Контроль за уровнем и величиной прибыли

Все предприятия ведут постоянный контроль за своей прибылью. Солидное предприятие не может иметь прибыль ниже определенного уровня и в то же время не допускает ее роста сверх какого-то оптимального значения. Это очень важно по нескольким причинам. Во-первых, если предприятие уже многие годы имеет стабильный доход, то это свидетельствует о высококвалифицированном менеджменте, финансовой стабильности бизнеса, а значит, и о высокой деловой репутации предприятия. Репутация, как известно, ценится в бизнесе выше любых денег.


286______________ Управление финансовыми ресурсами предприятия

Во-вторых, предприятие, определяя для себя желаемый уровень прибыли, всегда ориентируется на приемлемый уровень налогов, что позволяет ему минимизировать налоговые отчисления и в то же время оптимально распределить налоговую нагрузку в течение календарного года и своевременно отчитываться перед налоговыми органами. В-третьих, предприятие, не допуская значительного колебания уровня прибыльности и имея репутацию надежного налогоплательщика, не привлекает к себе пристального внимания контролирующих и ревизионных органов, что позволяет руководителям и специалистам значительно реже отвлекаться на подготовку различных справок и объяснений, а больше концентрировать свое внимание на стратегическом менеджменте и решении текущих проблем.

Контроль за прибылью осуществляется в рамках действующего законодательства с помощью применения различных подходов к ведению бухгалтерского учета и проведению отдельных операций. Бухучет не относится к точным наукам. Используя одни и те же исходные данные, в бухучете всегда можно получить разные конечные результаты. Нередко предприятие, используя одинаковые исходные данные, готовит различные варианты одних и тех же бухгалтерских отчетов для различных потребителей. Это достигается в результате использования различных методов учета одних и тех же операций. Контроль за уровнем и величиной прибыли осуществляется в рамках балансовой политики предприятия.

Важным инструментом балансовой политики является использование разных методов регистрации выручки от продаж: 1) метода нарастающего итога, при котором учет осуществляется по совершении сделки до оплаты (по факту отгрузки); 2) метода кассовой базы, когда выручка учитывается по факту поступления денег на расчетный счет предприятия.

Первый метод выгоден государству и крупным предприятиям. В этом случае государству уплачиваются налоги еще до получения предприятием денег за реализованную продукцию. Для предприятий использование метода нарастающего итога позволяет эффективно управлять финансовыми потоками от продаж и прибылью. С его помощью можно достаточно легко переместить прибыль текущего периода в будущее, и наоборот. Это осуществляется с помощью замедления или ускорения выписывания


Контроль за уровнем и величиной прибыли



счетов на отгруженную продукцию. Если продукция отгружена в конце текущего периода, а счет выписан в начале следующего, то выручка от продаж будет проводиться в соответствии с датой выписывания счета, а следовательно, она будет учитываться при расчете прибыли не текущего, а последующего периода. В том случае, когда предприятие желает показать в текущем периоде более высокую прибыль, то заранее выписываются и учитываются в данном периоде счета на отгрузку той продукции, которая будет отправлена потребителям в следующем периоде.

Использование метода нарастающего итога также предоставляет возможность менеджерам акционерного предприятия в случае необходимости манипулировать мнением и голосами акционеров, вводя их в заблуждение по поводу финансовых достижений в том или ином году. Нередко они для того, чтобы показать более высокую прибыль, договариваются с потенциальными оптовыми потребителями своей продукции и в конце текущего года на любых условиях загружают все каналы реализации. Так как товар не пользуется спросом, то потребители в начале нового календарного года обязательно вернут его. Однако данная манипуляция позволяет предприятию показать рост реализации, а значит, и более высокую прибыль текущего периода.

Величина прибыли может быть больше или меньше и шпи-симости от того, какие методы начисления амортизации применяет предприятие. В соответствии с законодательством амортизация может начисляться: а) равными долями в течение всего срока эксплуатации основных средств; б) пропорционально фактическому времени работы оборудования; в) более высокими долями в начальном периоде работы оборудования с последующим снижением в процессе эксплуатации (ускоренная амортизация). Использование разных методов начисления амортизации позволяет получить и разные значения показателей по статье издер-


288_____________ Управление финансовыми ресурсами предприятия

жек «Амортизационные отчисления», что в итоге отразится и на величине прибыли.

В значительной степени величина прибыли зависит от тех методов, которые используются для списания на себестоимость стоимости проданных товаров (торговые предприятия) или стоимости сырья и материалов (производственные предприятия). Для этих целей может быть использован любой из двух следующих методов: 1) ФИФО (первый пришел, первый ушел); 2) ЛИФО (последний пришел, первый ушел). Эффект от применения одного из этих методов может быть получен лишь в том случае, если различные партии одних и тех же товаров, сырья и материалов приобретались предприятием по разным закупочным (оптовым) ценам. При этом важна также и динамика рыночных цен на товары или готовую продукцию. Допустим, что рыночные цены на готовую продукцию (товары) не меняются, а стоимость единицы закупаемого (оптовая цена) сырья, материалов или товара увеличивается. В этом случае применение для определения стоимости проданных продуктов или товаров метода ФИФО позволит показать более высокую прибыль, чем она будет при использовании метода ЛИФО. Это достигается за счет того, что в первом случае (ФИФО) материальные затраты или стоимость проданных товаров окажутся ниже, чем во втором (ЛИФО). Примеры оценки стоимости проданных товаров вышеназванными методами представлены в табл. 13.

