, верность, смелость, помощь. Доброе кино говорит на своем особом языке. Этот язык светлыйи добрый, даже если предмет его изображения - горе и несчастья людей. Ведь все мы так устроены, что стремимся делать добро, несмотря на зло, котороеживет среди нас.Наше Доброе кино помогает учащимсяповерить в сказку и чудеса,оно открывает всемзрителямпуть к вечным и истинным ценностям.

«Снимите свое доброе кино, расскажите в нем о добром поступке, который вы совершили» - так обратились выпускники гимназии ко всем учащимся старшего звена. В течение месяца учащиеся всех старших классов совершали добрые дела и снимали об этом свое Доброе кино. Они провели концерт в детском саду «Самопознание» по общечеловеческим ценностям и подарили малышам сладкие подарки. Ребята побывали в нескольких крупных магазинах нашего города и всем покупателям дарили апельсины, открытки, сладости, но самое главное они рассказывали им о нашем центре «Бобек» и о самопознании. Старшеклассники, участвуя в подготовке и снятии фильмов, посетили парки, места возле церкви, даже побывали на парковках, где людям нужен был горячий чай и слова любви в эти предпраздничные дни. НашВечер Доброго кино прошел в виде:

- презентации фильмов;

- обсуждения за круглым столом своего Доброго кино;

- показа фильмов в течение следующего дня всем учащимся гимназии в фонтанном зале.

Необходимо отметить, что существенным направлением в деле интеграции самопознания в школьную жизнь является связь с родителями. Но для настоящего сотрудничества нужно давать родителям исчерпывающую информацию и держать их в курсе происходящего. Необходимо планировать программу опытно-педагогической работы шаг за шагом, ставя перед собой цели и информируя родителей о том, какой помощи мы ожидаем от них. В ходе работы можно обсуждать с родителями результаты наших совместных усилий, поддержки друг друга.

Практический опыт работы в школе позволил выявить, что позитивноевоздействие обучения на формирование характера ученика значительно снижается, если преподаваемые в школе ценности не находят подкрепления в семье. Поэтому семья и школа должны объединиться, чтобы воспитать гармонично развитую личность. Воспитание на основе общечеловеческих ценностей трансформирует не только сознание учеников, учителей, но и родителей. Участие вшкольных мероприятиях помогает наладить трехсторонний диалог между педагогами школы, детьми и их родителями. Такой диалог может стать началом активного участия родителей в школьной жизни. Формой проведения такого диалога с родителями стали Дни Семьи.

Формы проведения Дня семьи могут быть самыми разнообразными, например:

- беседы на нравственно-духовные темы;

- дискуссии;

- круглые столы;

- конференции;

- тренинги;

- организационно-деятельностные игры;

-открытые уроки и классные часы;

-показательные выступления учащихся;

-презентации;

-вечер вопросов и ответов;

-концерты по общечеловеческим ценностям;

-родительские собрания;

-совместные праздники.

Могут быть разные варианты проведения таких дней для родителей.

День семьи «Родительский дом - источник любви»:

- урок самопознания для родителей «Рецепты семейного счастья». Участники мероприятия размышляли о взаимоотношениях родителей с детьми, искали секреты семейного счастья, сравнивали свои представления о счастье с детскими;

- выставка творческих работ «Город счастливых семей», учащихся 5-6 классов;

- беседа по общечеловеческим ценностям: «Отец - мать - дитя».

День семьи «Быть другом»:

- выставка «Мама, папа, я - дружная семья»;

- гала-концерт Песенного фестиваля «Всему начала отчий дом»;

- родительское собрание «Мы с тобой одной крови» (о нравственно-духовном образовании родителей,о вечных общечеловеческих ценностях, о культуре общения родителей и детей, правила этикета, стили общения);

- письмародителям: «Поговорим о душе».

День семьи «Культура праведного поведения»:

- круг Радости и добра для родителей«Стремление к счастью»;

- урок-беседа на нравственно-духовные темы «Счастливая семья»;

- галерея воспитательных композицийпо общечеловеческим ценностям;

- родительское собрание « Роль родителей в формировании гуманистических качеств личности».

Интеграция программы нравственно-духовного образования «Самопознание»,внеклассной работы и дополнительного образования в школе через ценностное обогащение содержания программ клубов, кружков, студий будет способствовать решению нравственно-духовных задач, поставленных школой.

Организация системы внеклассной работы и дополнительного образования через призму общечеловеческих ценностей позволит сделать процесс воспитания более осмысленным. Интеграция самопознания в кружки и клубы лингвистического цикла, эстетического, музыкального, театрального и художественного направлений позволят развивать образное мышление, развивать и пробуждать эмоционально-сердечную сферу, мотивировать пробуждение творческой активности ученика, научат ребенка говорить с миром на одном языке, когда стихи, сочинения, рассказы носят нравственно-духовную направленность. Приведем в качестве примера небольшой отрывок из творческойработы учителей и учащихся - Скетч о Доброте «Доброта спасет мир»:

Юный творец Добра:

- Здравствуй, добрый, милый друг!

- Как дела у вас идут?

Гость:

- А у нас все как у всех! Ходим в школу, в просто школу, в просто школу,просто так!

- А у вас?

Юный творец Добра:

- А у нас есть Доброшкола - называется «Бөбек»!

- А у вас?

