Вспомогательные тормозные системы

Поскольку фрикционные тормозные механизмы имеют ограни­ченные тешторассеивающие способности, использование их в те­чение длительного времени может привести к временному или даже

окончательному ухудшению их эксплуатационных характеристик. По этой причине на некоторых типах автомобилей применяют спе­циальные тормоза-замедлители, образующие вспомогательную тор­мозную систему.

При описании гидромеханической передачи городского автобуса отмечалось наличие в ее конструкции специального гидравлического тормоза-замедлителя.

Помимо гидравлического замедлителя находят применение электрические замедлители. Показанный на рис. /4.57электрический замедлитель имеет роторную часть, состоящую из вала 1 и двух дисков 2. Вал почти всегда является частью трансмиссии автомобиля. Статорная часть тормоза выполняется в виде нескольких электро­магнитных катушек 3. При включении тока возбуждения вокруг катушек создается магнитное поле. Движение дисков в магнитном поле приводит к возникновению в них вихревых токов (токов Фуко), которые, в свою очередь, возбуждают собственное магнитное поле. Взаимодействие двух магнитных полей порождает тормозной момент.

Электрический тормоз-замедлитель удобно регулируется на рас­стоянии, не требует обслуживания, ему не нужна специальная сис­тема охлаждения, как это имеет место при гидравлических замед­лителях, не встроенных в ГМП. Его недостатками являются: большая масса, значительное потребление электроэнергии, а также большой момент инерции, проявляющийся отрицательно при разгоне и экс­тренном торможении автомобиля.

Рис, 14.57. Электрический тормоз-замедлитель

Рис. 14.58. Рабочие характеристики тор­мозов-замедлителей

А — моторный тормоз-замедлитель (сплош­ная линия — торможение двигателем с вы­хлопной заслонкой, штриховая — тормо­жение двигателем без выхлопной заслонки); Б — гидравлический тормоз-замедлитель; В — электрический тормоз-замедлитель.

Существует еще один спо­соб получения тормозного мо­мента при помощи так назы­ваемого «моторного тормоза», то есть работы двигателя в ре­жиме принудительного холос­того хода. На этом режиме, иногда называемом «режимом торможения двигателем», вал двигателя автомобиля при от­пущенной педали подачи топ­лива принудительно вращается трансмиссией с повышенной частотой. Крутящий момент, вызывающий такое вращение, для ведущих колес автомобиля является тормозным. Он урав­новешивается крутящими мо­ментами, необходимыми для преодоления трения в двига­теле и его насосных потерь. Для искусственного увеличе­ния насосных потерь специ­альной заслонкой почти пол­ностью перекрывают выпуск­ной тракт двигателя. Полностью ее перекрывать нельзя ввиду воз­можности прекращения рабочего процесса двигателя. Наличие такой выхлопной заслонки заметно увеличивает тормозной момент. На рис. 14.58 показаны характеристики различных тормозов-замедли­телей. Видно, что гидравлический и электрический тормоза имеют высокую и примерно одинаковую эффективность, а моторный тор­моз способен создать достаточно большой тормозной момент лишь при наличии выхлопной заслонки и только при включении низших передач. Ввиду своей простоты и дешевизны, несмотря на отно­сительно невысокую эффективность, моторный тормоз применяется гораздо шире других типов тормозов-замедлителей.