Выигрыш от внешней торговли. Торговля и интересы стран-импортеров и стран-экспортеров.

 

 

Выигрыш от торговли - это экономический эффект, который получает каждая из участвующих в торговле стран, если каждая из них специализируется на торговле тем товаром, в производстве которого она имеет относительное преимущество.

Здесь необходимо учесть тот немаловажный факт, что разные субъекты хозяйствования, принимающие участие в производстве и потреблении товара, выходящего на мировой рынок, сталкиваются с различными экономическими последствиями такого участия. Это хорошо иллюстрируют графические модели на рис.

Рассмотрим последствия для страны Х. Область “А” демонстрирует нам потери отечественных производителей товара “b” в стране Х после снижения цены с 2”а” до 1”а” и появления импортного товара. Часть отечественных производителей не выдерживает ценовой конкуренции с импортом и уходит с рынка, сократив объем производства с 40 единиц до 20 единиц товара “b”.

Здесь необходимо подчеркнуть тот существенный факт, что в результате международной торговли внутренние отечественные цены стремятся к уровню мировых. Т.е. в стране Х после появление импортного товара “b” по цене 1”а”=1”b” цена отечественного товара также станет 1”а”=1”b”. Отечественные производители уже не смогут продавать свой товар по цене 1”b”=2”а”. В результате выигрыш отечественных производителей сократится на область “А”. При этом выигрыш отечественных потребителей, связанный со снижением цены и увеличением объемов потребления, возрастет на величину области “А+В” (см.рис.).

Если сравнить потери производителей и приобретения потребителей, то прирост выигрыша потребителей оказывается больше сокращения выигрыша производителей на область “В”. Таким образом, область “В” - это чистый выигрыш национальной экономики страны Х.

Эффект для потребителей страны-импортера

 

Так как товар импортируется по более низкой цене, чем существовавшая на внутреннем рынке до международной торговли, то потребители имеют возможность купить большее количество товара по более низким ценам. То есть для потребителя эффект является положительным.

 

Эффект для производителей страны-импортера

 

Производители проигрывают, так как импортные товары продаются по более низким ценам. Это ставит отечественных производителей перед проблемой снижения цен в условиях существования иностранной конкуренции. Для них эффект отрицательный.