Основные виды и задачи маркетинговой деятельности

Маркетинговая деятельность предприятия представляет собой творческую управленческую деятельность, задача которой заключа­ется в развитии рынка товаров, услуг и рабочей силы путем оценки потребностей потребителей, а также в проведении практических мероприятий для удовлетворения этих потребностей. С помощью этой деятельности координируются возможности производства и распределение товаров и услуг, а также определяется, какие шаги необходимо предпринять, чтобы продать товар или услугу конечно­му потребителю.

Суть и содержание маркетинговой деятельности отражают объективные условия развития рынка, который в известной мере утра­чивает хаотичность и подпадает под регулирующее воздействие за­ранее устанавливаемых хозяйственных связей, где особая роль от­водится потребителю. Потребитель предъявляет свои требования к продукту, его технико-экономическим характеристикам, количест­ву, срокам поставки (прежде всего машин и оборудования) и тем самым создает предпосылки для распределения рынка между про­изводителями. Возрастает значение конкуренции, борьбы за потре­бителя. Это заставляет производителей тщательно и глубоко изучать конкретных потенциальных потребителей и запросы рынка, кото­рый предъявляет высокие требования к качеству и конкурентоспо­собности продукции.

Осуществление маркетинговой деятельности — объективная необходимость ориентации научно-технической, производственной и сбытовой деятельности фирмы (предприятия) на учет рыночного спроса, потребностей и требований потребителей. Здесь отражается и постоянно усиливается тенденция к планомерной организации производства в целях повышения эффективности функционирова­ния фирмы в целом и ее хозяйственных подразделений

Различают четыре основных вида маркетинговой деятельности:

1) продуктовая — опирается на сильные стороны технологий и аналитический прогноз потенциального спроса потребителей. В производстве ведущее место (цель) занимают качественные характери­стики товара. Однако такие предприятия уделяют недостаточное внимание запросам рынка, что может привести к невостребованно­сти производимой продукции и риску убытков. Тем не менее, орга­низации стараются проанализировать запросы потребителей в от­ношении будущих характеристик товара. Таким образом, предпри­ятия начинают производить товар, рассчитывая на увеличение по­требительского спроса в перспективе;

2) производственная — производство продукции исходя из пока­зателей эффективности, в большей степени внимание уделяется издержкам производства и способам их снижения. Выпуск продук­ции ориентирован на текущий спрос по ценам, которые потреби­тель готов заплатить за товар. Исходя из анализа платежеспособно­го спроса организации, определяют объем производства и уровень издержек. Тем не менее может возникнуть ситуация избытка на рынке, т.е. затоваривание. В этом случае появляется риск снижения выручки от продаж и, как следствие, убыток;

3) сбытовая — ориентация деятельности на объем продаж, стремление как можно быстрее обновлять ассортимент выпускае­мой продукции и ускорять товарооборот. В центре внимания ока­зывается анализ текущего платежеспособного спроса, который позволит получить наибольшую выручку от продаж в краткосроч­ном периоде. Однако, поскольку степени удовлетворения потреби­теля уделяется мало внимания, может возникнуть ситуация не­удовлетворенного спроса и снижения объема выручки от реализа­ции в будущем;

4) потребительского спроса — ориентация на непрерывный процесс удовлетворения потребностей потребителей. Внимание со­средоточивается на отличиях потребностях разных групп потреби­телей, а также на изменениях предпочтений. В результате предпри­ятия быстро адаптируются к динамике спроса на рынке и меняют номенклатуру выпускаемой продукции. Предприятия, придержи­вающиеся такой философии, наименее подвержены рискам затова­ривания, снижения выручки от продаж, возникновения ситуации неудовлетворенного спроса. Такая маркетинговая деятельность тре­бует значительных вложений в разработку и реализацию маркетин­говой стратегии, что может позволить себе не каждая организация. Однако результат, как правило, покрывает все издержки и прино­сит не только прибыль, но и значительное конкурентное преиму­щество на рынке.

