Альтернативные теории международной торговли. Вклад М.Портера в развитие теории конкурентных преимуществ.

 

Новейшие теории международной торговли либо развивают принципы классических теорий, распространяя их на большее количество товаров, стран и факторов производства, либо изучают отдельные стороны международной торговли, которые по каким-либо причинам остались необъясненными классическими теориями. Эти две группы новейших теорий рассматривают международную торговлю преимущественно со стороны предложения товаров.

Третья группа теорий полностью отрицает классические теории, объявляя их устаревшими, и предлагает собственное объяснение международной торговли. Эта группа теорий обычно в равной степени уделяет внимание анализу предложения и спроса на товары в международной торговле.

 

Теория «жизненного цикла продукта»

 

Статичная модель сравнительного преимущества не позволяла включить в анализ влияние НТП на закономерности изменения структуры международной торговли. В середине 60-х гг. американские экономисты М.Познер, Г.Хуфбауэр, Р.Вернон выдвинули теорию ЖЦП, в которой попытались объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни, т.е.периода времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.

Когда продукт только изобретен, он еще нуждается в совершенствовании. Для его произвдста тснбуется передовое иби дованми, рабочая сила соответствующей квалификации и т.д., поэтому его выгоднее выпускать в странах, где он впервые появился в производстве или потреблении, - обычно это страны с высоким доходом, так как экономически новейшие товары относятся к предметам роскоши. Спустя некоторое время замысел и технология производства нового товара становится уже настолько отработанным, что дополнительные знания уже не столь необходимы для снижения издержек. Как только продукт становится более привычным и стандартизированным (зрелым), его производство в старее с высоким уровнем технологий теряет смысл. Производство этого товара перемещается в другие страны, которые могут использовать уже стандартную технологию. Под конец технология может настолько воплотиться в продаваемом оборудовании, что для производства самого товара уже не потребуется особая квалификация и оно переместится в развивающиеся страны, располагающие избытком дешевой рабочей силы.

Цикл жизни продукта охватывает четыре стадии – внедрение, рост, зрелость и упадок.

1. На стадии внедрения происходит разработка новой продукции в ответ, как правило, на возникшую потребность внутри страны. Поэтому на этой стадии производство нового продукта носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения, а производитель занимает почти монопольное положение, и лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.

2. На стадии роста спрос на продукт растет и его производство расширяется и постепенно распространяется на другие развитые страны, продукт становится более стандартизированным, увеличивается конкуренция между производителями и расширяется экспорт.

3. На стадии зрелости преобладает крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладающим становится ценовой фактор, и по мере расширения рынков и распространения технологий страна нововведения уже не обладает конкурентными преимуществами. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила может быть эффективно использована в стандартизированных производственных процессах.

4.На стадии упадка спрос, особенно в развитых странах, сокращается, производство и рынки сбыта концентрируются преимущественно в развивающихся странах, а страна нововведения становится чистым импортером.

 

Гипотеза ЖЦП соответствует истории развития многих отраслей. Так, отрасли, развитие которых началось еще до Первой мировой войны, - текстильная, кожевенная, резинотехническая, целлюлозно-бумажная промышленность, - сейчас переместились в развивающиеся страны. Исследования показали наличие той же тенденции к перемещению производств по мере их стандартизации в нефтехимии, производстве конторского оборудования и полупроводников.

Таким образом, теория ЖЦП не только учитывает НТП, но и объясняет механизм постоянного изменения соотношения компонентов в издержках производства, вызванного динамизмом международной специализации и кооперации. Недостаточно сказать, что специализироваться на производстве такого-то товара выгодно такой-то стране. Надо сказать не только где, но еще и когда. Производство телевизоров вначале было возможным только в развитых странах, а теперь на выпуске телевизоров и видеомагнитофонов стало выгодно специализироваться развивающимся странам. Иными словами, в теории ЖЦП был развит рикардианский принцип «сравнительных издержек» в условиях международной специализации не только в пространстве, но и во времени.

 

Теория «эффекта масштаба»

 

В начале 80-х гг. П.Кругман и К.Ланкастер предложили альтернативное классическому объяснение международной торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба.

Согласно точке зрения авторов этой теории, многие страны (в первую очередь развитые) обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и в этих условиях им будет выгодно торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. В этом случае специализация позволяет расширить объемы производства и производить продукт с меньшими затратами и, следовательно, по более низкой цене. Для того, чтобы этот эффект массового производства смог быть реализован, необходим достаточно емкий рынок. Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку позволяет расширить рынки сбыта.

Вместе с тем реализация эффекта масштаба, как правило, ведет к нарушению совершенной конкуренции, поскольку связана с концентрацией производства и укрупнением фирм, которые становятся монополистами. В этом случае международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских ТНК, что неизбежно ведет к возрастанию объемов внутрифирменной торговли.

 

Теория внутриотраслевой международной торговли

 

К началу 60-х гг. стало очевидно, что развитые страны, особенно в Западной Европе, где образовалось интеграционное объединение, все больше торгуют друг с другом дифференцированными товарами одной отрасли.