Таблица 13 Оценка стоимости проданных товаров методами ФИФО и ЛИФО и расчет доходности бизнеса

 

Содержание Количество, единиц Оптовая цена, тыс руб Сумма, тыс. руб.
1. Остаток товара на 1 января
2. Поступило в 1-й декаде
3. Поступило во 2-й декаде
4. Поступило в 3-й декаде
5. Всего поступлений и остаток  
6. Продано за январь (розничный товарооборот) -

Контроль за уровнем и величиной прибыли



Окончание табл. 13

 

Содержание Количество, единиц Оптовая цена, тыс. руб. Сумма, тыс. руб.
7. Оценка стоимости проданных товаров      
за январь (оптовый товарооборот):      
по ФИФО  
по ЛИФО  
8. Оценка стоимости остатка товаров на      
1 февраля:
по ФИФО
по ЛИФО
9. Валовой доход за январь:      
по ФИФО    
по ЛИФО    
10. Издержки обращения, налоги и сборы      
за январь    
11. Балансовая прибыль за январь:      
по ФИФО    
по ЛИФО    

Оценка стоимости проданных товаров (оптовый товарооборот) за январь:



Управление финансовыми ресурсами предприятия



Расчет балансовой прибыли за январь:

Действенным инструментом управления прибылью выступает создание резервных фондов для покрытия безнадежных долгов и других непредвиденных расходов, которые оплачиваются из прибыли. Все такие расходы и долги покрываются в таком случае из резервных фондов и не затрагивают прибыль текущего периода.

Существенным фактором, влияющим на прибыль, может рассматриваться отсрочка или ускорение введения в эксплуатацию новых объектов, техники, оборудования. Как известно, амортизация на вновь вводимые объекты начинает начисляться со следующего месяца после ввода. Поэтому, например, введение в эксплуатацию нового оборудования в ноябре позволяет увеличить в декабре издержки по статье «Амортизационные отчисления» и тем самым уменьшить налогооблагаемую прибыль за четвертый квартал. Результатом же отсрочки ввода в эксплуатацию до декабря является более высокая величина прибыли.

Многие предприятия, которые в текущем периоде испытывают трудности и не могут достигнуть требуемых, финансовых результатов, прибегают к такому способу, как распродажа части имущества. Нередко такие сделки заключаются фиктивно. В результате продажи имущества увеличиваются доходы (могут уменьшиться также и расходы по статье «Амортизационные отчисления»), что позволяет существенно увеличить прибыль за этот период, хотя реальное финансовое положение предприятия может быть далеко не таким прекрасным.

В том случае, если это не запрещено законодательством, реальным инструментом управления прибылью может рассматриваться ведение консолидированного баланса несколькими предприятиями. На рынке такие предприятия остаются самостоятельными субъектами, но перед налоговыми органами, при наличии соответствующего договора, отчитываются совместно на основе общего бухгалтерского отчета. Такая практика широко распространена во многих странах. Наибольший эффект она дает в том случае, если в состав (объединение) предприятий, которые дого-


Методы оценки стоимости предприятия



вариваются о ведении консолидированного баланса, входят высокорентабельные и убыточные компании. Тогда такое объединение позволяет уменьшить налогооблагаемую прибыль и тем самым сэкономить на налогах. Незначительные потери государства от уменьшения налоговых поступлений в данном случае многократно перекрываются той пользой для общества, которую дает такое объединение: сэкономленные деньги направляются на повышение эффективности бизнеса и прежде всего тех предприятий — участников объединения, которые испытывают временные трудности; сохраняется, а иногда и увеличивается количество рабочих мест (следовательно, и подоходные налоги) на убыточных предприятиях; снижаются издержки предприятий по привлечению дополнительных финансовых ресурсов; не растут или уменьшаются расходы государства на поддержку безработных и т.п.

Инструментом балансовой политики предприятия может выступать применение различных способов перемещения прибыли на другие предприятия, пользующиеся налоговыми и иными льготами, в том числе и на те из них, которые находятся в свободных экономических и оффшорных зонах.

Смена методов учета выручки от продаж в последующие периоды также является существенным инструментом управления и контроля за величиной и уровнем прибыли.

Перечисленными методами не исчерпывается контроль за уровнем и величиной прибыли. Большинство предприятий постоянно работает над совершенствованием балансовой политики. Они, действуя в определенных правовых рамках, всегда ищут и используют большое количество способов оптимизации прибыли текущего периода и тем самым обеспечивают и поддерживают на приемлемом уровне финансовую устойчивость собственного бизнеса.