Маркетинговая деятельность фирмы направлена на то, чтобы достаточно обоснованно, опираясь на запросы рынка, устанавли­вать конкретные текущие и главным образом долговременные (стратегические) цели, пути их достижения и реальные источни­ки ресурсов хозяйственной деятельности; определять ассорти­мент и качество продукции, ее приоритеты, оптимальную струк­туру производства и желаемую прибыль. Другими словами, про­изводитель должен выпускать такую продукцию, которая найдет сбыт и принесет прибыль. А для этого нужно изучать обществен­ные и индивидуальные потребности, запросы рынка как необхо­димое условие и предпосылку производства. Поэтому все больше углубляется понимание того, что производство начинается не с обмена, а с потребления. Эта концепция нашла свое воплощение в маркетинге.

Методы маркетинга включают:

• анализ внешней среды, в которую входит не только рынок, но и политические, социальные, культурные и другие усло­вия. Анализ позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или препятствующие ему. В итоге ана­лиза формируется банк данных для оценки окружающей сре­ды и ее возможностей;

• анализ потребителей — как реальных, так и потенциальных, исследование демографических, экономических, социальных, географических и иных характеристик лиц, принимающих решение, и процессов приобретения ими товаров;

• разработка концепций создания новых товаров или модерни­зации старых, включая их ассортимент, упаковку и т.д. Уста­ревшие, не дающие расчетной прибыли товары снимаются с производства и рынка;

• планирование товародвижения и сбыта, включающее созда­ние при необходимости собственных сбытовых сетей со скла­дами и магазинами;

• формирование спроса и стимулирование сбыта посредством рекламы, личной продажи и разного рода материальных сти­мулов, направленных на покупателей;

• обеспечение ценовой политики планирования систем и уров­ней цен на поставляемые товары.

Управление маркетинговой деятельностью как системой вклю­чает планирование, выполнение и контроль маркетинговой про­граммы, оценку эффективности маркетинговых решений, рисков и прибыли.

Маркетинговая деятельность представляет собой комплекс ме­роприятий, ставящих цель:

• изучение потребителя;

• исследование мотивов его поведения на рынке;

• анализ собственно рынка предприятия;

• исследование продукта (изделия или вида услуг);

• анализ форм и каналов сбыта;

• анализ объема товарооборота предприятия;

• изучение конкурентов, определение форм и уровня конку­ренции;

• исследование рекламной деятельности;

• определение наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке;

• изучение ниш рынка.

Маркетинговая деятельность по изучению потребителя опреде­ляет структуру потребительских предпочтений на рынке.

Задачей маркетинговой деятельности по исследованию продукта является определение потребностей рынка в новых изделиях, улуч­шения или модернизации уже существующих. Проводимый анализ систем и методов реализации продуктов с точки зрения маркетинга позволяет определить, как можно лучше и эффективнее реализовывать продукцию данной компании в условиях конкретного рынка, кто может стать торговым посредником. В целях определения наи­более экономных путей и способов наращивания объема товаро­оборота проводятся исследования динамики продаж, издержек и прибыли предприятия.

Проводимая маркетинговая деятельность по изучению конку­рентов ставит цель установить главных конкурентов компании на рынке, их слабые и сильные стороны, получить информацию о фи­нансовом положении конкурентов, особенностях производственной деятельности, управления. Исследование рекламы помогает опреде­лить наиболее эффективные способы воздействия на потребителя, повышения его интереса к продукции. При проведении маркетин­говых исследований по поиску наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке определяется, какая система стиму­лов позволит заинтересовать оптовых покупателей в закупке более крупных партий продукции.

Все цели маркетинговой деятельности касаются в основном процесса производства и распределения товаров и услуг, т.е. марке­тинговая деятельность ориентирована на продукт или услугу.

Маркетинговая деятельность осуществляется циклично. Она на­чинается с информационно-аналитического исследования, на основе которого проводится стратегическое и текущее планирование, разра­батывается программа создания и вывода на рынок нового товара, формируются каналы движения товара от производителя до потреби­теля с участием торговых посредников (дистрибьюторов), организу­ется рекламная кампания и осуществляются другие действия по про­движению товара на рынок, наконец, на заключительном этапе оце­нивается эффективность маркетинговых мероприятий.