Одним из первых на эту тенденцию обратил внимание и разработал соответствующую модель венгерский экономист Белла Баласса.

Внутриотраслевая торговля – обмен между странами дифференцированными продуктами одной отрасли.

Причины:

· различия во вкусах потребителей данной страны, которые хотят иметь больший выбор товаров (как своих, так и зарубежных) в рамках одной товарной группы;

· пересекающийся спрос. Страны экспортируют те промышленные товары, для которых существует емкий внутренний рынок. Поскольку потребители в странах с примерно одинаковым уровнем дохода имеют примерно схожие вкусы, каждой стране легче экспортировать те товары, в производстве и торговле которыми на внутреннем рынке накоплен большой опыт;

return false">ссылка скрыта

· эффект масштаба.

 

Внутриотраслевая торговля не приводит к перемещению больших групп занятых из секторов, экспорт которых падает, в сектора, экспорт которых развивается. Т.е. из импортозамещающих отраслей в экспортоориентированные. Поэтому в данном случае нет падения доходов владельцев факторов производства. Наоборот, эти доходы увеличиваются за счет роста объемов производства. Это выгодно отличает с социальной точки зрения внутриотраслевую международную торговлю от межотраслевой.

 

ВКЛАД М.ПОРТЕРА В ТЕОРИЮ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

 

В конце ХХ века наиболее значительными исследованиями в области теории международной торговли считается теория конкурентных преимуществ М.Портера.

Причины появления данной теории следующие:

 

* произошли реальные изменения в мировой экономике и международной конкуренции, в силу чего прежняя классическая теория не способна охарактеризовать конкурентные преимущества;

* произошли изменения в технологиях;

* появились новые индустриальные страны;

* фирмы стали использовать преимущества не только той страны, в которой они базируются, но и тех стран, где находятся их финансы.

 

В соответствии с теорией М.Портера, конкурентоспособность страны на мировом рынке определяется взаимодействием и взаимосвязью четырех основных компонентов (детерминант конкурентного преимущества):

 

1. Факторные условия, т.е. те конкретные факторы производства, которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли:

* людские ресурсы;

* физические ресурсы;

* инфраструктура;

* ресурс знаний и информации;

* денежные ресурсы

 

2. Условия спроса на товары и услуги, т.е. каков спрос на внутреннем рынке на продукцию и услуги, предлагаемые отраслью. Условия спроса определяются структурой внутреннего спроса; его величиной и характером роста; интернационализацией спроса. Структура внутреннего спроса во многом зависит от структуры населения по полу, возрасту, доходу и т.п.; от требовательности и разборчивости покупателей; от предполагаемых предпочтений в спросе и потребностей покупателей.

Величина и характер роста внутреннего спроса зависят от емкости рынка, степени его насыщенности данным товаром, возможности его расширения за счет использования новых технологий.

Интернационализация спроса проявляет свое влияние как фактор конкурентных преимуществ в том случае, осительной цены. При этом внутренний спрос на данный товар по мере увеличения его цены будет сокращаться. Таким образом, в каждой из стран можно определить равновесную относительную цену данного товара через совмещение кривых внутреннего спроса и внутреннего предложения:

Px Sx Py

 

 

A B

1 1 Sy

2/3 C D

Dx

Dy

 

20 60 Qx 40 80 Qy

Импорт Экспорт

Страна Х Страна У

 

 


 

Рис. Формирование мировой цены

 

Предположим, что в мировой торговле участвуют только две страны - Х и У. При этом страна Х импортирует, а У - экспортирует товар “b”. Т.е. страна У имеет по производству товара “b” относительные преимущества. Рост издержек замещения и соответствующие изменения внутренних относительных цен спроса и предложения товара “b” в обеих странах формируют равновесные относительные цены на данный товар (см. рис.). В стране Х эта цена равна 2 единицы товара “а” за единицу товара “b”, а в стране У, имеющей сравнительные преимущества, - 2/3 единицы товара “а” за единицу товара “b”. Разница внутренних равновесных относительных цен делает выгодным экспорт товара “b” из страны У в страну Х. По какой же цене товар “b” из страны У будет продан на рынке страны Х? Из нашего примера (см. рис.) очевидно, что при цене 1”а”=1”b” объем товара “b”, который производители в стране У желают и могут вывезти в страну Х (Q¢2 - Q¢1=80-40=40 единиц товара “b”) совпадает с желанием потребителей в стране Х купить импортный товар, так как по этой цене объем внутреннего отечественного предложения товара “b” (20 единиц) меньше спроса (60 единиц) именно на 40 единиц.

При относительной мировой цене на товар “b” выше или ниже (1”а”<Р”b”<2”а” или 2/3”а”<Р”b”<1”а”) на мировом рынке возникает соответственно либо избыток , либо дефицит данного товара. В условиях невмешательства государства в процесс ценообразования и отсутствия внешнеторговых ограничений цена автоматически будет стремиться к той величине, при которой объемы экспортного предложения совпадут с объемами импортного спроса.