Воздушный транспорт

 

Быстрое развитие техники и потребности в высокоскоростных перевозках, особенно ценных грузов, почты и пассажиров, привели к тому, что после Первой мировой войны стал быстро формироваться воздушный транспорт. Последующее его развитие происходило стремительными темпами.

К концу 90-х гг. грузооборот достиг 293 млрд. т.-км, в т.ч. в международном сообщении 189 млрд. т.-км. Число пассажиров увеличилось до 2244 млн., включая 1252 млн. на международных линиях. В международных воздушных сообщениях участвует свыше 1 тыс. аэропортов, в т.ч. 400 – в Европе.

Крупнейший самолетный парк имеют США, на втором месте находится Россия, далее идут Канада, Австралия и ФРГ.

Развитие авиационной техники в ХХ веке воплощалось прежде всего в совершенствовании двигателей и улучшении конструкции летательных аппаратов. Легкие и сравнительно более простые поршневые самолеты во второй половине столетия заменялись реактивными. В 60-х гг. с ростом воздушных грузоперевозок в эксплуатацию стали активно вводиться тяжелые грузовые летательные аппараты. Примерно в это же время увеличение пассажиропотоков стимулировало создание самолетов с большой вместимостью. Появились аэробусы.

В течение всего ХХ века, особенно его второй половины, возрастали скорости машин и дальность их полета. В последние годы на первый план вышла проблема топливной экономичности и защиты окружающей среды. При этом экологические требования включают и снижение шума.

 

Трубопроводный транспорт

 

Хотя первые небольшие трубопроводы были сооружены еще до начала ХХ столетия, развитие этого вида транспорта относится целиком к ХХ веку, особенно ко второй его половине.

В начале 70-х гг. общая протяженность магистральных нефтепроводов в мире достигала 258 тыс. км, газопроводов – 609 тыс. км. Уже в то время примерно половина общей длины нефтепроводов и 2/3 длины газопроводов приходилась на США. К началу XXI века общая протяженность магистральных нефтепроводов в мире достигла 500 тыс. км, то есть возросла примерно вдвое. Совокупная длина всех трубопроводов превысила 2 млн. км.

США по-прежнему лидируют по протяженности трубопроводной сети, на втором месте – Россия.

 

Контрольные вопросы.

  1. Раскройте понятие товарной структуры мировой экономики в соответствии с многоуровневым подходом.
  2. Дайте общую характеристику отраслевой структуры мировой экономики.
  3. Охарактеризуйте основные современные тенденции изменений отраслевых пропорций в мировой экономике.
  4. Охарактеризуйте удельный вес и роль промышленности в мировом хозяйстве.
  5. Определите отраслевую структуру промышленности в мировой экономике.
  6. Определите структуру АПК и его роль в мировой экономике.
  7. Сформулируйте основные тенденции развития АПК в мировой экономике.
  8. Определите структуру и основные тенденции развития топливно-энергетического комплекса в мировой экономике.
  9. Дайте понятие «третьего сектора» экономики и определите его отраслевую структуру.
  10. Дайте общую характеристику роли транспорта при осуществлении международных экономических связей.
  11. Охарактеризуйте значение отдельных видов транспорта в мировой экономике и определите основные современные тенденции их развития.