Существует отраслевая дифференциация маркетинга, которая, сохраняя единство его целей и принципов, позволяет решать спе­цифические задачи каждой отрасли экономики и сферы социаль­ной жизни. Естественно, сказываются особенности продукта, соз­даваемого в отрасли, и форм его потребления.

Можно назвать следующие отраслевые виды маркетинга:

• производственный маркетинг (в том числе промышленный, строительный, аграрный), главные цели которого — поиск рынка сбыта, оценка его емкости, обоснование производст­венно-инвестиционной программы, разработка нового про­дукта, соответствующего по своим качественным признакам требованиям потребителей, самосертификация и оценка кон­курентоспособности продукта;

• торгово-сбытовой маркетинг, к главным целям которого от­носятся дистрибьюция и формирование канала товародвиже­ния, организация сбыта и продажи товаров, перемещение и складирование товаров (логистика), изучение и прогнозиро­вание покупательского спроса, создание системы торгового и послеторгового сервиса;

• маркетинг сферы услуг, где сочетаются цели производственно­го и торгового маркетинга (поскольку производство, продажа и потребление услуг концентрируются во времени и в простран­стве), но в то же время имеется своя специфика (нематериаль­ность услуг, неспособность услуг к хранению и т.п.);

• маркетинг интеллектуального продукта (в том числе марке­тинг информационного продукта и информационных техно­логий), имеющего нематериальную форму с использованием особых форм его реализации и обслуживания;

• международный маркетинг, предметом которого является внешнеэкономическая деятельность;

• маркетинг финансово-кредитного продукта и страхового дела, а также маркетинг ценных бумаг.

Кроме того, существует маркетинг некоторых специфических рынков, в частности рынка труда и рынка образования. Приемы и методы маркетинга распространяются и на нерыночные сферы, например на политическую жизнь, социальные отношения, искусство и культуру и т.п.

Различаются три уровня маркетинга:

• микромаркетинг, т.е. рыночная деятельность отдельного пред­приятия (фирмы, компании), в том числе внутренний марке­тинг — организация деятельности персонала собственной мар­кетинговой службы и внешний маркетинг — доведение товара до потребителя, организация связей с клиентами и торговыми посредниками, изучение рынка;

• макромаркетинг, т.е. участие государственных учреждений, от­раслевых и региональных структур в управленческой, регули­рующей и исследовательской деятельности в рыночной сфере;

• глобальный, или международный, маркетинг — деятельность на внешнем, мировом рынке, внешняя торговля (особая форма — мегамаркетинг, т.е. деятельность транснациональных компаний по проникновению на рынок какой-либо страны).

Основополагающими элементами комплекса маркетинга явля­ются доля рынка, его сегментирование и позиционирование товара.

Доля рынка — это часть рынка отрасли, которая используется фирмой для продажи своих товаров.

Сегментирование рынка состоит в разделении общей совокупно­сти потребителей на определенные группы покупателей (сегменты), различающиеся по целому ряду факторов и имеющие сходные по­требительские запросы и предпочтения.

Позиционирование товара включает мероприятия по продвижению товара на рынок и обеспечению конкурентоспособного положения.

Ценообразование осуществляется исходя из себестоимости про­дукции, цены конкурентов на аналогичный товар, уникальных свойств товара, спроса на него.

Важными элементами плана маркетинга являются схема распро­странения товаров, т.е. организация каналов сбыта, и методы сти­мулирования продаж (сбыта).

Стимулирование сбыта — это разнообразные действия, способ­ствующие совершению покупки. Они включают стимулирование потребителей, сферы торговли, торгового персонала фирмы.

План маркетинга содержит также послепродажное обслужива­ние клиентов, включая гарантийное и постгарантийное обслужива­ние, доставку, упаковку и т.д.

Общественное мнение о фирме и товарах формируют путем проведения презентаций и выставок, использования рекламы (пре­стижной, фирменной, корпоративной), оказания консультативных услуг.