Гость:

- А у нас все как у всех! Ходим в школу, в просто школу, в просто школу,просто так!

- А скажи-ка мне на милость, почему же Доброшкола, а не школа просто так!

Юный творец Добра:

- Потому что, милый друг, утро доброе у нас,

- Добрый день и Добрый час, Добрый вечер, ночь Добра,

- Было Доброе вчера,

- Мы рисуем, мы играем, мы читаем, мы поем

- Мывсе Творчеством живем, и мы добрые растем!

- А у вас? ….

В рамках работыПолиязыкового центра « Я -полиглот»учащиеся гимназии вместе с педагогами выполняли интересные творческие работы, одной из которых была сказка о Доброте: «Новогодние приключения Звездочки или откуда взялась Снегурочка?». Эта сказка основана на реальных событиях. Герои этой удивительной сказки - Юный творец Добра ученик и Фея Любви к Языкам учитель английского языка КурпебаеваШамшияКаблановна из Доброшколы «Бөбек». Приведем отрывок из сказки:

«Не так давно произошла вот какая история. Недалеко от города «Апорт», у подножия гор есть небольшой, но удивительно сказочныйостровок под названием «Бөбек». Следует сказать, что ни один ребенок или его родители нашейголубой планеты даже не представляют, как там кипит Жизнь, буквально бьет ключом! Островок Счастья,Добра и Любви просыпается вместе с кудесниками пищи для обитателей этого Храма Мудрости и Творения Добрых делни свет ни заря. Добростража Чести и Порядка неусыпно бдит за безопасностью юных Творцов и Мудрецов не смыкая глаз. А милые желтые автобусы как средства перевозки юных душ этого сказочного царства - это просто«суперкары» с добрымии внемлющими водителями!Так что же это за островок? Я вам скажу, по секрету, это - остров сокровищ! А несметным сокровищем здесь является – Госпожа Творчество! Ей около20 лет. Она молода, хороша собой и в полном расцвете сил, чтобы что-то творить. А творить она ой как любит! Так вот, госпожа Творчество или Добрая Фея сотворила Добросад для малышей, Доброшколу для юных творцов, Доброколледж для зрелых дарований, Доброоздоровление для жаждущих познать свое «Я» юных гостей, и Институт Доброты для магов Добра, где разрабатываются рецепты Добра, Любви и Счастья! Как и в каждом Храме Науки в Доброшколе есть свой Добродиректор,Доброзавучи и Добродетели разных наук; Доброзавуч Мудрости, Доброзавуч Творчества и Доброзавуч исполнения Мечты и Желания. Здесь нами, ученикамипостигаются азы науки. И, наконец, у Фей Добра есть свое чудо, ее творение - это Обсерватория, где хранятся как в хрустальном сундуке Звездочки исполнения Желаний. Так вот, скоро, совсемскоро – Новый год! А накануне Нового Года Госпожа Творчество приглашает юных друзей в свой укромный уголок - планетарием - полюбоваться на Звезды и загадать Желание. Вы не поверите, а Мечты и Желания, между прочим, сбываются! И на этот раз у Доброй Фей - работы непочатый край! Нужно в каждую душу милого создания вложить частичку Тепла и Любви, Итак, юные волшебники, обитатели царства Доброты отправились к Звездам - загадать свое самое сокровенное желание»[10].

Работа Пресс-центра гимназии «Самопознание» организована следующим образом:

- организация работы: создание структуры, подбор команды, распределение обязанностей,набор идей, создание плана работы, установочные занятия, обучение основам журналистики;

- участие в республиканской творческой студии «Шабыткөкжиегінде»;

- встречи с интересными людьми: поэтами, писателями, журналистами, участие в мастер-классах и уроках доброты. Фоторепортаж с места событий и проведение интервью с участниками студии;

- освещение традиционных мероприятий гимназии «Самопознания» в средствах массовой информации, таких как репортажи о Дне БлагоДарения, репортажи о развитии и достижениях учащихся гимназии. Это фоторепортажи Встреч гостей, Дня Независимости РК, это трансляция видеорепортажей «Вечер Доброго кино» (оказание поддержки по разработке макетов и монтажу видеороликов о Добрых делах учащихся 8-11 классов). Представление видеорепортажа уроков «нового типа», отправка разработок интегрированных уроков учителей на сайт, портал, в журнал «Самопознание»;

- подготовка сборника творческих работ учащихся об общечеловеческих ценностях: работа по обучению основам жанра, редактирование, подготовка к печати.

Таким образом, успехом внекласснойвоспитательной работы является интеграция программы нравственно-духовного образования «Самопознание» вучебно-воспитательный процесс школы. Такая работа должна быть хорошо продумана и четко организована. Если мы говорим об осуществлении комплексного подхода к воспитанию, тогданеобходимо,чтобы при организации всех мероприятий внеклассной работырешалась бы не только одна образовательнаязадача. Очень важно, чтобы любое школьноемероприятие было направлено на выполнение цели воспитательной работы: всестороннее целостное развитие учащихся, раскрытие высшей нравственной природы учащихся и формирование единого нравственно-духовного пространства через интеграцию курса «Самопознание» с воспитательными мероприятиями.

Поэтому при определении содержания, организации, видов и форм внекласснойвоспитательной деятельности необходимо руководствоваться принципами программы нравственно-духовного образования «Самопознание». Важным условиемдейственности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.